Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монреальский университет 17 страница






М. т. совершенствуется вместе с ростом пром. произ-ва, расширением междунар. торговли. Развитие техники М. т. опирается на достижения всех отраслей пром-сти, особенно энергетич. и маш. строит. Паровая машина позволила создать первые самоходные суда с механич. двигателем - пароходы, двигатели внутр. сгорания - теплоходы, атомные реактор - атомоходы. Совр. мор. суда сложные инженерные сооружения, грузоподъёмность отдельных из них достигает 500 тыс. т, а мощность гл. энергетич. установки превышает 73, 6 Me (100 тыс. л. с.); суда оснащаются сложными электрорадионавигац. приборами и комплексами автоматич. контроля и регулирования, включающими ЭВМ (с Судно).

Рис. 1. Ильичёвский морской торговый порт на Чёрном море.

М. т. играет важную роль во внутренних и особенно внешнеторг. перевозках На его долю приходится св. 80% между нар. грузооборота (1973). В 1950-71 междунар. мор. перевозки возросли с 550 млн. т в 1950 до 2707 млн. т в 1971. Более половины их объёма занимают наливные грузы (гл. обр. сырая нефть). Значителы увеличивается дальность перевозок. Так в 1960 ср. дальность перевозки нефти ыла 3000 м. миль (5550 км), а в 1970 4950 (9150 км). Это отражает не только неравномерность размещения природных ресурсов и обрабат. пром-сти, но и коренные изменения в междунар. разделении труда, вызванные бурным развитие экономики социалистич. стран и крахом колон, системы, что повлекло за собой изменения в размерах и направления грузопотоков. Всё это создаёт объективные предпосылки высоких темпов рост торг, флота. В 1950 М. т. мира насчитывал 30852 судна (общая валовая вместимость 84, 6 млн. т), а на 1 июля 197 имелось уже 57391 судно (268, 3 млн. т см. табл. 1), в т. ч. 6462 танкера вместимостью 188, 5 млн. га.

Суда М. т. подразделяются на пассажирские, сухогрузные, наливные (танкеры) и служебно-вспомогательные. В тего м. (изредка заходит в устья Днепра и Буга) ив ср. и юж. частях Каспийского м. (в устья рек не заходит). Нерест весной на каменистых грунтах. Плодовитость до 125 тыс. икринок. Питается гл. обр. бычками, атериной, молодью сельчение 60-х гг. появились новые типы сухогрузных судов, среди к-рых различают универсальные и специализированные. Универсальные суда используются для перевозки тарно-штучных (генеральных), лесных и отчасти навалочных грузов. Они имеют большое раскрытие палуб (до 0, 7-0, 8 ширины судна), что улучшает условия их погрузки-выгрузки. Внутр. обводы изготовляют близкими к прямоугольным, чтобы перевозить в них крупнотоннажные контейнеры. Иногда в таких судах оборудуют рефрижераторные трюмы для перевозки небольших количеств скоропортящихся грузов, а также помещения (танки) - для наливных грузов. Из специализированных судов наиболее распространены балкеры (предназначены для перевозки навалочных грузов) с кормовым расположением машинного отделения, с большими люками и устройствами, обеспечивающими безопасную перевозку и быструю погрузку-выгрузку. Средний дедвейт балкеров увеличился в 1972 почти в 2 раза по сравнению с 1950 и достиг 38 тыс. т, а максимальный - 170 тыс. т, ср. скорость ок. 15 м. миль/ч (27, 8 км/ч). Особое место занимают танкеры. За 1950-72 их ср. размер увеличился в 17 раз. Самый большой в мире (1973) танкер -" Глобтик Токио", дедвейтом 477 тыс. т, дл. 379 м, шир. 62 м, гл. двигатель - паровая турбина мощностью 33 Мет или 45 тыс. л, с., скорость хода 15 м. миль/ч (27, 8 км/ч). Стремление повысить эффективность использования танкеров и. балкеров привело к созданию комбинированных судов, т. н. ОБО (англ, oil-bulk-ore - нефть-навалочные-руда), к-рые в одном направлении перевозят нефть или нефтепродукты, а в обратном - руду или др. навалочные грузы (зерно, сахар-сырец и др.), в результатечего сокращаются или вообще исключаются балластные переходы. Балкер-ный флот (включая ОБО) на 1 июля 1972 состоял из 3048 судов общим тоннажем 106, 9 млн. per. т.

Рис. 2. Владивосток Морской вокзал.

Созданы высокоэффективные системы перевозок - контейнеровозные, лих-теровозные, барже-буксирные и т. д. На 1 июля 1972 в мире эксплуатировалось 312 контейнеровозов общей вместимостью ок. 200 тыс. 20-футовых стандартных (ISO) контейнеров, а также 89 полукон-тейнеровозов общей вместимостью 19 тыс. контейнеров. Дедвейт отд. судов этого типа уже достиг 30 тыс. т, скорость хода 19-24 м. миль/ч (35, 2-44, 4 км/ч). Строятся контейнеровозы вместимостью до 2-3 тыс. контейнеров и скоростью 27-33 м. миль/ч (50-61 км/ч). Со 2-й пол. 60-х гг. появились суда с горизонтальным способом погрузки-выгрузки типа Ро-Ро (англ. Roll-on, Roll-of). На 1 июля 1972 в М. т. их было св. 200, дедвейтом 1000-20300т, со скоростью 12-25 м. миль/ч (22, 2-46, 2 км/ч). Лихте-ровозы предназначены для перевозки грузов на лихтерах (баржах) весом 500-1000 m с перегрузкой их на рейде собственными средствами, что позволяет увеличить производительность грузовых работ по сравнению с обычным универсальным судном в 5-10 раз, уменьшить капиталовложения. Наиболее эффективным считался (1972) лихтеровоз типа " Seabee", на нем грузится или выгружается до 2480 т/ч, а на совр. контейнеровозе -600 т/ч. С 1960 значительно возросли перевозки М. т. сжиженного газа. В 1972 эксплуатировалось 329 танкеров-газовозов общей вместимостью 1, 96 млн. м3.

Табл. 1. - Мировой торговый флот (суда валовой вместимоетью 100 per. m и более)1

  Страны количество тыс. per. т количество тыс. per. m количество тыс. per. m в том числе пароходы в том числе пароходы в том числе теплоходы в том числе теплоходы  
                количество тыс. per. m количество тыс. per. m  
  Всего в мире В том числе: Либерия Япония Великобритания Норвегия СССР Греция США ФРГ Италия Панама Франция Швеция Нидерланды Испания Дания Индия Канада Кипр Польша Бразилия Финляндия Югославия Аргентина ГДР Бельгия Австралия КНР Португалия 22 1499 6060 2202 967 386 4953 1106 1059 573 1234 1271 1530 1145 718 177 1156 - 118 328 329 103 - 369 222 349 - - 246 1871 18219 5456 2125 1349 27513 460 2580 3361 3207 2048 3109 1190 1269 420 1931 - 199 698 503 215 - 914 482 538 - - 436 1770 5632 2351 1158 350 4537 1885 1149 555 1220 1217 1716 1225 680 221 1095 - 147 396 346 166 - 364 193 374 - - 3997 3735 19357 7249 2506 1245 26423 2644 3911 3923 3922 2807 3696 1383 1652 570 1521 - 316 893 731 300 - 1043 498 612 - - 2234 9433 3700 2826 67932 2241 3687 2546 1684 1337 1390 875 1452 2313 1331 412 1235 394 617 444 402 364 436 343 224 370 286 407 44444 34929 28625 23507 162912 15328 15024 8516 8187 7793 7420 5632 4972 4300 4020 2650 2381 2015 2013 1884 1630 1588 1198 1401 1192 1184 1181 1027 740 193 650 102 653 292 1298 79 246 273 75 57 76 365 26 114 153 54 95 102 17 11 - 87 12 74 105 56 23529 8642 14228 4295 2502 3923 13762 1662 2757 3915 2941 1432 1704 685 1390 313 1006 341 163 429 42 44 - 550 168 510 317 308 1494 9240 3050 2724 6140 1949 2389 2467 1438 1064 1315 818 1376 1948 1305 298 1082 340 522 342 385 353 436 256 212 296 181 351 20915 26287 14397 19212 13789 11405 1262 6854 5430 3878 4479 4200 3268 3615 2630 2337 1375 1674 1850 1455 1588 1544 1198 851 1024 674 864 719  

1 По данным Lloyd's Register of Shipping, Statistical Tables, на 1 июля 1972.
2 По данным Регистра СССР по состоянию на 1 июля 1972, включая рыболовно-промысловый флот.

К М. т. относятся также многочисл. и разнообразные по типам и конструкции суда служебно-вспомогат. и технич. флота, используемые для буксировочных, аварийно-спасат., дноуглубит., ледокольных и др. работ, связанных с обеспечением судоходства. В этой категории судов особое место занимают ледоколы. Крупнейшим в мире ледокольным флотом располагает СССР. Самый мощный ледокол и первый атомоход в мире -" Ленин" (1959) с эффективной мощностью на валах 32, 3 Мет (44 тыс. л. с.). В СССР строится (1974) новый атомоход " Арктика" с эффективной мощностью 55 Мет (75 тыс. л. с.). Ледокольный флот имеют также Канада, Швеция, Финляндия, Дания и США.

М. т. включает: порты - транспортные узлы, где происходит перевалка грузов с одного вида транспорта на другой и осуществляется обслуживание флота; судоремонтные предприятия, оснащённые судоподъёмными средствами (доки, слипы, эллинги); устройства связи, сигнализации и др. На 1 января 1973 насчитывалось св. 7000 мор. портов, в т. ч. более 500 с грузооборотом св. 1 млн. т в год. Общий объём грузов, погруженных и выгруженных в портах мира, увеличился с 3350 млн. т в 1965 до 5349 млн. т в 1971, в т. ч. в портах промышленно развитых капиталистич. стран - соответственно с 1835 до 2894 млн. т, развивающихся стран - с 1339 до 2193 млн. т, соци-алистич. стран - со 176 до 262 млн. т.

Для промышленно развитых капиталистических стран характерная тенденция в развитии М. т.- концентрация грузопотоков и укрупнение портов. Напр., во Франции, имеющей ок. 300 портов, 87, 3% грузооборота страны идёт через 6 портов; в Японии при наличии 1062 портов 35% грузооборота осуществляют 11 из них; в США -20, 9% внешнеторгового грузооборота идёт через порт Нью-Йорк. Происходит процесс укрупнения судоходных предприятий и сращивание их с пром., финанс., торг, и др. компаниями, проникновение капитала в экономику нац. судоходства развивающихся стран, создание междунар. монопольных объединений по линейным и контейнерным перевозкам, расширение гос.

участия в деятельности М. т. В погоне за сверхприбылями за счёт сокращения издержек и прежде всего за счёт эксплуатации труда моряков усиливается тенденция регистрации судов крупными судоходными компаниями и судовладельцами под т. н. " удобными флагами" Либерии, Панамы, Гондураса и др. стран. При этом судовладельцы получают существенные льготы как при самой регистрации и налогообложении в процессе эксплуатации судов, так и в виде упрощённых, чисто символич. требований к мореходности судна, обеспечению охраны человеческой жизни на море, несовершенства или полного отсутствия социального и трудового законодательства для моряков. С 1949 американские и греческие судовладельцы, а вслед за ними и другие стали активно регистрировать свои суда в Либерии, к-рая, практически не имея собственного флота, " занимает" по тоннажу первое место в мире (см. табл. 1).

За период 1950-72 флот под флагом 13 т. н. традиционно мор. держав (Великобритания, США, Япония, Норвегия, Греция, ФРГ, Италия, Франция, Швеция, Нидерланды, Испания, Дания, Бельгия) увеличился с 68, 8 млн. т до 161, 6 млн. от, а с учётом " удобных флагов" только Либерии и Панамы - до 213, 8 млн. т и составляет 80% всего мирового торг, флота. Такое положение позволяет этим странам контролировать почти все мор. перевозки капиталистич. мира и, используя созданную ими систему организац. форм междунар. судоходства, извлекать сверхприбыли. На осн. направлениях мор. торговли с устойчивыми грузопотоками создаются междунар. объединения линейного судоходства - судоходные линейные конференции (см. Морские линии). Крупнейшие из них объединяют десятки компаний различных стран.

Рис. 4. Автоматизированный теплоход " Новомосковск", дедвейт 12 500 т, скорость 18 м. мияъ/ч (33 км/ч).

В СССР М. т. - составная часть единой транспортной системы страны (см. Единая транспортная сеть СССР). М. т. в СССР является гос. собственностью. В его состав как отрасли нар. х-ва входят гос. хозрасчётные объединения " Южфлот", " Севзапфлот", " Даль-флот" с пароходствами, портами, судоремонтными предприятиями на соответствующих бассейнах; предприятия орг-ции аварийно-спасат. и дноуглуб. работ, возглавляемые всесоюзным о единением " Совсудоподъём"; организаз. по фрахтовому делу и агентскому обслуживанию, работающие в составе и руководством всесоюзных объединей " Совфрахт" и " Совинфлот" (см. Агитирование, Агентство морское); предприятия торговли и питания, материально-технич. снабжения; высшие, средние и проф.-технич. учебные заведения, готовящие кадры для флота и береговых предприятии; н.-и. и проектно-конструкторские ин-ты и бюро. Управление М. т. о ществляет Мин-во мор. флота СССР. Возрастающее из года в год значен. М. т. определяется исключит, экономичностью перевозок морем самой широк. номенклатуры грузов в прибрежные paйны Сов. Союза, мор. береговая линия которого простирается более чем на тыс. м. миль (111 тыс. км), а морск. границы в 2 раза превышают протяжённость сухопутных границ. Большое кол-во сырья, пром. и с.-х. продукции перевозится М. т. в каботажном плавании в Азово-Черноморском, Каспийском и Балтийском басс. Решающее значение имеет М. т. для удовлетворения потребностей населения и развития экономики Д. Востока и Севера, где М. т.- практически единственное средство массовой перевозки грузов. Хоз. освоение богатых природными ресурсами р-нов Крайнего Севера, Приморья, Сахалина, Курильских о-вов, Камчатки непосредственно зависит от обеспечения М. т. устойчивых регулярных перевозок. Особенно важную и все возрастающую роль играет М. т. в развитии внешней торговли СССР, т. к. осн. часть экспортно-импортных грузов в межконтинентальной торговле может быть перевезенана только морем. В 1972 на загранплавание приходился 91% грузооборота М. т., суда к-poro совершили ок. 27 тыс. рей сов более чем в 1 тыс. портов 109 стран. На долю М. т. приходится св. 50% внешнеторгового грузооборота СССР. Важнейшие экономич. показатели М. т. СССР представлены в табл. 2.

В 1971 М. т. СССР превзошёл по грузообороту М. т. под флагом США. 1960 торг, флот СССР по тоннажу занимал 11-е место в мире, в 1973-5-е, а по грузопасс. флоту - 3-е место. В 197 удельный вес сов. торг, флота в мировом тоннаже составил 6, 2%, а его доля междунар. мор. перевозках - 4, 2%.

В 9-й пятилетке (1971-75) осуществляется дальнейшее развитие М. т., по полнение его высокоэкономич. универсальными и специализированными судам с комплексной автоматизацией управления судовыми механизмами и системами в т. ч. судами для перевозки крупнотонажных контейнеров, оборудования скоропортящихся грузов. Увеличивается пропускная способность мор. портов, них создаются специализированные комплексы с высоким уровнем механизаци) и автоматизации производств, процессов для погрузки и выгрузки контейнеров навалочных и лесных грузов; наращиваются мощности судоремонтных предприятии и др. баз обслуживания флота Особое внимание уделяется дальнейшем; совершенствованию управления и планирования с применением экономико-математич. методов и средств электронно-вычислит, техники. Этой цели подчинень работы, начатые в 8-й пятилетке (1966- 1970) по созданию автоматизированной системы управления М. т.-" АСУ-Морфлот" на базе Гл. вычислит, центра мин-ва и вычислит, центров пароходств путём расширения круга задач, выполняемых АСУ, начиная от частных задач оптимального планирования с переходом к более сложным комплексным задачам, к-рые позволят в реальном масштабе времени оценивать экономич. эффект оперативных решений и важнейших вопросов научно-технич. прогресса.

Политика Сов. государства в области судоходства базируется на общенародной собственности на средства произ-ва, плановой системе ведения х-ва, гос. монополии фрахтования судов. Эта политика исходит из задач удовлетворения потребностей страны во внутр. и заграничных перевозках и обеспечения её интересов в междунар. судоходстве. Она направлена на развитие братского сотрудничества с социалистич. странами, поддержку развивающихся гос-в, на установление взаимовыгодных деловых контактов в сфере судоходства с капита-листич. странами в соответствии с ленинскими принципами мирного сосуществования гос-в, принадлежащих к двум противоположным социально-политич. системам, а также учитывает, что развитие М. т. является одним из важнейших факторов экономич. соревнования двух мировых систем.

Со мн. гос-вами Сов. Союз имеет межправительств, соглашения о мор. судоходстве, в к-рых закреплено стремление сторон всемерно поддерживать свободу мореплавания, развивать двусторонние деловые контакты, содействовать ускорению и улучшению мор. перевозок. В соответствии с соглашениями судам той и другой стороны предоставляется возможность участвовать в перевозках на равных коммерч. условиях и пользоваться в портах в отношении погрузки-выгрузки, обслуживания и оплаты портовых сборов такими же льготами, какие предоставляются каждой из стран своим судам.

СССР осуществляет сотрудничество в области М. т. со странами СЭВ по вопросам рационального использования флота, координации действий при фрахтовании в интересах наиболее полного удовлетворения потребностей в мор. перевозках при миним. издержках, повышения эффективности внешней торговли и улучшения платёжных балансов стран. Оно проводится на основе Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистич. экономич. интеграции отрав-членов СЭВ. В 1970 в г. Со-пот (ПНР) представители судовладельцев ряда социалистич. стран подписали соглашение о создании Междунар. ассоциации судовладельцев (ИНСА), в к-рую вступили судовладельч. предприятия НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СССР, ЧССР, СФРЮ. В 1972 к ним присоединились судовладельч. орг-ции Кубы и Индии. Новая междунар. судоходная орг-ция поставила своей целью содействие развитию сотрудничества судоходных предприятий и обеспечение их интересов в междунар. мор. судоходстве. Укреплению и расширению взаимовыгодных связей способствует Соглашение о сотрудничестве в мор. торг, судоходстве, подписанное в дек. 1971 в Будапеште НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР.

Рис. 5. Судно для перевозки навалочных грузов " Зоя Космодемьянская*, дедвейт 50000 т, скорость 14, 7л. милы ч (27 км/ч).

Рис. 6. Пассажирский теплоход " Михаил Лермонтов", 700 пассажирских мест, скорость 20, 5 м. миль/ч (38 км/ч).

Сов. Союз активно участвует в междунар. организациях, таких, как Межправительственная мор. консультативная орг-ция (ИМКО), а также в работе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока (ЭКАДВ), Экономической комиссии ООН для Европы (ЭКЕ), Международной организации труда (МОТ) и др.

Табл. 2. - Основные показатели развития морского транспорта СССР

    Единица измерения              
  Грузооборот Перевезено грузов Средняя дальность - перевозки тонны грузов Эксплуатационная скорость движения судов: сухогрузного флота танкерного флота Производительность труда одного работника, занятого на перевозках Уровень механизации погрузочных работ Уровень комплексной механизации погрузочных работ млрд. т/м. миль* млн. т м. миль м. миль/ сит м. милъ/сут тыс. приведённых т/км % % 12, 8 31, 2 411 175 211 1414 65, 5 - 21, 4 33, 7 636 188 213 1618 90, 7 - 71, 0 75, 9 935 241 272 2774 99, 4 68, 5 209, 9 119, 3 1759 285 327 5593 80, 5 354, 3 161, 9 2188 315 333 7635 85, 4 375, 8 170, 9 2199 318 332 7870 87, 1  

* 1 м. миля = 1, 852 км.

Источник: ЦСУ. Юбилейный сборник народного хозяйства СССР 1922-1972 гг., с. 301-302.

М. т. других социалистических стран быстро развивается. Наиболее современный флот имеют ПНР (617 судов, 2013 тыс. per. га, 50% тоннажа для перевозки генеральных грузов), СФРЮ (364 судна, 1588 тыс. per. т, 60% тоннажа для перевозки генеральных грузов), ГДР (436 судов, 1198 тыс. per. т, 52% тоннажа для перевозки генеральных грузов). Суммарный тоннаж торг, флотов социалистич. стран, включая СССР, на 1 июля 1972 составил 24, 5 млн. per. т -9, 2% мирового тоннажа.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, гл. 6, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24; Ленин В. И., Речь на III Всероссийском съезде рабочих водного транспорта 15 марта 1920 г., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 40; его же, Речь на Всероссийском съезде транспортных рабочих 27 марта 1921 г., там же, т. 43; Программа Коммунистической партии Советского Союза, М., 1973; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Транспорт и связь СССР. Статистический сб., М., 1972; Надточий Г., География морских путей, М., 1972; Внешняя торговля СССР за 1972 год. Статистический обзор, М., 1973.

Т. Б. Гуженко.

МОРСКОЙ ФИНИК (Lithophaga li-thophaga), моллюск из класса двустворчатых. Раковина удлинённая (до 10 см), цилиндрич., закруглённая на обоих концах, покрыта толстым коричневым роговым слоем - периостраку-мом. По краю мантии расположены железы, выделяющие кислый секрет; с его помощью М.ф. проделывает в известковых породах ходы, в к-рых живёт. Обитает в Сре- диземном и Красном м. и у берегов Зап. Африки. Особенно многочислен в коралловых рифах (до 1000 особей на 1 м2). Употребляется в пищу.

" МОРСКОЙ ФЛОТ", ежемесячный журнал, орган Мин-ва мор. флота СССР; издаётся в Москве. Один из старейших журналов СССР. Предшественником " М. ф." был журнал " Русское судоходство" (основан в 1886). С 1918 наз. " Водный транспорт", с 1941-" М. ф.". Освещает производств, вопросы мор. транспорта, проблемы мореплавания, коммерч. и технич. эксплуатации торг. флота. Публикует обзоры и информац. материалы по судоходству, описания новых судов, очерки по истории мореплавания, рецензии на произведения писателей-маринистов. Тираж (1974) ок. 60 тыс. экз.

МОРТИЛЬЕ (Mortillet) Габриель де (29.8.1821, Мелан, -25.9.1898, Сен-Жер-мен-ан-Ле), французский археолог. Участник Революции 1848 во Франции. В 1868-85 сотрудник и руководитель отдела доисторич. древностей в Сен-Жермен-ском музее. Разработал хронология, схему этапов развития палеолитич. культур, основанную на различиях в способе обработки и форме орудий труда. М. был эволюционистом, сторонником Ч. Дарвина, но ошибочно считал возможным распространить законы развития животного и растит, мира на первобытное человеческое общество и на развитие форм предметов материальной культуры.

С о ч.: Musee prehistorique, [2 ed.], P., 1903; Доисторическая жизнь. Происхождение и древность человека, пер. с франц., СПБ, 1903.

Лит.: Борисковский П. И. и 3 а-мятнин С. Н., Габриель де Мортилье, " Проблемы истории докапиталистических обществ", 1934, № 7 - 8.

МОРТИРА (голл. mortier, от лат. mor-tarium - ступа), артиллерийское орудие с коротким стволом, предназначавшееся гл. обр. для разрушения особо прочных оборонительных сооружений. Стрельба из М. велась при углах возвышения ствола 50-75°. В 15 в. М. имела ствол длиной 2-4 калибра и по внешнему виду напоминала ступу, откуда и произошло её название. В 17-19 вв. М. применялись для навесной стрельбы по оборонит, сооружениям и войскам за закрытиями (осадные и крепостные М.), по палубам кораблей (береговые М.). В 1-ю мировую войну 1914-18 применялись осадные и береговые М. 230- 280-мм калибра с дальностью стрельбы до 8, 7 км. Накануне 2-й мировой войны 1939-45 на вооружении иностр. армий состояли М.: 210-мм образца 1938 (Германия), 260-мм (Италия), 280-мм (Франция). В СССР была создана 280-мм М. образца 1939 с дальностью стрельбы до 10, 4 км и весом снаряда 246 кг. В конце войны в США был разработан экспериментальный образец 914-мм М., наз. " Литл Дей-вид". В совр. армиях М. не применяются.

МОРТОН (Morion) Артур Лесли (р. 4.7.1903, Хенгрейв, Суффолк), английский историк, литературовед и публицист. Образование получил в Кембриджском ун-те. С 1929 чл. компартии Великобритании (КПВ). Один из руководителей группы историков-марксистов при КПВ. Работа М. " История Англии" (1937, рус. пер. 1950) - первое в Великобритании систематическое изложение отечеств, истории с марксистских позиций, отличающееся постановкой широкого круга социальных проблем. М. принадлежат работы по важнейшим проблемам истории Великобритании. Наиболее значит, из них: " Английская утопия" (1952, рус. пер. 1956), излагающая историю утопич. идей в Англии от ср. веков до нач. 20 в.; " Социализм в Англии" (1963), анализирующая генезис и развитие на англ, почве социалистич. идей; " История английского рабочего движения. 1770-1920" (1956, рус. пер. 1959). М. -автор статей и очерков по истории англ, политич. мысли и лит-ры, часть к-рых собрана в сб. " Дело Британии" (1966, рус. пер.-" От Мэлори до Элиота", 1970).

МОРТОН (Morton) Уильям Томас Грин (9.8.1819, Чарлтон, Массачусетс, -15.7.1868, Нью-Йорк), американский зубной врач, известный введением в хи-рургич. практику наркоза (см. Анестезиология). Мед. образование получил в колледже зубной хирургии (Балтимор), затем учился в Гарвардской мед. школе. По совету проф. химии Ч. Т. Джэксона использовал серный эфир как обезболивающее средство при удалении зубов, предварительно проверив его действие на животных и самом себе. 16 окт. 1846 с участием М. как наркотизатора амер. хирург Дж. К. Уоррен произвёл успешную операцию по удалению сосудистой опухоли у человека под эфирным наркозом, к-рый быстро получил широкое распространение. Открытие М. оспаривали амер. врачи X. Уэллс, Ч. Т. Джэксон, К. Лонг; борьба за авторство продолжалась ок. 20 лет, М. истратил на неё всё своё состояние и умер в нищете.

Соч.: Remarcs on the proper mode of administering sulphuric ether by inhalation, Boston, 1847.

Лит.: W a r r e n J. C., Testemony to the claim that dr. W. T. G. Morton is entitled to credit as the discoverer of anaesthesia, Boston, 1910; Woodward G. S., The man who conquered pain, a biography of William Thomas Green Morton, Boston, 1962.

И. В. Ветрова.

МОРТУК (Eremopyrum), род растений сем. злаков. Однолетние травы-эфе- церы с коленчатыми стеблями и плоскими листовыми пластинками. Соцветие -короткий сжатый колос. Колоски 6. ч. 3- 6-цветковые. 8 видов, от Средиземноморья до Индии. В СССР 5 видов, в степной и пустынной зонах распространены М. восточный (E. orientale), M. Бонапарта (E. bonaopartis) и М. пшеничный (E. triticeum), растущие по полынным и ковыльным степям, пескам, сухим склонам. Все виды М.- ценный ранневесенний корм для скота.

МОРТЬЕ (Mortier) Эдуар Адольф (13.2.1768, Като-Камбрези, -28.7.1835, Париж), маршал Франции (1804), герцог Тревизский (1808). Сын торговца. С 1789 в Нац. гвардии, с 1791 в армии. В 1799 произведён в дивизионные генералы. Командовал корпусом в войнах 1805-07 с Австрией и Пруссией, в 1808-1811 участвовал в воен. действиях в Испании. В 1812-13 командовал Молодой гвардией во время похода на Россию, в 1812 был воен. губернатором Москвы и при отступлении взорвал часть Кремля. В 1814 вместе с маршалом О. Мармо-ном подписал акт о капитуляции Парижа и перешёл на сторону Бурбонов, стал пэром Франции. Во время " Ста дней" присоединился к Наполеону. С 1816 снова в армии. В 1819 восстановлен в звании пэра. В 1830-31 посол в России. В 1834-35 воен. министр Франции. Был убит при покушении Дж. Фиески на короля Луи Филиппа.

А. Моруа.

МОРУА (Maurois) Андре (псевд.; наст, имя и фам. Эмиль Э р з о г, Herzog) (26.7.1885, Эль-бёф, - 9.10.1967, Париж), французский писатель. Чл. Французской академии (1938). Участник 1-й (1914-18) и 2-й (1939-45) мировых войн. Ему принадлежат новеллы, лит.-критич. эссе, книги по истории, воспоминания. Автор психологич. poманов " Бернар Кенэ" (1926, рус. пер. " Превратности любви" (1928, рус. пер. 1930, 1966), " Семейный круг" (1932, рус. пер. 1966) и др. Всемирную известность он завоевал биографич. произ. " Ариель, или Жизнь Шелли" (19 рус. пер. 1925), " Жизнь Дизраелли" (1927, рус. пер. 1934), " Байрон" (рус. пер. 1936), " Тургенев" (1931), " Лелия, или Жизнь Жорж Санд" (1952, рус. пер. 1967), " Олимпио, или Жизнь Викра Гюго" (1954, рус. пер. 1971), " Три Дюма" (1957, рус. пер. 1962), " Жизнь Александра Флеминга" (1959, рус. пер. " Прометей, или Жизнь Бальзака" (рус. пер. 1967). На основе точной документации М. рисует живые образы великих людей. Обычно он сосредоточивает внимание на психологии, внутр. мир, а также обстоятельствах личной жизни своих героев. Поздние книги М. свидетельствуют о возросшем интересе обществ, вопросам, социальному содержанию эпохи, нац. лит. традициям (боографии Санд, Гюго, Бальзака). Как художник М. опирался на опыт франц. и мировой лит-ры, любил рус. классиков (работы об И. С. Тургеневе, Л. Н. Толстого, А. П. Чехове). Реалистич. творчество М. исполненное веры в человеческую личность, противостоит модернистским течениям во франц. лит-ре.

А. Моруа. " Семейный круг" (Париж, 1935). Фронтиспис Ж. Коше.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.