Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактильная чувствительность 44 страница






ТЕЛАРИИ (итал. telari, от tela - полотно), элемент декорационного оформления в зап.-европ. театре 16-17 вв.- прямоугольные трёхгранные призмы, составленные из 3 рам с натянутым на них холстом, на к-ром изображены дома, деревья и др. Расположенные по краям сцены Т. создавали впечатление глубины. Изобретение их приписывается итал. художнику Б. Буонталентн (впервые применил Т. в 1585).

ТЕЛЕ... (от греч. tele - вдаль, далеко ), часть сложных слов, обозначающая дальность, действие на большом расстоянии (напр., телеграф, телевидение).

ТЕЛЕАНГИЭКТАЗИЯ (от греч. telos-окончание, angeion - сосуд и ektasis -расширение ), стойкое расширение поверхностных сосудов (преим. капилляров ) кожи и слизистых оболочек. Могут быть приобретёнными и (чаще ) врождёнными. Нередко выявляется семейно-наследств. характер патологии. Т. имеют вид синюшно-красных пятен различной формы; обычно локализуются на коже лица, голеней. При расположении их на слизистых оболочках верх, дыхат. путей и желудочно-кишечного тракта возможны кровотечения. Лечение - диатермокоагуляция или криотерапия.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ (от теле... и слова видение ), область науки, техники и культуры, связанная с передачей зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными средствами; собственно способ такой передачи. Наряду с радиовещанием Т.-одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, научно-познавательной, учебной^ одно из осн. средств связи, используемое в науч., организац., технич. и др. прикладных целях (напр., в системах диспетчеризации и контроля в пром-сти и на транспорте, в космич. и ядерных исследованиях, в воен. деле и т. д. ).

Основные принципытелевидения и их техническая реализация. Конечным (приёмным ) звеном телевиз. передачи служит человеческий гла з, поэтому телевиз. системы строятся с учётом особенностей зрения. Реальный мир воспринимается человеком визуально в цветах, предметы - рельефными, расположенными в объёме нек-poro пространства, а события - в динамике, движении; следовательно, идеальная телевиз. система должна обеспечивать возможность воспроизводить эти свойства материального мира. В совр. Т. задачи передачи движения и цвета успешно решены (и технически, и практически ). На стадии испытаний находятся телевиз. системы, способные воспроизводить рельефность предметов и глубину пространства (см. Стереоскопическое телевидение).

Для телевиз. передачи изображений необходимо осуществить 3 процесса: преобразование света, испускаемого объектом передачи или отражаемого им, в электрич. сигналы; передачу электрич. сигналов по каналам связи и их приём; обратное преобразование электрич. сигналов в световые импульсы, воссоздающиеоптич, изображение объекта. Принципиальная основа для реализации этих процессов была заложена в трудах У. Смита (США ), открывшего (1873 ) внутр. фотоэффект, А. Г. Столетова, установившего (1888 ) осн. закономерности внеш. фотоэффекта; А. С. Попова - изобретателя радиосвязи (1895 ); Б. Л. Розинга, разработавшего (1907 ) систему " катодной телескопии" (при к-рой для воспроизведения изображений использовалась электроннолучевая трубка ) и осуществившего (1911 ) первую в мире телевиз. передачу (в лабораторных условиях ) по такой системе. Однако чтобы довести Т. до стадии практич. применения, необходимо было решить множество др. сложных вопросов.

Рассматривая предметы непосредственно, можно различать очень мелкие детали (в соответствии с разрешающей способностью глаза ). Поэтому формально можно считать оптич. изображение, проецируемое на сетчатку глаза, состоящим из т разрешимых деталей (элементов ). Каждый такой элемент можно охарактеризовать яркостью В, цветностью (т. н. цветовым тоном X и чистотой цвета р) и геометрич. местом (координатами x, у), т. е. -описать многомерной функцией fi (В, А, р, x, у}; всё изображение описывается функцией
[ris]
Это справедливо и для Т., где оптич. изображение объекта передачи проецируется (оптич. системой ) на светочувствит. элемент передающей телевизионной трубки; число т в этом случае определяется разрешающей способностью трубки и размерами телевиз. кадра. Практически число т ограничивается технич. возможностями системы и её назначением и, напр, в вещательном Т. СССР, составляет ок. 500 тыс. элементов (в 1 кадре ).

Если координаты x и у каждого элемента известны, для воспроизведения состояния элемента требуется передача трёх его параметров В, X и р, для чего необходимы три канала связи, а для воспроизведения всего изображения - З т каналов (в случае стереотелевидения число каналов ещё удваивается, т. к. требуется передача изображений отдельно для левого и правого глаза ). Отсюда очевидно, что одноврем. передача всех элементов изображения практически невозможна. Поэтому в Т. принят принцип последоват. передачи изображений (поочерёдно - элемент за элементом ), предложенный португ. учёным А. ди Пайва (1878 ) и независимо от него П. И. Бахметьевым (1880 ). Возможность такой передачи основывается на свойстве человеческого зрения воспринимать пульсирующий свет как непрерывный, если частота пульсаций превышает критическую, к-рая зависит от яркости источника и составляет неск. десятков пульсаций в сек. Процесс последоват. преобразования элементов изображения в электрич. сигналы при передаче и обратный процесс при приёме носят назв. развёртки изображения (см. также Телевизионная развёртка). Эти процессы анализа и синтеза изображения должны совершаться синхронно и синфазно.

Закон развёртки определяется назначением телевиз. системы. Так, напр., в совр. телевиз. вещательной системе принята линейно-строчная развёртка, при к-рой образующийся кадр изображения имеет горизонтально-строчную структуру. Для поддержания синфазности развёрток в конце каждой строки и кадра передаются синхронизирующие импульсы. Тем самым телевизионная станция управляет развёртками всех телевизоров в зоне своего действия. Одно из первых устройств для передачи элементов изображения, основанное на применении вращающегося диска с отверстиями, было предложено П. Нипковым (1884 ). Диск Нипкова применялся в ранних, ещё несовершенных механических системах Т. Технич. реализация процессов преобразования и восстановления отич. изображения в совр. Т. осуществляется гл. обр. вакуумными электроннолучевыми трубками. Практич. освоение электронных систем Т., осн. на использовании таких приборов, относится к кон. 20-х - 30-м гг. 20 в. и связано с именами В. К. Зворыкина и Ф. Фарнсуорта (США ), К. Свинтона (Великобритания ), В. П. Грабовского, С. И. Катаева, А. П. Константинова, Б. Л. Розинга, П. В. Тимофеева, П. В. Шмакова (СССР ), а также мн. др. изобретателей. Среди передающих трубок наиболее распространены видиконы (с внутр. фотоэффектом ) и суперортиконы (с внеш. фотоэффектом ), среди приёмных - различные кинескопы.

Исторически Т. развивалось начиная с передачи только яркостной характеристики каждого элемента изображения. В чёрно-белом Т. (см. рис. ) яркостный сигнал (видеосигнал) на выходе передающей трубки подвергается усилению и преобразованию (см. Телевизионный сигнал). Каналом связи служит радиоканал или кабельный канал (см. Телевизионная передающая сеть). В приёмном устройстве принятые сигналы преобразуются в однолучевом кинескопе, экран которого покрыт люминофором белого свечения.

Обобщённая структурная схема телевизионной системы.

В цветном телевидении, кроме яркостной составляющей, передаётся и информация о цветности каждого элемента. Поскольку всё многообразие природных цветов можно воспроизвести оптически из трёх основных - красного, зелёного и синего, взятых в определённых пропорциях, то телевизионная передающая камера содержит не одну, а три трубки-для создания яркостного сигнала и сигналов осн. цветов. Все эти сигналы при передаче (на телецентре ) подвергаются кодированию, а при приёме (в телевиз. приёмнике ) - декодированию. Цветной кинескоп - трёхлучевой, с мозаичным (образованным люминофорами красного, зелёного и синего свечения ) экраном.

Классификацию систем Т. производят чаще всего по след. осн. признакам: по качеств, признаку - чёрно-белые (монохромные ), цветные, стереомонохромные и стереоцветные; по форме представления сигналов (видеоинформации ) -аналоговые и дискретные (цифровые ); по частотному спектру канала связи -широкополосные (с полосой пропускания, равной полосе вещат. канала или больше её ) и узкополосные (с полосой меньше полосы вещат. канала ). Нек-рые из указанных систем могут, в свою очередь, подразделяться по частным признакам, напр, по способу развёртки изображений или по очерёдности передачи той или иной информации.

За годы пракгич. использования Т. прочно вошло в жизнь людей. Наибольшее распространение оно получило как телевизионное вещание. Телевизионную аппаратуру применяют при решении разнообразнейших задач в науке, медицине, в различных отраслях нар. х-ва (см. Промышленное телевидение, Подводное телевидение, Проекционное телевидение, Замкнутая телевизионная система). В 1962 появилось (в СССР ) космическое Т. (см. Космовидение), средства которого действенно используются в экспериментах по изучению и освоению космоса. В ближний космос запускаются искусств, спутники Земли и орбитальные станции, требующие телевиз. обслуживания. Т. сделало доступной изучению невидимую с Земли сторону Луны. Проведён уникальный эксперимент по управлению автоматич. космич. станциями " Луноход-1" и " Луноход-2" на расстоянии ок. 400 тыс. км (см. Лунный самоходный аппарат) при помощи телевизионной аппаратуры. Сделаны фототелевиз. снимки Луны и ряда планет - Меркурия, Венеры, Марса и Юпитера. Яркий пример использования Т. в космосе - космич. полёт по программе ЭПАС (июль 1975 ), потребовавший организации сложной телевиз. связи между двумя континентами и с космическими кораблями. Потребность в Т. в свою очередь вызывает необходимость совершенствования Т., использования его новых качеств.

Перспективы развития Т. связаны с внедрением в практику Т. кассетного кино, стереоскопического Т., с разработкой систем стереоцветного Т. и многоракурсного Т. (допускающего боковой обзор воспроизводимого объёмного изображения ), с использованием в Т. методов голографии.

Лит.: Лазарев П. П., Очерки истории русской науки, М.- Л., 1950; Справочник по телевизионной технике, пер. с англ., т. 1-2, М.- Л., 1962; Телевидение, под ред. П. В. Шмакова, 3 изд., М., 1970; Ш у м их и н Ю. А., Телевидение в науке п технике, М., 1970; Телевизионная техника, М., 1971; Казиник М. Л., Макеев Г. М., Сафрошин H. А., Основы телевидения, 3 изд., М., 1973; Брацлавец П. Ф., Росселевич И. А., Хромов Л. И., Космическое телевидение, 2 изд., М., 1973; Самойлов В. Ф., Хромой Б. П., Телевидение, М., 1975; H о в а к о вс к и и С. В., Цветное телевидение, М., 1975. Я. В. Шмаков.

Телевизионное вещание - одно из массовых средств информации и пропаганды, воспитания, просвещения, организации досуга населения. В СССР и др. социалистич. странах Т. освещает деятельность коммунистич. и рабочих партий, гос. органов, участие трудящихся в коммунистич. и социалистич. строительстве, раскрывает особенности социалистич. образа жизни, служит формированию общественного мнения, идейному, нравственному и эстетич. воспитанию масс, ведёт пропаганду миролюбивой внешней политики. Сов. Т. как действенное средство коммунистич. воспитания трудящихся занимает важное место в системе идеологич. работы КПСС, является всенародной трибуной, с к-рой выступают передовые рабочие и колхозники, специалисты нар. х-ва, гос. и партийные работники, учёные, деятели лит-ры, иск-ва и др.

В СССР телевиз. вещанием охвачена территория, на к-рой проживает большинство населения страны. Через междунар. телевиз. системы программы сов. Т. принимаются в социалистич. странах и мн. др. гос-вах.

В С С С Р опыты по передаче изображения на расстояние начались в первые годы Сов. власти. Большое значение перспективам развития и практич. применения Т. придавал В. И. Ленин. Получив 18 апр. 1921 сообщение о создании в Нижегородской радиолаборатории прибора, позволяющего " видеть на экране подвижное изображение", Ленин просил оказать содействие в усовершенствовании этого прибора и информировать о результатах дальнейших опытов. В 1930 в лаборатории Т. Всесоюзного электротехнич. ин-та под рук. П. В. Шмакова была разработана механич. система, дававшая изображение с разложением на 30 строк.

С 1 окт. 1931 малострочные телепередачи неподвижных изображений стали регулярными; начались передачи механич. Т. в Ленинграде, Одессе, Киеве, Харькове, H. Новгороде, Смоленске, Томске. В 1932 осуществлена первая передача движущегося изображения (телекино ), в 1934 - со звуковым сопровождением.

В нач. 30-х гг. при Моск. радиотрансляционном узле был создан спец. творческий сектор Т. Среди первых опытных передач малострочного Т. значит, место занимали общественно-политические, спец. кинофильмы для Т. (о праздновании 1 Мая, 15-летия Окт. революции 1917, пуске Днепрогэса и др. ). В передачах участвовали М. И. Калинин, Г. К. Орджоникидзе, H. В. Крыленко, H. А. Семашко; А. Г. Стаханов, В. П. Чкалов, С. С. Прокофьев, И. М. Москвин, В. И. Качалов и др.; показывались спец. мультфильмы, отрывки из пьес, концерты. В 1936 проведено 300 телепередач общим объёмом ок. 200 ч.

Качественно новый этап в развитии Т. наступил в кон. 30-х гг. с переходом от малострочного механического Т. к электронному. Экспериментальные передачи электронного Т. осуществлены в 1938 телецентрами Москвы и Ленинграда. С переходом на электронную систему намного улучшилось качество изображения, расширились творческие возможности Т., появились условия для создания массового телевещания. Основное содержание составляли художеств, программы: кинофильмы, концерты, театр, спектакли. В 1938 по Ленинградскому телевидению были показаны первый телеспектакль и первая тематич. передача (о 20-летии ВЛКСМ ).

Регулярное электронное Т. в Москве и Ленинграде началось в 1939. 10 марта 1939 в Москве был показан по телевидению фильм об открытии 18-го съезда ВКП(о ) (снятый по заказу Т. " Союзкинохроникой" ). В нояб. 1939 состоялась первая крупная общественно-политич. передача (о 20-летии 1-й Конной армии ).

С переходом на электронную систему намного улучшилось качество изображения, расширились творческие возможности Т., появились условия для создания массового телевещания. По телевидению стали показывать кинофильмы, концерты, театр, спектакли и телеспектакли. В 1940 поступили в продажу электронные телевизоры 17-Т-1 (с небольшим экраном, но чётким изображением ). В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 Т. в СССР, как и в др. странах, не функционировало. Первая послевоен. передача проведена 7 мая 1945; 15 дек. 1945 Моск. телецентр первым в Европе возобновил регулярное вещание (2 раза в неделю); в 1947 начал работать Ленинградский телецентр. В 1949 закончилась реконструкция Моск. телецентра (передачи со стандартом чёткости 625 строк). С кон. 40-х гг. налажено массовое производство телевизоров " Москвич Т-1", " Ленинград Т-2", " КВН-49". С кон. 1946 стали регулярно передавать художеств, и хроникальные кинофильмы. В 1948 введено в эксплуатацию внестудийное вещание; первая внестудийная передача - трансляция футбольного матча - проведена в 1949. Использование внестудийной техники значительно расширило возможности Т. В 1951 создана Центральная студия Т., позволившая осуществлять ежедневное телевещание в Москве, расширить объём документальных, общественно-политич., публицистич. передач. В 1954 на Центральной студии Т. созданы редакции (отделы) пропаганды, пром-сти, с. х-ва, науки, спорта. Ведущей формой документального вещания стали репортажи с заводов, строек, из совхозов, колхозов и т. д. В 1954 в Москве проведены первые экспериментальные передачи цветного Т. В февр. 1956 началось вещание по 2-й программе Центр, студии Т., сов. Т. стало многопрограммным. 1 мая 1956 впервые проведена прямая трансляция парада и праздничной демонстрации на Красной площади в Москве. Широко освещался по Т. Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве (1957). Стали регулярными информационные передачи о жизни страны и событиях за рубежом, показ снятых на плёнку театр, спектаклей (первый - фильм-спектакль Малого театра " Правда хорошо, а счастье лучше", 1951). В 1957 образован Комитет по радиовещанию и телевидению при Сов. Мин. СССР. К кон. 50-х гг. Т. стало общесоюзным. В 1960 действовало 103 студии Т. и ретранслятора, среднесуточный объём вещания - 276, 5 ч. С 1961 СССР - член междунар. орг-ции Интервидение. В 1962 передачей репортажа с борта космич. кораблей " Восток-3" и " Восток-4" положено начало космич. Т. В 1965 организована 3-я уч. программа Центр. Т., осуществлён обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком (при помощи искусств, спутника " Молния-1"). В 1966 проведена первая передача цветной телепрограммы из Парижа в Москву, с 1967 передачи цветного Т. стали регулярными.

В 60-е гг. сложилась система информационно-публицистич. телевещания: ежедневные выпуски " Телевизионных новостей" (с 1960), программа " Время" (с 1968), цикловые тематич. передачи. В 1961 на киностудии " Мосфильм" создано творческое объединение " Телефильм". В 1965 показан первый многосерийный художеств, телефильм " Вызываем огонь на себя". С 1966 регулярно проводятся всесоюзные фестивали телефильмов (первый - в Киеве). Дальнейшему развитию Т. способствовал ввод в строй Телевизионного технического центра им. 50-летия Октября в Москве (1967-70). Значит, достижение кинодокументалистики - многосерийный документальный телефильм " Летопись полувека", посвящённый 50-летию Окт. революции 1917. Творческие возможности телевидения широко использованы при подготовке циклов " В. И. Ленин. Хроника жизни и деятельности" (ок. 40 художеств, и документальных кино- и телефильмов), " По Ленинским местам" (1969-70) и др.

КПСС и Сов. правительство уделяют постоянное внимание развитию Т., росту его материально-технич. базы, повышению идейного и художественного уровня вещания, роли его в деле формирования коммунистич. мировоззрения, в идеологич. борьбе с миром капитализма, в воспитании у сов. людей нового, коммунистич. отношения к труду. В постановлении ЦК КПСС " О дальнейшем развитии советского телевидения" (янв. I960 ) отмечена возрастающая роль Т. в идеологич. работе партии, в политич. и культурном воспитании масс, названы конкретные мероприятия по дальнейшему совершенствованию телевещания. Важная роль Т. в системе воспитат. работы партии, гос-ва и обществ, организаций подчёркнута в Программе КПСС.

В 1970 Комитет по радиовещанию и телевидению при Сов. Мин. СССР преобразован в союзно-республиканский Гос. комитет Сов. Мин. СССР по телевидению и радиовещанию.

В систему сов. Т. входят Центральное, республиканское и местное (краевое, областное ) телевещание. Центр. Т. ведёт вещание по 6 программам, две из к-рых предназначены для отдалённых районов страны. 1-я программа - осн. общесоюзная информационная, общественно-политич., художеств. и познавательная. Среднесуточный объём вещания 13 ч. Включает передачи, освещающие важнейшие события политич., экономич., культурной жизни СССР и за рубежом, трансляции праздничных и торжеств, собраний, демонстраций, митингов трудящихся, правительств, встреч и др. крупных политич. мероприятий, репортажи из космоса. Осн. передачи: выпуски " Новостей", программа " Время", передачи " Ленинский университет миллионов", " Дневник соцсоревнования", " Сельский час", " Подвиг", " Служу Советскому Союзу", " Наука сегодня", " Слово учёному", " Человек и закон", " Советский Союз глазами зарубежных гостей". Регулярно передаются выступления политич. обозревателей; междунар. проблемы освещаются также в передачах " Содружество", " Междунар. панорама" и др. Популярны познавательные циклы " Клуб кинопутешествий", " В мире животных", " Очевидное - невероятное", " Человек. Земля. Вселенная", " Здоровье", " Кинопанорама"; передачи " Беседы о литературе" и др. Т. ведёт пропаганду различных форм муз. иск-ва, проводит фестивали сов. песни; совместно с творческими союзами организует авторские вечера композиторов. Значит, место в программе занимают теле- и кинофильмы, трансляции театр. и телеспектаклей, концерты мастеров иск-в, выступления самодеят. коллективов, эстрадные и юмористич. передачи -" 13 стульев", " Голубой огонёк" и др.; передачи для детей - " Встречи со знатными людьми", " Костёр", " Будильник", спектакли, мультфильмы; для молодёжи - " Испытай себя" и др.; трансляции спортивных соревнований. С учётом поясного времени готовится дубль 1-й программы - программа " Восток" для Узб. ССР, Тадж. ССР, Кирг. ССР, Турки. ССР, ряда областей Казах. ССР и Урала (передаётся посредством наземных линий связи; среднесуточный объём 13 ч ). Программа " О р б ита " формируется из передач 1-й программы и передаётся по космич. системе связи в р-ны Сибири, Д. Востока, Крайнего Севера, в ряд областей Казахстана и Ср. Азии. Среднесуточный объём 19 ч. 2-я программа - информационно-публицистич. и художественная, принимается в ряде областей Европ. части СССР. Среднесуточный объём 6 ч. Включает также передачи о тружениках Москвы и Моск. области. 3-я программа - учебная и научно-популярная, состоит из передач для школьников, уч-ся ср. специальных и проф.-технич. уч. заведений, студентов, специалистов нар. х-ва. Принимается в ряде областей Европ. части СССР. Среднесуточный объём 6, 2 ч. Передачи для уч-ся (по литературе, географии, истории, основам сов. законодательства, физике и др. предметам ) предназначены для использования на уроке и для индивидуального просмотра. Ведутся занятия для студентов-заочников (по философии, истории КПСС, науч. коммунизму, математике и др. ). В программе для системы повышения квалификации специалистов нар. х-ва циклы по вопросам экономики, науч. организации труда и управления производством; спец. передачи для учителей, врачей, а также для самостоятельно изучающих иностранные языки (англ., нем., франц., испанский ) и готовящихся к поступлению в вуз. В программе участвуют сотрудники АН СССР, академий союзных республик и отраслевых академий, преподаватели ведущих вузов, обществ, деятели, писатели, мастера иск-в, педагоги, специалисты производства. 4-я программа - художественная. Среднесуточный объём 3, 5 ч (в основном - повтор художественных передач 1-й программы ),

Республиканское и местное (краевое, областное) телевещание ведут (1975) 130 программных телецентров (78 в РСФСР, 52 в др. союзных республиках), общий среднесуточный объём св. 2000 ч. Программы создаются в основном на местном материале, координируются по тематике и структуре с программами Центр. Т., дополняя их. Во всех союзных и автономных республиках наряду с программами Центрального Т. есть программы, включающие передачи на родном языке. Регулярно готовятся передачи о жизни республик, краёв и областей для Центр. Т. В столицах союзных республик и 10 крупных городах (Ленинграде, Волгограде, Свердловске, Новосибирске, Горьком, Саратове, Челябинске, Петрозаводске, Владивостоке, Перми ) ведётся телевещание по двум и более программам. В Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте, Тбилиси, Ереване, Баку, Таллине, Вильнюсе, Риге регулярно транслируются передачи цветного Т. Средний объём 200 ч в неделю. Приёмо-передающая сеть Т. насчитывает св. 1800 ретрансляторов, св. 70 тыс. км радиорелейных линий, ок. 70 приёмных станций космич. системы связи " Орбита". В зоне уверенного приёма передач на каждые 100 семей в среднем приходится 98 телевизоров. Всего у населения насчитывается (1975 ) 60 млн. телевизоров, в том числе св. 1 млн. цветных.

Подготовку и выпуск телевиз. программ Центр. Т. осуществляют его Гл. вещательные редакции, Гл. дирекция программ и Телевизионный технич. центр им. 50-летия Октября; производство телефильмов - творческие объединения студий Т. (ведущее-" Экран" Гос. комитета Сов. Мин. СССР по телевидению и радиовещанию ) и крупнейшие киностудии (по заказу Т. ). Почта Центр. Т. в 1975 составила ок. 2 млн. писем.

За рубежом регулярные телепередачи начались в 1936 в Великобритании и Германии, в 1941 в США. Массовое распростр. в Европе Т. получило в 50-е гг., в развивающихся странах - в 60-е гг.

Распределение телевизоров по отд. районам мира (1974 ): Зап. Европа -88, 5 млн. шт. (население 398, 4 млн. чел. ), Вост. Европа (включая СССР ) -63, 5 млн. (355, 7 млн. чел. ), Бл. Восток (включая Сев. Африку) - 3, 5 млн. (158, 9 млн. чел.), Азия (включая Японию ) - 30, 3 млн. (2 млрд. чел.), Австралия - 4, 2 млн. (21, 7 млн. чел.), Сев. Америка (включая США) - 106, 3 млн. (231 млн. чел.), Лат. Америка - 18, 2 млн. (282, 1 млн. чел.).

В др. социалистич. странах Т. является государственным. В целом им охвачено всё население, напр, в ПНР на 1 янв. 1975 насчитывалось 6, 1 млн. телевизоров, ГДР - 4, 8 млн., ЧССР-3, 8 млн., СФРЮ - 2, 7 млн., ВНР-2, 2 млн., СРР - 1, 9 млн., НРБ-1, 4 млн., на Кубе - 0, 6 млн., в МНР -0, 003 млн. Т. двухпрограммное, цветные передачи демонстрируются ежедневно. Еженедельный объём вещания составляет: ПНР - 170, Куба - 130, ГДР - 120, СРР - 104, ЧССР - 100, ВНР - 95, НРБ и СФРЮ - 70, МНР - 30 ч. Сотрудничество между телеорганизациями социалистич. стран (обмен передачами, совместное производство, координация планов и др.) осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках Интервидения.

В развитых капиталист и ч. странах существует как государственное, так и коммерч. Т. Ведущие телеорганизации (включая коммерческие): Си-Би-Эс (Columbia Broadcasting System), Эн-Би-Си (National Broadcasting Company), Эй-Би-Си (ABC Television Network) - в США; Би-Би-Си (British Broadcasting Corporation), Ай-Ти-Ви (Independent Broadcasting Authority) -в Великобритании; РАИ (Radiotelevisione Ital'iana) - в Италии; Эн-Эйч-Кей (Nippon Hoso Kyokai) - в Японии; АРД (Arbeitsgemeinschaft der offentlichrechtlichen Rundfunkanstalten der Bundesrepublik Deutschland), ЦДФ (Zweites Deutsches Fernsehen) - в ФРГ. Т. работает по двум и более программам. Еженедельная продолжительность передач при многопрограммном Т. составляет в среднем 150-200 ч в сутки. Т. используется в интересах правящих монополистпч. кругов для пропаганды бурж. идеологии. Коммерч. Т. (существующее на доходы от рекламы и организационно оформленное как ряд акционерных предприятий) наиболее развито в США, Японии, Великобритании, Канаде. В США существует св. 700 коммерч. телестанций, большая часть к-рых на правах филиалов входит в одну из трёх общенациональных программ (или сетей) - Си-Би-Эс, ЭнБц-Си, Эй-Би-Си. Осн. жанры коммерч. Т.- комедии, детективы, вестерны, эстрадные шоу; нередки на телеэкране низкопробные развлечения, сцены насилия и жестокости; значительное место отводится рекламе. В 1975 в США действовало неск. тысяч кабельных систем (" платные программы"), к-рые обслуживали до 10 млн. абонентов. В программе популярные серии телепередач, кинофильмы и спортивные соревнования. В 70-е гг. кабельное Т. начало развиваться и в европ. странах.

В развивающихся странах Т., как правило, является государственным. Как массовое средство информации, просвещения и развлечения Т. уступает радиовещанию. Большое значение придаётся учебно-образоват. функции нац. Т. Телепередачи идут в основном по одной программе в вечернее время. Практикуются коллективные просмотры в клубах (из-занедостатка телевизоров).

Технич., программными и юридич. аспектами Т. в плане многостороннего междунар. сотрудничества занимаются всемирные и региональные организации и союзы. Распределение волн находится в ведении Международного союза электросвязи. Междунар. обмен телепрограммами осуществляется через Интервидение, Евровидение; Азиатский союз радиовещания (осн. в 1964 ); Африканский союз радио- и телеорганизаций (1962 ); Межамериканскую радиовещательную ассоциацию (1946 ); Арабский союз электросвязи (1958 ). Обмен телепередачами с помощью спутников идёт через " Интерспутник" (1971, междунар. система космич. связи социалистич. стран ) и " Интелсат" (1964, объединяет США, страны Европы и нек-рые др. страны ).

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 52; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 7 (1955-1959), 8 изд., М., 1971; Вопросы идеологической работы. Сб. важнейших решений КПСС (1954-1961), М., 1962; Сб. важнейших решений КПСС (1965-1973), 2 изд., М., 1973; О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сб. документов и материалов, М., 1972; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Ильин Р. H., Изобразительные ресурсы экрана, М., 1973; Юровский А. Я., Телевидение - поиски и решения, М., 1975; С а п п а к В. С., Телевидение и мы, М., 1963; Кравченко Л. П., Тайны голубого экрана, М., 1974; Д е в и с Д., Азбука телевидения, пер. с англ., М., 1962. С.Г.Лапин.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.