Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Драматический театр. Первые сведения о театр, представлениях относятся к кон






Первые сведения о театр, представлениях относятся к кон. 17 в. В юж. штатах, где пуритане, преследовавшие светские увеселения, не имели большого влияния, устраивались любительские спектакли. В 1716 в Уильямсберге (Виргиния) было построено первое театр, здание. Несмотря на притеснения со стороны властей, в разных районах выступали профессионалы, гл. обр. англ, актёры. Создавались небольшие труппы в Нью Йорке, Филадельфии, Чарлстоне и др. городах. В репертуар входили пьесы У. Шекспира, У. Конгрнва, T. Отуэя, Дж. Лилло. Началом развития проф. театра США принято считать приезд в 1752 из Лондона труппы Л. Халлема. Первый спектакль " Венецианский купец" Шекспира был поставлен в Уильямсберге. После смерти Халлема (1758) труппу возглавил Д. Дуглас, к-рый построил театр, здания в Филадельфии, Нью-Йорке (" Джон-стрит тиэтр") и др. городах. В кон. 18 в. Л. Халлем-младший и Дж. Хенрн руководили проф. труппой " Старая американская компания", где в 1787 была представлена первая амер. комедия " Контраст" P. Тайлера. В труппе работали актёры англ, происхождения T. Уигнелл, T. Купер, а также " отец амер. театра", автор книги " История американского театра" (1883), театр, деятель У. Данлеп. В кон. 18 - нач. 19 вв. были открыты новые театры в Нью-Йорке (" Парк", " Бауэ-ри", " Бродвей"), Филадельфии (" Честнат-стрит", " Арч"), Чарлстоне, Балтиморе, Вашингтоне, Бостоне. В них ставились разнообразные эстрадные программы и муз. спектакли. Уровень этих представлении был невысок. В 1-й пол. 19 в. с развитием театр, иск-ва росло исполнит, мастерство, определялись осн. черты актёрской школы - демократизм, стремление к правдивости. К сер. 19 в. получили распространение " плавучие театры", курсировавшие на судах по большим рекам. Число передвижных театров возрастало, они приобретали популярность благодаря репертуару - наивным мелодрамам, часто создававшимся любителями. Антрепренёр набирал исполнителей для постановки одной пьесы, к-рая ставилась до тех пор, пока делала сборы, затем труппа распадалась. Здесь всё зависело от игры ведущих актёров (часто организаторов и владельцев труппы). Им создавались лучшие условия, платили большие гонорары. Так постепенно возникала система " звёзд", т. е. актёров, занимавших привилегированное положение в труппе. Среди известных исполнителей - Дж. и Э. Бутсы, TTT. Кашмен, Э. Форрест. В сер. 19 в. Нью-Йорк, где имелось св. 10 театров и театр, помещений, стал театр, центром страны. Росло жанровое разнообразие спектаклей. Появились т. н. минстрел-шоу, в к-рых ведущим был образ негра-комика (актёр Дж. Кроу), ставший затем традиционным. Возникла особая форма представлений, включавшая скетчи, пародии, муз. эксцентрику, к-рая стала наиболее характерной для амер. театра. Бурлеск и варьете также утвердились на сцене театров. На рубеже 19 - 20 вв. амер. нац. театр, складывавшийся на основе акционерной системы, оказался в ефере деятельности " большого бизнеса". С 1896 ведущее положение в акционерной системе заняли монополии " Синдикат", а с нач. 20 в.- " Братья Шуберт". Новые театр, здания строились гл. обр. на Бродвее (см. Театры Бродвея). Возникло понятие бродвейский театр как большое коммерч. предприятие, где для каждой постановки арендовалось помещение, набиралась новая труппа с участием " звёзд", и в случае успеха спектакль не сходил со сцены в течение неск. лет. Дорогостоящие муз. представления (водевили, ревю, комедии), рассчитанные на кассовый успех, заполнили театры Бродвея. Так коммерческий театр стал вытеснять театр репертуарный Прогрессивная интеллигенция пыталась противопоставить практике " бродвейских театров" репертуарные труппы Эту борьбу вели актеры M Фиск, P Мансфилд, Дж Джефферсон, режис сер и антрепренер Д Беласко Благодаря разностороннему таланту Бечаско, рукоdодимым им театрам в течение MH лет удавачось сохранять репертуар и противостоять давлению " Синдиката" Деист венным протестом против засилья развле кат постановок было т н движение малых театров, широко распространившееся в первые десятилетия 20 в Из полулю бительских коллективов создавались не большие театр труппы со слаженным актерским ансамблем, с регулярно сме няющимся репертуаром вводились новаторские методы в режиссуру (используя европ достижения) и в исполнит иск во, пропагандировалась классич и новая европ и нац драматургия MH. участники этого движения воспитывались втн мастерской 47, созданной в 1912 проф Д П Бейкером в Гарвардском ун те С деятельностью мастерской связаны имена драматургов Э Шелдона, Ф Бэрри, С Хоуарда и др Появилась традиция т н университетских театров, к-рые создавались при ф тах драмы и театра

В Бостоне, Чикаго, Нью-Йорке и его окрестностях начали работать " малые" театры (little theatres) " Нейборхуд плейхаус" (1915, Нью Йорк), " Вашингтон сквер плейере" (1914, Нью-Йорк), реорганизованный в 1919 в " Гилд тиэтр", " Провинстаун плейере" (1915, Нью Йорк) и др С театром " Провинстаун плейере" связано начало творческой деятельности драматурга IO О'Нила (" Косматая обезьяна", 1922, " У всех детей господа бога есть крылья", 1924) В " малых" театрах работали реж T Хепберн, одна из выдающихся амер актрис К Корнелл, худ Л Саймонсон В 1913 организовался актерский проф союз " Справед ливость", к рый в 1919 успешно провел первую массовую забастовку актеров (подписанное тогда предпринимателями соглашение продолжает действовать и в 70 е гг) В 20 х гг количество ежегодных театр постановок в Нью-Йорке достигло 280, а бродвейских театр зданий - 80 Популярными были ревю, поставленные Ф Зигфельдом (" Зигфельд фоллис"), появились спектакли, ставшие предшественниками жанра мьюзикл Наряду со старым поколением известных актеров (M Адаме, семья Барримор, Дж Коэн и др) работали новые " звезды" (А Лант, X Хейс, Л Фонтанн, позже - Л Тейлор, Дж Робардс, Л Д Скотт, К Хепберн и др) Большое влияние на развитие амер театра, особенно режиссуры, оказали гастроли в США Моек художеств театра (1923-24) Система К С Станиславского вошла в творческую практику мн деятелей амер сцены, в т ч актрисы и режиссера E Ле Гальенн, организовавшей Гражд репертуарный театр (1926-33), успешно ставивший произв европ и рус драматургии а также в практику руководства " Груп тиэтра" (1931-41, X Клермен, Ч Крофорд, Л Страсберг), одного из самых прогрес сивных репертуарных театров США На его сцене были созданы спектакли -" В ожидании Лефти" (1935 реж Казан), " Проснись и пой! > (1936) Одетса, " В го pax мое сердце" У Сарояна (1939) и др.

Экономич кризис 1929-33 отразился и на деятельности театров число их резко сократилось, что привело к безработице среди актеров Выйти из трудного положения помог вступивший в силу в 1935 " федеральный театр проект" (руководи тель X Фленаган), по нему театры получили от гос ва субсидию Было создано 158 - первых в истории США - гос театров (среди руководителей Флена ган, Э Раис, поставлено OK 1000 пьес разного жанра) Особое место занимала театр форма-" живая газета", края строилась на злободневном публицистич материале (напр, " Одна треть нации" А Аренга) Такая прогрессивная направ ленность театра была осуждена сенатом и в 1939 он отменил субсидии, а руководст во театров обвинил в коммунистич ориентации В 30 е гг в разных городах начали работать летние театры, уч театры при ун тах и колледжах, а также негритянские труппы, театры для детей В кон 30 х гг появляется прогрессивная драматургия Л Хелман (" Лисички" и др) С 40 х гг создаются пеком мерч театр орг ции Амер нац театр и акаде мия (1935), Нью Йоркский гор центр музыки и драмы (" Сити сентер", 1943), Нью Йоркский шекспировский фестиваль под рук Дж Паппа (1954), им же организованный Общественный театр (1967) В 1947 была организована Актерская студня (с 1951 руководитель Л Страсберг), вначале только как уч заведение, затем она стала показывать платные спектакли В студии учились MH известные актеры - M Брандо, Д Пейдж и др

К кон 40 х - нач 50 х гг мьюзикл приобрел большую популярность и стал наряду с комедией основным в репертуаре театров Бродвея В жанре мьюзикла выступают режиссеры Дж Эбботт, Г Чампион Среди известных театр деятелей 40 х гг Э Казан, А Шнайдер, Ж Кинтеро, Э Берроуз, M Николе Характерным для 40-х гг стал расцвет " малых" экспериментальных театров, получивших назв внебродвейских В 50-х гг таких коллективов насчитывалось OK 300 В 1957 была создана Лига внебродвейских театров Они арендова ли небольшие помещения (театры " Финикс", " Круг на площади" и др), знакомили зрителей с произв классич и совр амер драматургии, отвергнутой коммерч театрами Бродвея Эти театры представили зрителю европ драматургов " театра абсурда", на их сценах появились также постановки пьес амер авторов аналогичного направления Видное место занимает драматургия Э Олби-" Зоологическая история" (1960), " Кто боится Вирджинии Вульф" (1962), " Крошка Алис" (1964)

К нач 60-х гг бродвейские и внебродвейские театры сближаются на коммерч основе Преобладание, развлекат спектаклей на сценах Нью Йорка вызвало бурный протест со стороны молодых зрителей Возникли различные формы экспериментальных " авангардных" театров Они объединяются в новое, вневнебродвейское направление В сезон 1970-71 на сценах 49 маленьких театров этого направления было поставлено ев 300 новых спектаклей Среди вневнебродвейских театров выделяются " Ла мама" (" Театральный экспериментальный клуб") и неск трупп, созданных в разных горо дах под рук Э Стюарт, " Театр поэтов Джадсон" (руководитель Дж Чайкин) и др Многие из них находятся под влиянием творческой практики " Ливинг ти этра", организованного в 1959 (руководители Дж Бэк и Дж Малина), к-рый с 1963 обосновался в Зап Европе, а с 1968 гастролировач в др странах, затем в 1971 вернулся в США Движение вневнебродвейских театров выяви чо та лантливых молодых драматургов (С Шеппард, Л Уичсон, П Фостер и др) и режиссеров (T О'Хорган и др) Во вне внебродвейских театрах появились спектакли, остро критикующие амер действительность, - " Америка, ура! " Ж К Ван Италли, " Вьет рок" M Тэрри, " Волосы" комп. Г Мак Дермота и др, драматургов Д Рагоша, Д Радо, и др Режиссерское и актерское иск во в этих спектаклях проявлялось в крайне натуралнстиче ских и экспрессивных формах. В сезон 1971-72 более 100 вневнебродвейских театр организаций объединилось во Вневнебродвейский театр альянс Сформировался также Альянс черных теат ров, т к со 2 и пол 60 х гг количество негритянских трупп резко возросло К нач 70 х гг их насчитывалось OK 70 (большинство в Нью Йорке - в Гарлеме, р нах черного гетто) Наиболее известные - " Нью Лафайет", Негритянский ансамбль (подобные театры в Новом Орлеане, Калифорнии и др) Известные негритянские актеры - Д Э Джонс, P Ди, С Пуатье и др, режиссеры - Д T Уорд, Д Макбет, Д О' Нил В сер 60 х гг в Нью Йорке был построен Линкольновский центр исполнит иск-в, куда вошли Театр библиотека и музей, а также репертуарный драматич театр В Бомон (с постоянной труппой в 19/3 после неоднократной смены руководства театр возглавил Дж Папп) Во мн. городах организуются Mecтные, т. н. региональные театры В 60 х - нач 70 х гг наряду со старыми коллективами -" Элли тиэтр" в Хьюстоне (с 1947), " Арена" в Вашингтоне (с 1951) - возникли десятки новых, имеющих постоянные труппы Театр об разование осуществляется на спец ф тах ун тов, а также в частных студиях Среди критиков и историков амер театра - А X Куин, Б Аткинсон, Ш Чиней, Б Кларк, Дж В Крач, Б Мантл, Дж Дж Нэтан, У Керр, X Таубмен, M Годфрид, К Варне

Наиболее популярные театр журналы " The Drama Review" (N Y, с 1956), " Performance" (N Y, с 1971)

Лит О d е 1 1 G, Annals of the New York stage, V 1 - 15, N Y, 1927 - 49 Hug h e s G, A history of the American theatre 1700-1950, N Y 1951 HornblowA, A history of the theatre in America From its beginning to the present time V 1 - 2 N Y, 1965, Taubman H, The making of the American theater N Y 1965 L ittl e S W, Off Broadway, N Y 1972 A t k n s on В., Broadway, N Y, 1974 3 В Воинова

Цирк. В нач 18 в в Филадельфии, Нью Йорке и др городах под открытым небом гастролировали цирковые труппы (канатоходцы, наездники, клоуны) Враз личных городах США выступали англ наездники M Фолкс, Дж Шарп, Д Бейтс, канатоходец А Темплмен и др Первые цирковые здания были построены в Фи ладельфии (1793 и 1795) и Нью Йорке (1797) шотландским конным акробатом Дж Б Рикетсом для выступлений своей труппы Создавались зверинцы, где демонстрировачись отд элементы дрессировки животных (гл обр счонов) В 1830 А Тернер построил первый амер цирк шапито В последующие годы возникли цирки Дж Андерсона, братьев Коле, Дж О'Брайена, А Форпо, братьев Селлс и др. В 1830-75 цирковой синдикат " Флатфут" объединял крупнейших антрепренёров. Работали также цирки Дж. Спеллинга и Ч. Роджерса; они создали передвижной т. н. плавучий цирк (1840- 1865), обслуживавший жителей побережья Миссисипи и Миссури. Крупнейшими владельцами цирков были Ф. T. Барнум (создатель первого в мире трёхманежного цирка; т. н. железнодорожного, передвигавшегося по жел. дороге и обслуживавшего окрестных жителей; паноптикума " Американский музей"), Дж. А. Бей ли и братья Ринглинг. Впоследствии эти предприятия объединились и их владельцы стали фактически монопольными хозяевами амер. цирка (компания существовала до 1960-х гг.). Передвижное зрелищное предприятие Буффало Билла " Дикий Запад" (др. назв. " Родео", 1883-1903) воссоздавало картины из быта ковбоев и индейцев (демонстрация езды на диких неосёдланных лошадях и быках н др.). Под названием " Родео" аналогичные зрелища создавали другие фирмы. США не имеет стационарных цирков, однако передвижные цирки отличаются высокой технич. оснащённостью, ориентируются на эффектную внешнюю зрелищность, участие цирковых " звёзд" и гастроли известных артистов. Крупнейшие артисты, работавшие в разные годы: В. Амбург - первый укротитель хищников; T. Пул, Кониот - наездники; Д. Раис, Ф. Окли (Сливерс), Э. Келли, Ф. Адлер - клоуны; А. Кодона, Л. Лейтцель, Артур и Антуанетт Конселло, К. Коллеано, Валенда, Нельсон - воздушные гимнасты; Брун-Огилл - жонглёр; Унус - эквилибрист.

Илл. см. на вклейке, табл. XIX (стр. 128-129).

Лит.: Кузнецов E. M.. Цирк, [2 изд.], M., 1971; Д м и т р и ев Ю-, В цирке братьев Ринглинг-Барнум-Белей, " Советская эстрада и цирк", 1967, № 12; Murray M, Circus! From Rome to Ringling, N. Y., [1956]; Freeman H., Gr at days of the circus, N. Y., 1962. А.Я.Шнеер.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.