Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 23 страница. Длительный путь историч. развития П






Длительный путь историч. развития П. подтверждает правильность его марксистской классово-материалистической трактовки. До разделения общества на классы существовали нормы обществ. поведения, обычаи, однако, в отличие от П., они выражали волю всех членов общества, основывались на обществ. собственности, а не на различиях в обладании собственностью; отсутствовал специальный, стоящий над обществом аппарат, призванный силой принуждать к исполнению этих норм.

Необходимость в таком принуждении (а именно это отличает нормы П. от др. социальных норм) возникает лишь тогда, когда появляются нормы, отвечающие только интересам определённых классов и слоев, а не всего населения. Другая важная причина возникновения П.-разделение труда и усложнение процесса обществ. производства и обмена. " На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в
обычае, становится затем законом. Вместе с законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение..." (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 272). Таким образом, первой формой П. явилось обычное П., к-рое первоначально не фиксировалось в письменной форме. Но уже в глубокой древности появляется писаное П. (Судебник Ур-Намму в Двуречье, 21 в. до н. э., Хаммурапи законы в Вавилонии, 18 в. до н. э., Хеттские законы, 14 в. до н. э., Драконта законы в Афинах, 7 в. дон. э., Двенадцати таблиц законы в Др. Риме, сер. 5 в. до н. э., и др.). В древнейшем писаном П. наряду с обычным П. важное место занимали записи решений судов. В историч. генезисе П. большую роль играла религия, поэтому, как правило, древнейшее П. имело религ. окраску. П. было одним из орудий нарождавшейся государственности в борьбе с родовым строем (напр., реформы Солона в Афинах, Сервия Туллия в Риме). П. фиксировало появление института рабства, закрепляло возникавшее неравенство между свободными, наличие наряду с полноправными неполноправных свободных (мушкену в Вавилонии, периэки в Спарте, плебеи в Риме), ограничивало в правах пришлое население и иностранцев.

Рабовладельческое П.-первый историч. тип П.; его характерные черты - превращение рабов в собственность рабовладельца (раб - объект, а не субъект П.), охрана с помощью самых жестоких санкций частной собственности, политич. всевластие рабовладельцев в roc-ве, власть отца в семье. Наиболее развитой системой рабовладельч. П. было римское право, к-рое Ф. Энгельс называл "...классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность..." (там же, т. 21, с. 412; см. там же, т. 20, с. 105). Оно оказало огромное влияние на феод. и особенно бурж. П.

Процесс формирования феодального П. в различных странах шёл по-разному. В нек-рых странах П. ран-нефеод. общества складывалось в ходе разложения первобытнообщинного строя, не испытывая значит. влияния П. рабо-владельч. общества (англо-саксонские правды, Русская правда и др.). В тех частях Рим. империи, где феодализм складывался в результате синтеза разлагавшихся рабовладельч. и первобытнообщинных отношений, существовал дуализм правовых систем. Так, для галло-рим. населения действовало с определёнными модификациями римское П., а для завоевателей - обычное П., к-рое было зафиксировано в т. н. варварских правдах. В ряде случаев образование феод. П. происходило путём трансформации римского П. Это характерно, напр., для Византии, где уже Корпус Юрис Цивилис (Свод Юстиниана) был попыткой приспособить рабовладельч. П. к новым обществ. потребностям. В период феод. раздробленности в Европе господств, формой П. было обычное П., отличавшееся крайним партикуляризмом. В феод. П. открыто закреплялось юрид. неравенство, различие прав сословий, оно выступает как П.-привилегия. Важнейшее место в системе феод. П. занимали нормы, регулировавшие феод. собственность на землю и закреплявшие зависимое положение крестьянства. Как неотъемлемый атрибут крупной феод. зем. собственности и средство внеэкономич. принуждения развиваются иммунитет-ные П. феодалов (см. Иммунитет). Оформляется система феод, иерархии, тщательно регулируются отношения вассалитета. При этом на практике нередко господствовало право сильного, т. н. кулачное право. С развитием товарно-ден. отношений в Зап. Европе возникло особое городское право, отражавшее спе-цифич. положение города в ср.-век. обществе (широкое распространение получило, напр., магдебургское право). Происходит рецепция рим. П. с его детальной регламентацией отношений товарного произ-ва. Параллельно с рецепцией рим. П. складывается развитая система канонического права, регулировавшего внутрицерк. дела, брачно-семей-ные отношения, отдельные гражд. сделки.

С ликвидацией феод. раздробленности и образованием сословных, а затем абс. монархий происходит усиление роли централизованной власти в формировании П., постепенно ослабляется его партикуляризм. В процессе развития П. в каждом гос-ве складывалась собств. система П., отразившая его историч. и нац. особенности и традиции. По типу правовые системы, сложившиеся в 17-19 вв. и сохранившиеся в целом в совр. бурж. гос-вах, делят на романскую (континентальную европейскую), основой для к-рой служило рим. П., и англо-саксонскую, т. н. систему прецедентного П., характерную для Великобритании и частично воспринятую в США и ряде др. стран, прежде всего в быв. англ. колониях (см. также Общее право, Право справедливости, Прецедент). Особую систему П. представляет мусульманское право, основой к-рого является ислам.

Последним эксплуататорским типом П. является бурж. П. Буржуазия, идя к власти, противопоставила господствовавшему в ср. века теологич. мировоззрению юридическое мировоззрение и в борьбе против феодализма широко использовала лозунги П. и законности. С победой бурж. строя роль и значение П. существенно возрастают. Развитие товарных капиталистич. отношений повлекло за собой быстрое развитие т. н. частного П., т. е. отраслей П. (гражданское, торговое и др.), определяющих положение и отношения участников капиталистич. оборота, а также процессуального П., регулирующего порядок разрешения многочисл. конфликтов, возникающих в этой сфере. Возрастает роль П. в процессе политич. власти и управления (гос. и адм. П.). Складываются специализи-ров. нац. системы права. По своей классовой сущности бурж. П. выступало как средство закрепления экономич. и политич. условий системы господства буржуазии и эксплуатации рабочего класса. К. Маркс и Ф. Энгельс точно определили их как возведённую в закон волю буржуазии (см. Соч., 2 изд., т. 4, с. 443). Сравнительно невысокий уровень сознательности и организованности трудящихся масс в период пром. капитализма позволил эксплуататорским классам в максимальной мере, без сколько-нибудь значительных уступок выразить в П. свои корыстные частнособственнические интересы, защищаемые с помощью жестоких репрессивных санкций. При этом бурж. П. в идеализированном виде представляло действительные социально-экономические отношения (т. н.
" правовой фетишизм"), скрывая за формальным равноправием экономич. неравенство, за свободой договора - внеэкономич. принуждение и т. д. В период империализма происходит дальнейшее развитие систем бурж. П., отражающее процесс его приспособления к условиям и потребностям монополистич., а затем и гос.-монополистич. капитализма. Под давлением трудящихся масс и в связи с изменением обстановки в мире бурж. гос-во вынуждено было пойти на ряд правовых уступок трудящимся, в т. ч. в сфере трудового права, избирательного права, социального законодательства и т. д. Однако эти уступки не означают коренной трансформации бурж. П., как это утверждают многие бурж. и особенно реформистские идеологи. В качестве контрбаланса правовым завоеваниям трудящихся монополистическая буржуазия широко использует реакционное (в т. ч. антирабочее) законодательство, к-рое зачастую в силу его несоответствия конституционным принципам и достигнутому уровню демократии выступает как " правонарушающее законодательство". В условиях общего кризиса капитализма правящая буржуазия перестаёт видеть в П. основное и достаточное средство защиты своих социальных позиций и в случае угрозы этим позициям идёт либо на свёртывание правовых начал в жизни общества, либо даже на полный отказ от них (фашистский режим в Германии и Италии в межвоенный период; режим, установленный военной хунтой в Чили в 1973, и др.). Этот процесс в марксистской лит-ре называют кризисом бурж. законности. Т. о., в совр. капиталистич. обществе П.- один из основных объектов острой социально-экономич. и политич. борьбы между монополистич. капиталом и трудящимися, между силами демократии и реакции.

Вопрос о путях развития П. весьма существен для стран, освободившихся от колониальной зависимости. Неоколониализм заинтересован в сохранении в этих странах правовых систем, перенесённых из бывших метрополий, в то время как потребности экономич., политич. и культурного развития этих стран требуют существ. модификаций в правовой надстройке. По пути создания новых правовых систем идут молодые гос-ва социалистической ориентации.

Высший историч. тип П.- социалистическое П. Впервые социалистическое П. возникло в Сов. гос-ве в результате Великой Окт. социалистич. революции. Социалистич. П. первоначально выражает волю трудящегося большинства населения, а затем и всего народа. Его осн. исходные положения: ликвидация частной собственности на средства произ-ва, эксплуатации человека человеком и др. форм нетрудового обогащения; последоват. охрана обществ, социалистич. собственности как основы социалистич. системы х-ва; закрепление полновластия трудящихся и демократич. принципов гос. управления; полное равноправие граждан вне зависимости от расы, национальности или пола; развитие социально-экономич., политич. и иных прав и свобод граждан (права на труд, на отдых, да образование, на материальное обеспечение в старости и т. д.); обязательность принципа законности для деятельности всех гос. и обществ, организаций, должностных лиц и граждан; решительная борьба со всеми посягательствами на социалистич. строй; гуманность и справедливость. Поскольку по своему содержанию социалистич. П. отвечает воле и интересам всего народа, ему несвойствен " правовой фетишизм", оно адекватно отражает реальные отношения, открыто говорит о своём классовом характере.

В силу своего принципиально нового содержания и целей социалистич. П. не может возникнуть как результат эволюции или даже трансформации старого бурж. права. Отказ от старой правовой системы путём немедленного отказа (как это было в ходе социалистич. революции в России) или постепенным путём (в нек-рых др. социалистич. странах) - это объективная закономерность возникновения нового социалистич. типа П. во всех его формах. В течение многих лет идеологи антикоммунизма изображали отмену старого царского П. в ходе Октябрьской революции как якобы принципиальный отказ новой политич. власти от всякого П. и переход к неправовым методам управления. В бурж. лит-ре широко распространено утверждение, будто для марксизма характерно пренебрежит. отношение к П. как к бурж. социальному институту. На этом основании делается вывод о якобы незначительной роли П. при социализме. В действительности необходимость существования П. при социализме вплоть до полной победы коммунизма К. Маркс и В. И. Ленин рассматривали как объективную закономерность развития социалистич. общества. В работе " Государство и революция" В. И. Ленин, подчёркивая роль правовой формы обществ, регулирования, писал: "...Не впадая в утопизм, нельзя думать, что, свергнув капитализм, люди сразу научатся работать на общество без всяких норм права, да и экономических предпосылок такой перемены отмена капитализма не дает сразу" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 95). Экономич. предпосылки необходимости П. при социализме - это прежде всего существующий уровень развития производит, сил, к-рый требует гос. нормирования меры труда и вознаграждения, т. е. использования правового масштаба. Вне правовых форм невозможны товарно-денежные отношения - реализация принципа материальной заинтересованности. Хоз.-организаторская функция социалистического гос-ва предполагает наличие нар.-хоз. плана, утверждённого как обязат. закон, выполнение к-рого требует правовой регламентации деятельности социалистич. предприятий и организаций. Т. о., в ходе социалистич. строительства П. рассматривается не только как средство решения различного рода конфликтов; на него также возлагаются важные организац. и созидательные функции, в частности в сфере обществ. произ-ва. Впервые в истории в СССР были разработаны правовые формы гос. руководства экономикой и планового хозяйствования. П. при социализме необходимо также для борьбы с имеющимися пережитками капитализма, преступностью и др. формами правонарушений. П. выступает и как один из факторов формирования коммунистич. сознательности, способствует укреплению и развитию социалистич. отношений.

Осн. принципы сов. П. сохраняются на всех этапах развития Сов. гос-ва. Вместе с тем его социальное содержание менялось, отражая особенности того или иного историч. периода. Первоначально сов. П. выступало как пролетарское П.- орудие диктатуры пролетариата. В этот период оно выражало гос. волю рабочего класса, выступавшего в союзе со всеми трудящимися, было направлено против свергнутого эксплуататорского меньшинства (напр., ограничение или лишение избират. прав представителей эксплуататорских классов). В этот период П. сыграло значит. роль в осуществлении социалистич. преобразований в пром-сти и с. х-ве, т. е. в формировании социалистич. системы х-ва, оформлении и закреплении принципов социалистич. демократии, структуры и форм деятельности гос. органов и т. д. Уже в этот период сложилась развитая система сов. П., основу к-рой составила первая сов. кодификация, проведённая в нач. 20-х гг. под непосредств. руководством В. И. Ленина.

В развитом социалистическом обществе П. выступает как общенародное П. Это означает, во-первых, что П. является гос. выражением интересов и воли всего сов. народа; во-вторых, что развитие П. подчиняется задачам непосредственного формирования коммунистич. обществ. отношений и сознания; в-третьих, что все основные черты и принципы П. получают дальнейшее качественное развитие.

Превращение пролетарского П. в общенародное, т. е. в более высокую ступень социалистич. типа П., означает, что социальная база этого П. ещё более расширяется. Однако общенар. П. продолжает оставаться классовым социальным явлением. Оно направлено на достижение классовых целей рабочего класса, и его развитие происходит при руководящей роли этого класса. Общенар. П. сохраняет антиэксплуататорскую направленность, выступает как антипод эксплуататорских типов П. Огромна его классовая роль в условиях борьбы и мирного сосуществования различных общественно-политич. систем.

Развитое социалистич. общество характеризуется последовательным дальнейшим развитием и совершенствованием П., возрастанием его роли в жизни общества. В 1960-70-х гг. в СССР проведена новая развёрнутая кодификация П. Приняты Основы законодательства по всем основным отраслям П., на базе основ в союзных республиках введены в действие соответствующие кодексы. Расширяется круг прав, закрепляемых законом за гражданами и их орг-циями. Ещё более демократическим становится правотворческий процесс. Возрастающая эффективность сов. П. обусловливается всё большим соответствием П. объективным законам обществ. и экономич. развития; усилением направляющей роли КПСС в правовой деятельности Сов. гос-ва; постоянным укреплением социалистич. законности, т. е. неуклонным и обязательным соблюдением законов всеми гос. и обществ. организациями, должностными лицами и гражданами.

Нек-рые совр. идеологи ультралевых движений видят в последоват. развитии социалистич. П. отказ от революционных традиций, свидетельство некоего " обуржуазивают" социалистич. общества. Сходным образом представители бурж. конвергенции теории утверждают, что развитие социалистич. П. означает его приближение к бурж. модели П. как наиболее совершенной.

В действительности высшим ист. типом П. является социалистич. П., к-рое выступает в качестве одного из эффективных и необходимых средств построения коммунистич. общества. КПСС в своей деятельности исходит из необходимости постоянного совершенствования сов. законодательства, укрепления законности и правопорядка, последоват. повышения правовой культуры в стране. 24-м съездом КПСС поставлена задача добиться того, чтобы уважение к П., к закону стало личным убеждением каждого человека, а тем более должностных лиц.

В историч. перспективе с победой коммунизма вместе с гос-вом отомрёт и П. Коммунизм невозможен без обязательных для всех его членов правил коммунистич. общежития. Однако в развитом коммунистич. обществе, где будет полностью преодолено противоречие между личными и обществ. интересами, не будет надобности в политич. средствах регулирования обществ. отношений, в т. ч. и в юридич. санкциях; соблюдение социальных норм станет естеств. привычкой. Процесс отмирания П. представляет собой, с одной стороны, отпадение части его норм, становящихся ненужными по мере утверждения коммунистич. отношений, а с другой - перерастание ряда норм в преобразованном виде в составную часть правил поведения в коммунистич. обществе.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4, с. 443; Маркс К., Критика Готской программы, там же, т. 19, с. 18 - 20; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, гл. IV, там же; его же, Юридический социализм, там же, с. 495-516; его же, К жилищному вопросу, там же, т. 18, с. 272 - 74; Ленин В. И., Государство и революция, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33; его ж е, " О двойном" подчинении и законности, там же, т. 45; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1974; Теория государства и права, М., 1962; Алексеев С. С., Проблемы теории права, т. 1-2, Свердловск, 1972-73; его же, Социальная ценность права в советском обществе, М., 1971; Керимов Д. А., философские проблемы права, М., 1972; Общая теория государства и права, под ред. В. С. Петрова и Л. Ф. Явича, т. 2, Л., 1974; Марксистско-ленинская общая теория государства и права, т. 1-4, М., 1970-73; Недбайло П. Е., Введение в общую теорию государства и права, К., 1971; Сабо И., Социалистическое право, пер. с венг., М., 1964; Туманов В. А., Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве, М., 1971; История государства и права СССР, ч. 1 - 2, М., 1961-62; Черниловский 3. М., Всеобщая история государства и права, М., 1973; Шебанов А. Ф., Форма советского права, М., 1968. В. А. Туманов.

ПРАВО АССОЦИАЦИЙ, коалиций, объединений, право трудящихся на создание профессиональных союзов, вступление в них, а также свобода деятельности самих профсоюзов. Основной смысл П. а.- обеспечение за организациями трудящихся капиталистич. гос-в возможности отстаивать интересы рабочих и др. эксплуатируемых масс без вмешательства со стороны гос. властей и предпринимательских объединений.

Благодаря усилиям СССР и др. социалистич. гос-в, а также рабочих орг-ций всех стран П. а. получило ме-ждунар. признание. Оно закреплено в таких актах ООН, как Всеобщая декларация прав человека 1948, Пакт о социальных и культурных правах человека (см. Пакты о правах человека), в ряде конвенций Международной организации труда (Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию; Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров и др.). В этих актах провозглашено право трудящихся создавать св-ои орг-ции без предварит, разрешения, свободно избирать своих представителей, формулировать программу действий, создавать федерации, конфедерации и т. п.

На практике в капиталистич. странах право трудящихся на ассоциации нередко ограничивается и нарушается. В то же время имеющиеся законы о П. а. буржуазия стремится использовать для усиления влияния союзов предпринимателей, утверждая, что любые гарантии, завоёванные орг-циями трудящихся, должны автоматически распространяться и на предпринимательские ассоциации. Требования профсоюзов, связанные с П. а., сформулированы в Хартии прав профсоюзов и социально-экономич. требований трудящихся капиталистич. стран на совр. этапе, принятой на 8-м Всемирном конгрессе профсоюзов (октябрь 1973).

ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ, см. Оперативного управления право.

ПРАВО ПУБЛИЧНОЕ, см. Публичное право.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ, основной институт любой системы права; совокупность правовых норм, закрепляющих состояние присвоенности (принадлежности) вещей - средств производства и результатов труда - за отдельными лицами или коллективами и основанные на этом правомочия владения, пользования и распоряжения ими указанными вещами. Закреплённая законом мера возможного поведения собственника - это П. с. как субъективное право. Собственник добровольно или в принудительном порядке, предусмотренном законом, может быть временно ограничен в осуществлении правомочий владения, пользования и распоряжения вещью. Напр., лицо, сдавшее внаём вещь другому, лишает себя на срок действия договора имущественного найма правомочий владения и пользования вещью.

В СССР гос. орг-ции, за которыми как за юридич. лицами закреплено в оперативное управление гос. имущество, также осуществляют в пределах, установленных законом, правомочия владения, пользования и распоряжения этим имуществом, однако они не являются его собственниками (см. Оперативного управления право, Собственность).

Приобретение П. с. на основе договора подчинено по сов. праву для всех собственников общему правилу, согласно к-рому П. с. у приобретателя (а у гос. орг-ций - право оперативного управления имуществом) возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Передачей признаётся не только вручение вещи приобретателю, но и сдача её трансп. орг-ции для отправления приобретателю, равно как и сдача вещи на почту для пересылки ему. Риск случайной гибели или случайной порчи отчуждённой вещи переходит на приобретателя одновременно с возникновением у него П. с., если иное не установлено договором.

Плоды, приплод животных, доходы, приносимые вещью, принадлежат собственнику, поскольку иное не установлено законом или договором, заключённым собственником с др. лицом. Допускается общая собственность нескольких лиц на одно и то же имущество.

П. с. прекращается в силу договора об отчуждении вещи и по иным, установленным законом основаниям. Так, П. с. прекращается: если имущество не имеет собственника или собственник его неизвестен (бесхозяйное имущество), вследствие бесхозяйств. содержания дома личным собственником или бесхозяйств. содержания культурных ценностей их собственником-гражданином; по истечении определённого срока со дня потери вещи собственником, если в течение этого срока он не был обнаружен (см. Находка); при обнаружении клада; в силу реквизиции или конфискации, национализации. Во всех указанных случаях П. с. на имущество переходит гос-ву.

П. с. охраняется в адм.-правовом, уголовно-правовом и гражд.-правовом порядке. Гражд.-правовая защита П. с. осуществляется путём виндикации, а также путём предъявления собственником иска в суд об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (т. н. негаторный иск). С. Н. Братусъ.

ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ (англ. Equity), правовая система, действовавшая в Англии с 14 в. параллельно с системой т. н. общего права. П. с. как система складывалось постепенно в связи с тем, что из-за крайнего формализма общего права граждане часто не имели возможности обратиться с иском в королев. суды. В этих случаях или при недовольстве принятым решением они могли обратиться к королю с просьбой " о милости и справедливости". Т. к. число жалоб росло, при лорде-канцлере создавался целый аппарат с собств. порядком разрешения дел, к-рый постепенно стал рассматриваться как Канцлерский суд (Chancery). Поскольку этот суд не был связан нормами общего права, считалось, что он руководствуется принципами справедливости (отсюда назв. -" суд справедливости"). В ходе деятельности Канцлерского суда сложились особые нормы, основанные на прецедентах, совокупность к-рых и образовала П. с. Наиболее широкие полномочия суд справедливости имел в области гражд. правоотношений, т. к. громоздкая, формализованная система общего права не поспевала за потребностями экономич. развития.

Суд лорда-канцлера был не вправе отменить решение суда общего права, на к-рое была принесена жалоба, но он мог вынести своё решение, к-рое, в конечном счёте, парализовало решение суда общего права либо существенно его изменяло. В П. с. сложились такие специфические институты англо-саксонского права, как доверительная собственность (" трест"), исполнение договоров в натуре (общее право признавало только ден. компенсацию за неисполнение договора). Дуализм общего права и П. с. усложнял и без того громоздкую и запутанную систему англ. права и в 1873 П. с. было включено в систему общего права. Однако правовые институты, сложившиеся в П. с., чётко отграничиваются от институтов общего права. В теории и практике притязания, основанные на П.с. (equitable rights), отделяются от субъективных прав, основанных на общем праве.

Лит.; Xалфина P.O., Договор в английском гражданском праве, М., 1959; Давид Р., Основные правовые системы современности, пер. с франц., М., 1967, с. 268-274.

ПРАВО УБЕЖИЩА, предоставление гос-вом права безопасного проживания на его терр. лицам, к-рые преследуются на своей родине или в др. странах за поли-тич., науч., религ. взгляды и деятельность. П. у. известно с глубокой древности. Оно существовало в 3 формах: территориальная (предоставление защиты преследуемому на терр. др. страны); религиозная (укрытие преследуемого в местах религ. культа - храмах, часовнях, у придорожных крестов и т. д.); дипломатическая (оказание покровительства в зданиях посольств и консульств).

В совр. междунар. праве общепризнанным является лишь территориальное П. у. Религ. форма П. у. (бест), к-рая носит в основном характер внутригос. нормы, сохранилась только в Иране. Предоставление П. у. в дипломатич. и консульских представительствах наиболее распространено в лат.-амер. гос-вах, к-рые заключили между собой ряд соот-ветств. соглашений, предусматривающих условия предоставления такого убежища (напр., Гаванская конвенция 1928).

Каждое гос-во само определяет в за-конодат. порядке круг лиц, к-рые могут пользоваться терр. П. у. в данной стране. В СССР П. у. предоставляется иностр. гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, за науч. деятельность или нац.-освободит, борьбу (Конституция СССР, ст. 129). Эмигрантам, получившим политич. убежище, обычно предоставляются определённые права (гражданские, трудовые и т. п.), предусматриваются их невыдача и невысылка.

Междунар. право запрещает предоставлять П. у. лицам, обвиняемым в совершении междунар. преступлений (преступления против мира, воен. преступления, преступления против человечности, геноцид и др.), а также обвиняемым в совершении уголовных преступлений, выдача (экстрадиция) к-рых предусмотрена многосторонними соглашениями о борьбе с рабством, работорговлей, незаконным распространением наркотиков, фальшивомонетничеством и пр., а также двусторонними соглашениями отдельных гос-в (см. также Выдача преступников).

Бурж. гос-ва часто используют институт П. у. для покровительства воен. и уголовным преступникам.

ПРАВОБЕРЕЖНАЯ УКРАИНА, историч. наименование терр. по правому берегу Днепра, в 1667-1793. По Андрусов-скому перемирию 1667 П. У. была подчинена Польше, в это время появился и сам термин " П. У.". Бучачский мир 1672 разделил П. У. на 3 части: Подо-лией (область по Бугу и Левобережью Днестра) овладела Турция; Брацлавщина (часть нынешней Винницкой и части Хмельницкой обл.) и Юж. Киевщина попали под власть правобережного казацкого гетмана-вассала Турции - П. Д. Дорошенко; остальная территория П. У. принадлежала Польше. В 1683 тур. господство на П. У. было ликвидировано. В результате войны против Турции Польша по условиям Карловицкого конгресса 1698-99 восстановила своё господство над частью П. У., где насаждался тяжкий нац., религ. и социальный гнёт. Нар. массы П. У. вели борьбу против польско-шляхетского режима (восстания 1702-04, 1734, 1750, 1768 и др.). В 1793 в результате 2-го раздела Польши П. У. воссоединилась с Левобережной Украиной и вошла в состав Российской империи.

Понятия " П. У.", " Правобережье" употребляются в совр. лит-ре применительно к территории, охватывающей совр. Киевскую, Черкасскую, Кировоградскую, Житомирскую, Винницкую, Хмельницкую, Ровенскую и Волынскую области (см. также Украинская ССР). Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 на П. У. происходила битва за освобождение её терр. от нем.-фаш. захватчиков. Оно осуществлялось в ходе Днепровско-Кар-патской стратегич. наступательной операции (24 дек. 1943-17 апр. 1944), включающей ряд фронтовых операций, объединённых общим стратегич. замыслом.

В результате освобождения сов. войсками Левобережной Украины и захвата стратегич. плацдармов на прав. берегу Днепра (см. ст. Днепр, раздел Битва за Днепр) к концу 1943 создались благоприятные условия для освобождения П. У. К этому времени на П. У. оборонялись: группа нем. армий " Юг" (1-я и 4-я танк., 6-я и 8-я полевые армии, команд, ген.-фельдмаршал Э. Манштейн), часть сил группы армий " А" (3-я рум. армия и 44-й отдельный армейский корпус, команд, ген.-фельдмаршал Э. Клейст) при поддержке 4-го возд. флота и ВВС королевской Румынии. Всего насчитывалось ок. 1, 8 млн. чел., 2200 танков и штурмовых орудий, 21 820 орудий и миномётов, 1560 боевых самолётов. Нем.-фаш. командование полагало, что в связи с наступившей распутицей до лета крупные наступат. операции Красной Армии исключены и это позволит ему сосредоточить необходимые силы и восстановить оборону по Днепру.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.