Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Политическое деление 4 страница






Берега. Характер берегов С. Л. о. разнообразен. Берега Скандинавии, Исландии и Гренландии преим. высокие, фьордовые; Белого, Баренцева и Карского морей - частью абразионные, изрезанные заливами, частью низкие, ровные, местами дельтовые. В р-не морей Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского и Бофорта берега на отд. участках дельтовые, местами лагунные, в Канадском Арктич. архипелаге - преим. низкие, ровные.

Рельеф и геологическое строение дна. С. Л. о. отличается от др. океанов меньшими глубинами (ср. 1130 м, наибольшая 5449 м, в котловине Нансена) и сильно развитой материковой отмелью, макс. ширина к-рой достигает 1300 км (в Баренцевом м.). Сев.-Европ. бассейн отделён от Атлантич. ок. цепью поднятий дна (подводные пороги Уайвилла Томсона, Фареро-Исландский и Гренландско- Исландский), на к-рых расположены о-ва Шетлендские, Фарерские и Исландия. Вост. часть дна бассейна занята шельфами Баренцева и Белого морей. Характерные элементы строения дна Норвежского и Гренландского глубоководных морей - система подводных хребтов (Исландский, Мона и Книповича), к-рая вместе с подводным хр. Гаккеля (в Арктич. бассейне) составляет самый сев. сегмент мировой системы сре-динноокеанических хребтов. Наименьшая глубина над вершинами подводных гор 900-1000 м. Проливом Фрама (между островами Гренландия и Шпицберген, максимальная глубина 3900 м в жёлобе " Лены") Сев.-Европ. бассейн соединяется с Арктическим. Системой подводных хребтов - Гаккеля, Ломоносова и Менделеева (с подводным поднятием Альфа) Арктич. бассейн делится на ряд глубоководных котловин. Хребты Ломоносова, Менделеева и поднятие Альфа отличаются от вулканического хребта Гаккеля континентальной геоструктурой, образованной складками ранне-среднемезозойского возраста, к-рые перекрыты осадочным чехлом (по мнению др. исследователей, это положительные структуры океанической земной коры). Хребты обрываются крутыми (до 22°) склонами к сопредельным котловинам.

Ледовый лагерь высокоширотной советской экспедиции " Север-26" (1974).

Окраинные арктич. моря расположены на сравнительно ровном шельфе, прорезанном во многих местах желобами, являющимися осн. каналами выноса суспен-зионного материала.

Донные осадки имеют неравномерную мощность и высокие скорости осадконакопления. Для материковой отмели характерны пёстрые по механич. составу терригенные, а для подводных хребтов и глубоководных котловин -глинистые терригенные осадки (тёмнокоричневые и коричневые пелитовые илы с редкой микрофауной). На материковом склоне, кроме того, появляются песчанистые илы с микрофауной фораминифер. Мощность осадочной толщи глубоководных котловин по сейсмич. данным достигает 1, 5-2, 5 км, а скорость осадконакопления местами 4-6 см за 1000 лет, в области материкового склона наблюдается несколько пониженная скорость осадконакопления - до 2-3 см за 1000 лет и мощность осадков до 1, 5 км. На подводных хребтах и их склонах развит прерывистый осадочный покров мощностью 400-600 м.

Во всех типах осадков Арктич. бассейна присутствует крупнообломочный материал (валуны, галька, гравий), разносимый дрейфующими льдами, а также образующийся при разрушении коренных пород на крутых склонах и вершинах подводных хребтов. На больших глубинах Сев.-Европ. бассейна осадки представлены глобигериновым илом.

Климат. Характерные особенности климата определяются высокоширотным положением С. Л. о., обусловливающим преобладание радиационного выхолаживания над поступлением тепла от Солнца (см. Арктика, Арктический климат). Важную роль в формировании климата С. Л. о. играют также тёплые Сев.-Атлантич. и Тихоокеанское течения; принос ими тепла в С. Л. о. составляет 60% от переноса тепла в атмосфере (по данным М. И. Будыко). В зимние месяцы (январь - апрель) над Арктич. бассейном располагается Арктич. антициклон. Циклоны из Атлантики перемещаются на С. через моря Баффина и Гренландское и на В. через моря Норвежское, Баренцево и Карское; нередко проникают они и в приполюсный район. Летом устойчивые, но менее мощные, чем зимой, антициклоны наблюдаются в Арктич. бассейне к С. от Аляски и Чукотского м. и над Гренландией. Циклонич. деятельность развивается гл. обр. над С. Канады и Сибири, распространяясь на прилежащие районы С. Л. о.

Над Сев.-Европ. бассейном в течение всего года господствует ложбина Исландского минимума, а над Гренландией - максимум атм. давления. Поэтому над зап. частью бассейна преобладают ветры сев. и сев.-зап. направлений, обусловливая суровый арктич. климат. В вост. части бассейна отмечаются преим. юж. и юго-зап. ветры. Вследствие этого, а также влияния тёплого Норвежского течения климат здесь более мягкий. Через Сев.-Европ. бассейн проходит большое кол-во глубоких циклонов, вызывающих резкие перемены погоды, обильные осадки и туманы. Осенью и в особенности зимой сильное волнение, большая влажность и низкие темп-ры воздуха часто приводят к сильному обледенению судов, создавая опасность для мореплавания. Ветровой режим неустойчив (ср. скорость ветра 4 - 6м/сек), но сильные ветры (более 15м/сек) бывают редко. В прибрежных р-нах заметно выражен сезонный (муссонный) ход направления ветра, и скорость его и число дней со штормами здесь значительно возрастают, особенно зимой. Ср. темп-ра воздуха зимой в различных р-нах С. Л. о. колеблется от -2 до -40 °С, летом от О до 6 °С. Повторяемость облачности достигает 90% летом и 50% зимой. Атм. осадки выпадают в виде снега; дожди, чаще всего со снегом, бывают редко. Количество осадков в Арктич. бассейне не превышает 150, в Сев.-Европ. бассейне - 250-300 мм в год. Толщина снежного покрова невелика, её распределение крайне неравномерно. Летом снежный покров почти повсеместно стаивает.

Гидрологический режим. Водо- и теплообмен С. Л. о. с прилежащими океанами в значит, мере обусловлен его положительным пресным балансом; крупнейшие реки, впадающие в С. Л. о. (Сев. Двина, Обь, Енисей, Хатанга, Лена, Колыма, Макензи и др.), приносят в океан ок. 5000 км3 пресной воды ежегодно. Такое кол-во воды могло бы образовать в С. Л. о. слой толщиной ок. 40 см, т. е. в 3 раза больше, чем в среднем по Мировому ок. Распреснённые (солёность менее 32°/оо) материковым стоком и холодные (с темп-рой ниже -1 °С) поверхностные воды и льды выносятся мощными Восточно-Гренландским течением и Лабрадорским течением в Атлантику. Общий сток этих течений ок. 250 тыс. км3 в год. Вынос компенсируется притоком тёплых (до 10 °С) и высокосолёных (34, 9-35, 2°/оо) вод из Атлантич. и Тихого океанов: из первого - ветвями Северо-Атлантич. течения-Норвежским (135 тыс. км3) и Ирмингера, и из второго - Берингово-морским течением (с последним поступает лишь ок. 30 тыс. км3 в год).

Осн. водными массами С. Л. о. являются поверхностные, промежуточные, глубинные и донные. В отличие от Арктич. бассейна, 95% объёма к-рого занимают мало изменённые промежуточные - тихоокеанские, тёплые глубинные - атлантические и донные воды из Норвежского м., более 80% объёма Сев.-Европ. бассейна занимают воды местного образования - холодные промежуточные и донные воды. Последние являются самыми холодными (до -1, 3 °С) и самыми плотными среди донных вод Мирового океана. Тёплые атлантич. воды Норвежского течения и его ветвей - Западно-Шпицбергенского и Нордкапского течений - занимают не более 8% объёма Сев.-Европ. бассейна.

Одна из гл. особенностей гидрологич. режима С. Л. о.- мощный ледяной покров, занимающий в марте пл. 11, 4 и в сентябре 7 млн. км2. Благодаря тёплым течениям круглый год свободны ото льда только Норвежское и незначительная часть Гренландского и Баренцева морей. Районы С. Л. о., освобождающиеся летом ото льда (см. карту к ст. Арктика, т. 2, вклейка к стр. 201), зимой покрыты в основном однолетними льдами различной толщины (от 0, 8 до 2 м) и тороси-стости; высота надводной части торосов в среднем колеблется от 2 до 3, 5 м, достигая 5 м.

Остальная часть С. Л. о. (в основном Арктич. бассейн) покрыта дрейфующими многолетними льдами, толщина которых достигает 4, 5 м. Общий объём льда в С. Л. о. составляет ок. 26 тыс. км3. В ряде районов С. Л. о. встречаются айсберги, особенно много их в море Баффина. В Арктич. бассейне подолгу (по 6 и более лет) дрейфуют т. н. ледяные острова, образующиеся из шельфовых ледников Канадского Арктич. архипелага; их толщина достигает 30-35 м, вследствие чего они часто используются для организации дрейфующих станций (напр., станция " Северный полюс-6" и др.). Ледовые условия существенно затрудняют мореплавание по Северному морскому пути и Северо-Западному проходу, где судоходство возможно лишь в течение 2-3 летних месяцев, причём, как правило, в сопровождении ледоколов.

Торосы. Советские корабли во льдах Северного Ледовитого океана.

Циркуляция поверхностных вод и льдов в С. Л. о. определяется в основном ветром, оказывающим также существ. влияние и на водообмен С. Л. о. с Тихим и Атлантич. океанами. Характерной особенностью циркуляции в Арктич. бассейне является антициклонич. круговорот вод и льдов со средними скоростями 2 -5 см/сек, а в Сев.-Европ. бассейне - цик-лонич. циркуляция вод со скоростями 10-20 см/сек. Циркуляция поверхностных вод и льдов С. Л. о. определяется Трансарктич. течением, пересекающим Арктич. бассейн в направлении от Чукотского м. до пролива Фрама, Восточным антициклонич. круговоротом к С. от Аляски; холодным Вост.-Гренландским течением, идущим на Ю. вдоль восточного побережья Гренландии, и тёплым Норвежским течением с его ответвлениями. Приливы преим. полусуточные, величина их в Сев.-Европ. бассейне в среднем не превышает 1 л, в Арктич. бассейне 0, 5-0, 6 м. Макс. приливные колебания уровня (до 6 м) наблюдаются в некоторых заливах (напр., в Иокангской губе Баренцева м.).

Растительный и животный мир С. Л. о. по богатству и разнообразию резко различается в тёплых и холодных водах. Донные водоросли, в т. ч. имеющие промысловое значение (ламинариевые, фукусы и др.), в больших кол-вах распространены в районах влияния тёплых вод у берегов Исландии, Норвегии, Кольского п-ова и в Белом м. В холодных водах Арктич. бассейна флора значительно беднее, т. к. льды препятствуют развитию жизни в литорали. Однако во всём С. Л. о. интенсивно развивается фитопланктон (в основном диатомовые), в т. ч. и среди льдов центр. Арктики. Животный мир более разнообразен в Сев.-Европ. бассейне, где представлен более чем 2000 видами животных, включая китов (полосатик и ныне почти истреблённый гренландский), и большим числом видов рыб - сельдь, треска, морской окунь, пикша и др. (см. также Арктическая область). В Арктич. бассейне среди животных млекопитающих преобладают криофилы - белый медведь, морж, тюлень, а также нарвал, белуха и др.

Видовой состав рыб беден (преобладают полярная треска, навага, сайка и в устьях рек пресноводные виды рыб). В целом плотность биомассы от Атлантики к полюсу уменьшается в 5-10 раз.

Экономико-географический очерк. Моря Сев.-Европ. бассейна и море Баффина являются традиц. районом рыболовства и зверобойного промысла. В Баренцевом м., у берегов Исландии и в море Баффина ежегодно вылавливается св. 12 млн. m сельди, трески, палтуса, морского окуня и др. рыб. Зверобойный промысел остаётся осн. источником существования коренного приморского населения севера Гренландии, Канады и Аляски.

Велико и постоянно увеличивается трансп. значение С. Л. о. Перевозки осуществляются в основном СССР по Северному морскому пути и США и Канадой по Северо-Западному проходу. Судоходные линии на Гренландию, Исландию, север Скандинавии и Шпицберген, как правило, в летний период не зависят от ледовых условий.

Важнейшие порты СССР - незамерзающий порт Мурманск (Баренцево м.), Кандалакша, Беломорск, Архангельск (Белое м.), Диксон (Карское м.), Тикси (м. Лаптевых), Певек (Восточно-Сибирское м.); крупнейшие зарубежные порты Тромсё и Тронхейм (Норвежское м.), Черчилл (Гудзонов зал.).

Воздушное пространство над С. Л. о. пересекают трассы из Зап. Европы к зап. берегам США (через Гренландию и Канаду) и Японию (через Аляску).

Историю исследования С. Л. о. см. в ст. Арктика.

Лит.: Советская Арктика. Моря и острова Северного Ледовитого океана, М., 1970; Белов Н. А., Д и б н е р В. Д., Результаты геолого-геоморфологических исследований Арктического бассейна, " Проблемы Арктики и Антарктики", 1968, в. 28; К о р о т к е-вич Е. С., Полярные пустыни, Я., 1972; Горбацкий Г. В., физико-географическое районирование Арктики, ч. 3 - Арктический бассейн, [Л.], 1973; Гордиенко П. А., Северный Ледовитый океан..., Л., 1973; Б у д ы к о М. И., Полярные льды и климат, " Изв. АН СССР. Сер. географическая", 1962, №6; Смирнов В. И., Ледовые условия плавания судов в водах Канадско-Аляскинской Арктики, Л., 1974; Мировой водный баланс и водные ресурсы Земли, Л., 1974; Агранат Г. А., Зарубежный север: опыт освоения, М., 1970.

Е. Г. Никифоров, А. О. Шпайхер.

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ КАНАЛ, Нордзе-канал (Noordzee Kanaal), судоходный канал в Нидерландах. Соединяет Амстердам с аванпортом Эймёйден на берегу Северного м. Дл. 27 км. Построен в 1865-76; реконструирован. Доступен для судов вместимостью до 90 тыс. т.

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (С М П), судоходная магистраль, проходящая вдоль сев. берегов СССР по морям Сев. Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяющая европейские и дальневосточные советские порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую общесоюзную трансп. систему; главная сов. морская коммуникация в Арктике. СМП почти в 2 раза короче др. морских путей из Европы на Д. Восток -от Ленинграда до Владивостока по СМП 14 280 км, от Ленинграда до Владивостока через Суэцкий канал 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды 29 400 км.

Длина осн. ледовой трассы СМП от новоземельских проливов до порта Провидения 5610 км; протяжённость судоходных речных путей, примыкающих к СМП, составляет ок. 37 000 км. Однако продолжительная и суровая зима при коротком и холодном лете обусловливают большую ледовитость арктич. морей, являются главным препятствием для прохода судов на значит. отрезках трассы; наиболее трудные условия плавания складываются в р-нах больших скоплений тяжёлых льдов, к-рые до конца не разрушаются даже в самые тёплые месяцы (Таймырский и Айонский ледовые массивы). Проводка транспортов через эти массивы возможна только с помощью ледоколов. Для эксплуатации трассы созданы спец. службы: пароходства и морские, речные и авиационные порты, гидрографич. и ромышленно-трансп. предприятия, научные ин-ты и сеть полярных гидрометеостанций (см. Полярные станции).

Совр. СМП - результат разносторонней деятельности государства, и в то же время итог многовекового освоения сев. окраин России.

История СМП начинается с первых плаваний поморов в 11-13 вв., но идея практич. использования СМП (до нач. 20 в. называвшегося Северо-Восточным морским проходом) была высказана рус. дипломатом Д. Герасимовым в 1525. Освоение мор. побережья и арктич. мореплавание велись также сибирскими казаками и " промышленными людьми", ходившими вдоль всего мор. побережья Сибири на парусных мор. судах (кочах). Плавание летом 1648 из устья Колымы к р. Анадырь якут. казака Семёна Дежнёва с товарищами доказало раздельность Евразии и Америки и наличие мор. прохода из Сев. Ледовитого ок. в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внёс М. В. Ломоносов, к-рый высказал догадку о существовании генерального дрейфа льдов в Арктич. бассейне с В. на 3., разработал классификацию льдов (к-рая во многом сходна с современной), а также занимался проблемами, связанными с изучением Сев. Ледовитого ок. Видное место в этом изучении заняли две Камчатские экспедиции под начальством В. Беринга, высокоширотная во главе с В. Чичаговым, Северо-восточная И. Биллингса - Г. Сарычева, Усть-Янская и Колымская под рук. П. Анжу и Ф. Врангеля, новоземельские Ф. Литке, П. Пахтусова и А. Циволько. Результаты их исследований предрешили вопрос о возможности судоходства по СМП.

С 1877 начались эпизодич. Карские экспедиции с целью вывоза через Карское м. на мировой рынок сибирской с.-х. продукции и минеральных богатств. До 1919 из 122 карских рейсов только 75 прошли успешно; ими перевезено всего 55 тыс. m различных грузов. Неудачи Карских экспедиций объясняются отсутствием в сев. морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов, а также противодействием со стороны царского правительства и торг. капитала. В 1878-79 швед. экспедиция Н. А. Э. Норденшелъда на шхуне " Вега" совершила первое сквозное плавание по СМП с зимовкой у побережья Чукотского п-ова. Однако успех " Веги" не был поддержан и закреплён капиталистами Европы и царским правительством России, отказавшимися вкладывать крупные средства в освоение сев. мореплавания. С 1911 из Владивостока на Колыму ежегодно совершались рейсы одного парохода. Колымские рейсы также не получили развития из-за необорудованности мор. пути. Среди науч. экспедиций этого периода выделяются: русские - на первом линейном ледоколе " Ермак" под командованием С. О. Макарова, полярная на шхуне " Заря" Э. В. Толля, по СМП Г. Л. Брусилова на шхуне " Св. Анна" и В. А. Русанова на судне " Геркулес", полюсная экспедиция Г. Я. Седова на шхуне " Св. Фока", гидрографич. на ледокольных транспортах " Таймыр" и " Вайгач" под начальством Б. А. Виль-кицкого, открывшая в 1913 Северную Землю и совершившая сквозное плавание с В. на 3. с зимовкой в 1914-15; иностранные - американская Де-Лонга на шхуне " Жаннетта", норвежская в Арктич. басс. на судне " Фрам" во главе с Ф. Нансеном, норвежская на судне " Мод" во главе с Р. Амундсеном с 3. на В. по всему СМП с зимовками у побережий Таймырского и Чукотского п-овов. С появлением парового флота, изобретением радио, постройкой ледоколов освоение СМП вступило в новую фазу, ознаменовавшуюся более высоким уровнем исследований.

После Окт. революции 1917 началось планомерное освоение СМП, ставшее неотложной нар.-хоз. задачей. Развитию арктич. мореплавания и науч. исследований на Сов. Севере большое внимание уделял В. И. Ленин. С 1921 успешно осуществляются сов. Карские экспедиции, а с 1923 - Колымские рейсы, подготовившие почву для открытия мореплавания по всей трассе СМП. В 1932 экспедиция на ледокольном пароходе " А. Сибиряков" во главе с О. Ю. Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки, доказав тем самым реальную возможность эксплуатации СМП. Плавание " Челюскина" (1933) и " Литке" (1934) ещё раз подтвердило готовность СМП к совершению по нему грузовых рейсов, к-рые начались с 1935. В 1932 было создано Гл. управление Сев. морского пути (Главсевморпути), к-рому поручалось проложить окончательно СМП от Белого м. до Берингова прол., оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути. В последующие годы Главсевморпути проводило работы по созданию спец. ледокольного и трансп. флота, по гидрографич. и авиац. обеспечению арктич. навигаций, геологич., гидрологич., метеорологич. и географич. исследованиям, созданию на Сов. Севере очагов социалистич. индустрии. В 30-е и 40-е гг. были построены арктич. порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения и др. Для освоения СМП имели значение: экспедиции гидрографические по изучению обстановки трассы и для составления навигационных карт и лоций, высокоширотная на " Садко" (1935), дрейф " Георгия Седова" (1937-40), первая науч. станция " Северный полюс" (1937-38) во главе с И. Д. Папаниным, трансарктические полёты из Москвы в США(1937), ледовые патрули (с 1938), воздушная экспедиция на полюс относительной недоступности (1941), послевоенные экспедиции - на ледоколе " Северный полюс" в сев.-вост. моря (1946), на " Литке" в Карское м. (1948), на том же судне (1955) и дизель-электроходе " Обь" (1956) в Гренландское м. С 1948 проводятся высокоширотные воздушные экспедиции под названием " Север".

Высаженные на дрейфующие льды станции были базами долговременных научных наблюдений. В 1950-51 во льдах Арктики дрейфовала вторая науч. станция " Северный полюс" (" СП"). С 1954 в Арктич. бассейне ежегодно работают по 2 советские дрейфующие станции; в 1974 во льдах Арктического бассейна работала " СП-22"; с кон. 1975 действует " СП-23".

Из наиболее выдающихся плаваний по СМП после 1935 были: проводка воен. кораблей Балтийского флота на Д. Восток (1936), двойной рейс ледокола " И. Сталин" (1939), снабжение прод. и пром. товарами из басс. Тихого ок. Якутии и вост. части Сов. Арктики, перегон дальневосточных воен. кораблей в Баренцево м. в годы Великой Отечеств. войны 1941-45, систематич. переходы речных судов из европ. портов на реки Сибири (с 1948), рыболовецких судов на Д. Восток (с 1951), двойные грузовые рейсы дизель-электроходов " Лена", " Енисей" (с 1954), осенние походы атомохода " Ленин" (1970-71). Вступление в строй новых мощных судов ледового класса: атомоходов " Ленин" и " Арктика", ледоколов " Москва", " Ленинград" и др. однотипных ледокольных судов, современное оборудование арктических портов, расширение сети полярных станций (св. 100) и обсерваторий, достижения науки - всё это создало реальные возможности для выполнения поставленных в 1957 ЦК КПСС и Сов. правительством задач превращения СМП в магистраль массовой перевозки народнохозяйственных грузов.

С 1954 Главсевморпути находится в составе Мин-ва морского флота. В период 1954-64 специализированные подразделения Главсевморпути переданы в ведение Мин-ва гражд. авиации, Мин-ва геологии, главгидрометслужбы и др. ведомств. В 1970 учреждена Администрация Сев. мор. пути при Мин-ве мор. флота; её осн. за-дани: осуществление гос. надзора за рациональным использованием СМП, организация арктич. судоходства, принятие мер к обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения мор. среды.

Лит.: В и з е В. Ю., Моря Советской Арктики, М.- Л., 1948; История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1, 3, М.-Л., 1956-59; Белов М. И., Путь через Ледовитый океан, М., 1963. М. И. Белов.

СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ (Rangifer taran-dus), парнокопытное млекопитающее сем. оленей. Дл. тела самцов до 220 см, выс. в холке до 140 см, весят до 220 кг; самки мельче. Волосяной покров зимой густой и длинный, с сильно развитым подшёрстком, летом - более короткий и редкий. Окраска летом однотонная, коричневато- или серовато-бурая, зимой - более светлая, иногда почти белая. Рога развиты у самцов и у самок; у самцов они больше. Голова небольшая; носовая часть покрыта волосами. Уши короткие, с округлой вершиной. Пальцы на ногах способны широко раздвигаться; средние копыта широкие и плоские, боковые -длинные (у стоящего животного касаются земли); вследствие этого копыта С. о. имеют сравнительно большую площадь опоры, что облегчает передвижение по глубокому снегу и топким местам.

Распространён С. о. в Европе, Азии и Сев. Америке; населяет полярные острова, тундру, равнинную и горную тайгу.
Стадное полигамное животное. Зимой осн. корм - лишайники (гл. обр. ягель), ветки, почки деревьев и кустарников; летом - листья и побеги травянистых и кустарниковых растений, ягоды, грибы. С. о. совершает сезонные миграции, перемещаясь на зимние месяцы в места, обильные ягельными пастбищами, расположенными иногда за мн. сотни километров от летних местообнтаний (из тундры - в лесотундру и сев. часть тайги). Течка и спаривание в сентябре -октябре. Продолжительность беременности в среднем 225 суток. В мае - июне самки рождают 1 оленёнка, реже 2; кормят их молоком 4-5 мес. Половая зрелость на 2-м году жизни. Вскоре после гона самцы сбрасывают рога. Новые рога развиваются с апреля по август. Самки сбрасывают рога после отёла; развитие новых заканчивается в сентябре. Линька раз в год. С. о. - осторожное, чуткое животное с хорошо развитым обонянием. Свободно переплывает через реки и озёра.

Северный олень (самец).

Имеет промысловое значение (используются мясо и шкура, последняя-для изготовления меховой одежды и замши).
Дикий С. о.- родоначальник домашних С. о., имеющих большое значение в х-ве народов Крайнего Севера. См. Оленеводство.

Лит. см. при ст. Олени. Ю. П. Язан,

СЕВЕРНЫЙ ОСТРОВ (North Island), остров в Тихом ок., самый северный из трёх островов Н. Зеландии. Отделён от Южного острова прол. Кука. Пл. 115 тыс. км2. Нас. ок. 2, 2 млн. чел. (1973). Вдоль зап. и вост. побережий поднимаются горные хребты (выс. до 1700 м), в центр. части - вулканич. плато Тау-по с конусами вулканов (Руапеху, 2796 м - самая высокая вершина С. р.), горячими источниками, гейзерами и тёплыми озёрами. Низм. равнины обрамляют морские побережья. Климат субтропический, морской. На С. о. находятся самая длинная река (Уайкато, 354 км) и наиболее крупное озеро (Таупо, 612 км2) Н. Зеландии. Значит. часть территории острова распахана или занята пастбищами; леса из буков, сосны каури, подокарпуса сохранились в горных районах и нац. парках (Тонгариро, Уревера, Эгмонт). С. о.- осн. животноводческий р-н Н. Зеландии (мясо-молочное направление). Важнейшие города: Уэллингтон (столица Н. Зеландии), Окленд, Нью-Плимут, Нейпир. Открыт А. Тасманом в 1642.

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС, точка, в к-рой воображаемая ось вращения Земли пересекает её поверхность в Сев. полушарии. Любая другая точка поверхности емли находится по отношению к С. п. всегда в юж. направлении. Располагается в центр. части Сев. Ледовитого ок., где глубины достигают более 4 тыс. м. Круглый год в р-не С. п. дрейфуют мощные многолетние паковые льды. Ср. темп-pa воздуха зимой ок. -40 °С, в летние месяцы ок. О °С и лишь в отд. дни повышается до 1-2 °С. Полярный день длится 186 сут и 10 ч (фактически, вследствие рефракции света, ок. 193 сут), полярная ночь - 178 сут и 14 ч (фактически, вследствие рефракции света, ок. 172 сут). См. также Полюсы географические.

" СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС" (" СП"), дрейфующие н.- и. станции " Северный полюс", советские науч. обсерватории, организуемые на дрейфующих льдах в глубоководной части Сев. Ледовитого ок. Станции " СП" выполняют программу комплексных круглогодичных исследований в области океанологии, ледоведения (физики и динамики льдов), метеорологии, аэрологии, геофизики (наблюдения в ионосферном и магнитном полях), гидрохимии, гидрофизики, а также в области биологии моря. В среднем за год на станции " СП" выполняются: 600-650 измерений глубин океана; 3500-3900 метеонаблюдений за комплексом элементов погоды, 600-650 выпусков шаров-пилотов, несущих радиозонды, 1200-1300 измерений темп-ры и взятий проб морской воды на хим. анализ. Производятся также магнитные, ионосферные, ледовые и другие наблюдения. Регулярное определение координат льдины астрономич. способом позволяет получать данные о направлении и скорости её дрейфа.

Информация о результатах наблюдений регулярно по радио передаётся в науч. центры.

В 1956-59 программы наблюдений станций " СП" координировались с программами Международного геофизического года. С 1973 они направлены на решение задач междунар. программы ПОЛЭКС (" Полярный эксперимент") по проблеме взаимодействия океана и атмосферы в полярных областях Земли.

Результаты наблюдений станций " СП" используются для прогнозирования погоды и ледовых условий плавания по Сев. морскому пути, обслуживания различных отраслей нар. х-ва (морского, речного, воздушного транспорта, пром-сти, строительства и др.).

Идея использования дрейфа льдов (перемещения их под воздействием ветра и течений) для исследования природы высокоширотных районов Сев. Ледовитого ок. принадлежит Ф. Нансену, осуществившему её на " Фраме" в 1893-96.

Необходимость организации дрейфующих станций " СП" вызвана отсутствием суши в центр. части Сев. Ледовитого ок., пригодной для устройства постоянных наблюдательных пунктов.

Первая станция " СП" (" СП-1") была организована в мае 1937 высокоширотной возд. экспедицией " Север-1", руководимой акад. О. Ю. Шмидтом. Созданная в районе географического Сев. полюса станция " СП-1" (в составе И. Д. Папанина, П. П. Ширшова, Е. К. Фёдорова и Э. Т. Кренкеля) за 9 мес дрейфа на Ю. была вынесена в Гренландское море.

С 1954 сов. полярники ведут исследования в центр. Арктике непрерывно; ежегодно в дрейфе находится 1-3 станции " СП". Науч. работой станции " СП" руководит Н.-и. Арктический и Антарктич. институт. Если станция дрейфует через район полюса к проливу между Шпицбергеном и Гренландией (через 2-3 года после начала дрейфа), то она эвакуируется и вместо неё организуется новая в исходном районе. Если станция вовлекается в т. н. антициклональный круговой дрейф (циркуляция льдов против часовой стрелки в секторе океана, прилегающем к сев. Гренландии, Канадскому Арктич. архипелагу и Аляске), то она существует до тех пор, пока остаётся достижимой для снабжения её полярной авиацией. Обычно эти станции удаляются от берегов Сов. Союза на 1500-1800 км и действуют 3-4 г., после чего эвакуируются. Суммарная протяжённость дрейфа станций " СП" в генеральном направлении за 1937-73 составила ок. 35 тыс. км, а по извилистым траекториям -св. 80 тыс. км.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.