Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монреальский университет 16 страница






Наиболее крупными актами междунар. М. п. являются Устав ООН, Женевские конвенции 1958 (О территориальном море и прилежащей зоне; Об открытом море; О континентальном шельфе; О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря), Брюссельская 1910 и Лондонская 1960 конвенции по оказанию помощи и спасанию на море, конвенции 1954, 1969, 1972 о предотвращении загрязнения моря нефтью и другими веществами.

Международное частное М. п. регулирует отношения гос. органов, физич. и юридич. лиц с иностр. гос. органами, физич. и юридич. лицами в связи с вопросами торг, мореплавания (вопросы договора мор. перевозки грузов, фрахтования судов по тайм-чартеру, мор. перевозки пассажиров, мор. буксировки, операций по обслуживанию портами мор. судов и клиентуры мор. транспорта, вопросы общей и частной аварии, возмещения убытков от столкновения судов, морского страхования, судебного и арбитражного разбирательства морских претензий и исков и др.). Правовые нормы, составляющие междунар. морское частное право, содержатся во внутр. законодательстве нек-рых гос-в и в междунар. соглашениях.

Расхождение между морским законодательством различных гос-в, неполнота правовых норм, регулирующих отношения, связанные с торг, мореплаванием, постоянно диктуют необходимость междунар. унификации норм М. п. Как правило, эта унификация достигается межгосударственными соглашениями (напр., Международная конвенция для объединения нек-рых правил относительно столкновения судов 1910 с последующими дополнениями 1960; Йорк-Антверпенские правила).

Лит.: Волков А. А., Морское право, М., 1969; Актуальные проблемы современного международного морского права, М., 1972; Новое в международном морском праве, М., 1972.

М. И. Лазарев.

МОРСКОЕ ШИЛО, змеевидная морская игла (Nerophis ophi-dion), рыба семейства морских игл (Syngnathidae). Тело очень тонкое, дл. до 29 см, округлое в сечении. У взрослых особей отсутствуют хвостовой и грудные плавники. Водится в Балтийском и Чёрном морях. Обитает в зарослях мор. травы (гл. обр. взморника) и водорослей. Питается планктоном. О потомстве заботится только самец.

МОРСКОЙ БОЙ, организованные боевые действия кораблей, частей, и соединений флота с целью уничтожить противника на море или подавить его способность к сопротивлению. М. б. состоит из тактических ударов, атак и контратак, выполняемых по единому замыслу командования. На протяжении истории войн формы и способы ведения М. изменялись под влиянием развития оружия, боевой техники и корабельного состава флота (см. Военно-морского искусство). В М. б. могут участвовал самостоятельно или в тактическом взаимодействии подводные лодки, авиации флота, надводные корабли, береговые ракетно-артиллерийские войска. Сов. М. б. характеризуется огромной разре шит, мощью оружия, высокой манёвренностью участвующих в нём сил, скоротечностью, большим пространственным размахом, быстрыми и резкими изменениями обстановки. В зависимости от характера боевых задач и цели действий М. может быть встречным, наступательными или оборонительным; различают бой в море, в прибрежном р-не, бой за высадкой мор. десанта и при отражении мор. десанта.

В. С. Мамчив

МОРСКОЙ ВОКЗАЛ, здание или комплекс зданий и сооружений для обслуживания пассажиров, обработки багажа грузов в морских портах. По характеру осн. операций М. в. подразделяют на пассажирские и грузопассажирские по месту расположения на морских линиях - на конечные и промежуточные Здания М. в. возводят на прибрежные участках, в т. ч. на молах или на площадках с искусственным основанием При их проектировании учитывают назначение и типы используемых судов колебания горизонта воды, условия рациональной организации потоков пассажиров и посетителей, доставки багажа и грузов.

В М. в. размещаются пассажирские адм.-служебные, багажные, подсобно вспомогательные, технические и др. помещения.

Архитектурно-планировочные и конструктивные решения М. в. весьма разнообразны. Наибольшее распространение получили 2-3-этажные здания М. в, Для грузопассажирских М. в. характерно расположение грузовых складов на уровне причалов, а пассажирских помещений - над ними, на уровне 2 или 3 этажа. Так, напр., решены М. в. в Одессе и Владивостоке (СССР), в Гавре, Булони, Кале, Дьепе (Франция), в Хельсинки (Финляндия), Океанский вокзал в Саутхемптоне (Великобритания) и др. В этих М. в. применены спец. посадочные устройства (в т. ч. подъёмно-поворотные и крытые телескопич. трапы) для удобства прохода пассажиров на судно над грузовыми площадками, автомоб. проездами и ж.-д. путями.

Для одновременного обслуживания неск. крупных судов здания многих М. в. имеют значит, протяжённость (напр., длина Океанского вокзала в Саутхемптоне 550 м, Атлантического вокзала в Гавре -ок. 575 м); нередко устраивают протяжённые галереи вдоль причалов, либо пирсы, располагаемые перпендикулярно к фронту u причальной набережной (М. в. Нью-Йорка и Филадельфии в США, Монреаля в Канаде и др.).

Сооружают также М. в., выдвинутые в море (на сваях), напр, в Ла-Рошели и Булони (Франция), Сухуми (СССР). Отд. устройства М. в. иногда располагают на плавучих платформах, как, напр., в порту Тилбери-Лондон (Великобритания).

Морской вокзал в Баку.

Большинство М. в. служат пунктами массовой пересадки пассажиров с морских судов на сухопутный транспорт (и наоборот), а также для перевалки грузов. Поэтому крупные грузопассажирские М. в., как правило, имеют развитые ж.-д. и автомобильные подъездные пути. Нек-рые М. в. сооружают в комплексе с ж.-д. вокзалами в целях организации наиболее удобной транспортировки грузов и пересадки пассажиров (напр., во Владивостоке).

М. в. являются, как правило, уникальными объектами общегородского значения. Для совр. М. в. характерны: крупные зальные помещения для обслуживания пассажиров; значит, площади остекления фасадов, раскрывающие внутр. пространство М. в. в сторону моря; использование навесов и балконов для пассажиров и посетителей. При сооружении М. в. учитывают их композиционную взаимосвязь с планировкой и застройкой припортовых р-нов, а также условия зрит, восприятия комплекса М. в.-своеобразного мор. фасада города - как со стороны привокзальной площади, так и со стороны моря. См. также Вокзал. Лит.: Голубев Г. Е., Анджел и-н и Г. М., Модоров А. Ф., Современные вокзалы..., М., 1967.

Т.Е.Голубев.

МОРСКОЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ, высший орган управления воен.-мор. силами нек-рых гос-в. Был образован под различными названиями: в Японии - Морской командный департамент (1893), в кайзеровской Германии - Генеральный морской штаб (1899), во Франции - М. г. ш. (1902), в Италии - Гл. штаб флота (1907), в США - Гл. управление оперативной части флота (1909), в Великобритании - Штаб мор. войны (1912). В совр. ВМС иностр. гос-в имеются Гл. штабы или Штабы ВМС.

В России М. г. ш. был образован 24 апр. (7 мая) 1906. Он занимался разработкой планов войны на море, судо-строит. программ, планов боевой подготовки флота, изучением иностр. флотов; направлял деятельность воен.-мор. отдела Николаевской мор. академии, Лиги обновления флота и др. обществ, флотских орг-ций. Во время 1-й мировой войны 1914-18 М. г. ш. состоял из 8 отделений: трёх оперативных (по мор. театрам), организационно-тактич., статистич., воздушного и подводного плавания, службы тыла и исторического, имея по штату 35 офицеров и 23 унтер-офицера и матроса. Начальниками М. г. ш. были Л. А. Брусилов (1906-08), А. А. Эбер-гард (1908-11), А. А. Ливен (1911-1914), А. И. Русин (1914-17), М. А. Кедров и А. П. Капнист (1917). После Окт. революции 1917 организация М. г. ш. неоднократно изменялась. В 1919 он состоял из 5 отделов общей численностью 113 чел. Начальниками М. г. ш. были: Е. А. Беренс (1917-19), А. Н. Мелен-тьев (с 1919). В авг. 1921 М. г. ш. был упразднён, и его функции перешли к оперативному управлению Морского штаба Республики.

МОРСКОЙ ГЕОЛОГИИ И ГЕОФИЗИКИ ИНСТИТУТ Всесоюзный научно-исследовател ьский (ВНИИМОРГЕО), институт Мин-ва геологии СССР. Организован в 1967 в Риге в составе собственно ин-та, Геленд-жикского отделения (с базой в Геленджи-ке) и Тихоокеанской экспедиции (с базой в Южно-Сахалинске). В 1972 Геленд-жикское отделение с его 7 отделами, объединяющими 18 секторов и лабораторий, совместно с Тихоокеанской экспедицией было преобразовано в науч.-производств. объединение ЮЖМОРГЕО. В составе ВНИИМОРГЕО (1973): 8 отделов, объединяющих 16 лабораторий и секторов, 2 специализированные лаборатории, Балтийская опытно-методическая экспедиция и Координационный центр по координации работ стран - членов СЭВ по исследованиям морей и океанов с целью использования их минерально-сырьевых ресурсов. Осн. задачи: комплексное изучение геол. строения и распределения полезных ископаемых, поиски нефтеносных структур и месторождений твёрдых полезных ископаемых в морских акваториях СССР, разработка и усовершенствование аппаратуры и методики морских геолого-геофизических исследований, анализ экономич. эффективности разработки выявленных месторождений.

Результаты работ ин-та публикуются в сб-ках " Морская геология и геофизика", " Вопросы четвертичной геологии Прибалтики" и монографич. трудах, а также в виде тематич. обзоров, аннотированных указателей литературы и т. п.

МОРСКОЙ ГИДРОФИЗИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ АН УССР (МГИ), научно-исследовательское учреждение, в к-ром ведутся работы в области физики моря. Созд. в Москве в 1948 в системе АН СССР на базе Морской гидрофизич. лаборатории АН СССР. В 1961 передан в АН УССР, а в 1963 перебазирован в Севастополь. Осн. направления работ (1973): исследования процессов взаимодействия океана и атмосферы, динамики поверхностных, приливных и внутренних волн, циркуляции вод, турбулентности, мезо- и микро-структуры физ. полей океана - темп-ры, солёности, плотности, скорости и направления течений, оптич. и акустич. свойств, магнитного и гравиметрич. полей, изучение рельефа дна, химия и геохимия океана, а также создание новой измерит, гидрофизич. аппаратуры. После 1970 выполнены теоретич. исследования процессов развития поверхностных и внутр. волн, в частности Цунами, разработаны теории и методы расчёта на ЭВМ течений для различных районов океана и др.; проведены обширные комплексные экспедиционные исследования по международным и нац. программам на н.-и. судах МГИ " Михаил Ломоносов" и " Академик Вернадский".

Научные работы МГИ публикуются в издаваемых институтом ежеквартальных сборниках " Морские гидрофизические исследования" и др. периодич. изданиях.

А. Г. Колесников.

МОРСКОЙ ГОЛУБОК, тонкоклювая чайка (Lams genei), птица семейства чаек. Дл. тела ок. 45 см, весит 270-350 г. Спина и крылья светло-серые, концы крыльев чёрные, остальное оперение белое. М. г. встречается в Сев. Африке, Юж. Европе и Юго-Зап. Азии; в СССР - на мор. побережьях, солёных и солоноватых озёрах от устья Днестра до Балхаша. На зиму частично откочёвывает (до Сенегала, Канарских о-вов и Красного м.). Гнездится колониями, чаще на о-вах. В кладке 2-3 яйца. Насиживают самец и самка. Питается саранчовыми и др. насекомыми, рачками, мелкой рыбой.

МОРСКОЙ ДЕСАНТ, войска, предназначенные для высадки с моря или высадившиеся на побережье противника. По масштабу и целям различают М. д.: стратегические, оперативные, тактические и разведывательно-диверсионные. М. д. высаживаются способом " берег - берег", когда десант перевозится на десантных кораблях и высаживается непосредственно на берег, или способом " корабль-берег", когда десант перевозится на транспортах и перегружается с них на десантно-высадочные средства у побережья противника.

МОРСКОЙ ЗАЯЦ, л а х т а к (Erig-nathus barbatus), ластоногое семейства настоящих тюленей. Дл. 2, 2-2, 6 м, весит 225-360 кг. Волосяной покров серо-коричневый, иногда с неск. светлыми пятнами на спине. Меховой покров новорождённого тёмный. М. з. обитает в арктич. р-нах Атлантики, в Белом, Баренцевом, Карском, Чукотском, Беринговом и Охотском морях. Держится обычно поодиночке на мелководьях; размножается весной на дрейфующих льдах. Питается донными беспозвоночными, реже - рыбой. Ценный объект промысла. Рис. см. в ст. Ластоногие (т. 14, стр. 175).

Лит.: Ч а пс кий К., Морские звери Советской Арктики, Л.- М., 1941; Млекопитающие фауны СССР, т. 2, М.- Л., 1963; Крылов В. И., Федосеев Г. А., Шустов А. П., Ластоногие Дальнего Востока, М., 1964.

МОРСКОЙ ЗАЯЦ (Aplysia), род морских брюхоногих моллюсков подкласса заднежаберных. Дл. тела до 40 см. Головных щупалец 2 пары, из к-рых задняя по форме напоминает заячьи уши (отсюда назв.). Тонкая пластинчатая раковина покрыта мантией. В мантийной полости расположены железы, выделяющие ядовитую окрашенную жидкость. Нога имеет боковые лопасти, служащие для плавания. Ок. 35 видов. Раститель-ноядны; обитают гл. обр. в тропич. морях. Крупные нервные клетки М. з.-объект нейрофизиол. исследований. Рис. см. в ст. Брюхоногие моллюски (т. 4, стр. 76, рис. 3, фиг. 17).

МОРСКОЙ КЛИМАТ, климат, формирующийся в условиях преобладающего влияния на атмосферу океанич. пространств. Наиболее резко выражен над океанами, но распространяется и на районы материков, подвергающиеся частым воздействиям мор. воздушных масс. Поэтому о М. к. говорят и применительно к нек-рым участкам суши (напр.-М. к. Зап. Европы, ряда океанич. островов). Воздействие М. к. на сушу осуществляется гл. обр. благодаря общей циркуляции атмосферы. Напр., для климата Зап. Европы важна не столько близость к Атлантич. ок., сколько особенности переноса возд. масс, к-рый в этом районе в течение всего года направлен гл. обр. с 3. на В. (т. е. на материк). Поэтому повторяемость прохождения мор. возд. масс здесь больше, чем континентальных.

М. к. характеризуется сравнительно малой изменчивостью темп-ры воздуха в течение года и суток (в умеренных широтах отличается интенсивной циклонич. деятельностью, прохладным летом и тёплой зимой). Благодаря тому, что водные массы медленнее нагреваются и охлаждаются, чем суша, самым тёплым временем над океанами в Сев. полушарии часто бывает август, а самым холодным февраль (в Юж. полушарии наоборот). Осень в районах с М. к. обычно теплее весны. Влагосодержание воздуха и годовое кол-во осадков над океанами по сравнению с находящимися в тех же широтах районами суши с континентальным климатом несколько увеличено, максимум осадков часто приходится на зиму. Воздух над океанами отличается малой запылённостью и повышенным содержанием частиц мор. солей. Ветры характеризуются обычно большей силой и постоянством, чем над сушей. В прибрежных р-нах летом нередки бризы.

С. П. Хромов.

МОРСКОЙ КОТ, 1) (Dasyatis pastina-са), рыба сем. скатов-хвостоколов. Дл. тела до 2, 5 м, весит до 16 кг. У основания хвоста большая, зазубренная по краям колючка, уколы к-рой опасны (в желобке колючки имеются железистые ядовитые клетки). Распространён в Атлантич. ок., а также в Средиземном, Чёрном и Азовском морях. Ведёт донный образ жизни. Питается безпозвоночными и мелкой рыбой. Живородящ; промысловое значение невелико. 2) Морской пёс, морская собака (Scy-liorhinus caniculus), рыба сем. кошачьих акул. Дл. тела до 1 м. Обитает в Атлантич. ок. у берегов Европы; в СССР - в Чёрном м. Питается гл. обр. беспозвоночными (ракообразными, моллюсками и червями). Оплодотворение внутреннее; откладывает от 2 до 20 яиц. Объект местного промысла.

Морской кот (Dasyatis pastinaca).

" МОРСКОЙ ЛЕВ" (Seelowe), условное наименование плана десантной операции нем.-фаш. войск на Британские о-ва в период 2-й мировой войны 1939-45; утверждён директивой А. Гитлера № 16 от 16 июля 1940. Планом " М. л." предусматривалось внезапное форсирование Ла-Манша и высадка на юж. побережье Англии 25 дивизий с целью оккупировать Великобританию. Фаш. руководство рассчитывало, что путём массированных возд. налётов и угрозы вторжения удастся заставить Великобританию капитулировать и без проведения операции. Одновременно сосредоточение нем.-фаш. войск в Бельгии и Сев. Франции использовалось для маскировки начавшейся с конца июля 1940 подготовки войны фаш. Германии против СССР. В ходе битвы за Англию 1940-41 герм. ВВС не удалось достичь господства в воздухе и ослабить брит. ВМФ. В сент.-окт. 1940 Гитлер принял окончат, решение о нападении на СССР. В этих условиях возможность и необходимость проведения операции " М. л." практически отпали, срок её проведения был перенесён с сентября на октябрь, а затем (директивой от 12 окт.) - на весну - лето 1941. Продолжавшиеся мероприятия по плану " М. л." превратились исключительно в средство стратегич. маскировки подготовки нападения на СССР. Судьба Великобритании, по расчётам фаш. руководства, должна была решиться в результате " победоносного похода" против СССР.

МОРСКОЙ ЛЁД, лёд, образующийся в море в результате замерзания морской воды. По физ. свойствам существенно отличается от льдов речных (см. Реки) и глетчерных (см. Ледники). М. л. обладает характерным свойством - солёностью. При образовании М. л. между ледяными кристаллами, состоящими из чистой воды, задерживаются мелкие капельки мор. воды (рассол), обусловливающие его солёность. С течением времени рассол стекает вниз, лёд опресняется, и в нём появляются пузырьки воздуха, создающие его пористость. Солёность и пористость М. л. определяют его плотность, к-рая меняется в пределах от 0, 85 до 0, 93-0, 94 г/см3. Вследствие своей малой плотности льдины возвышаются над поверхностью воды на 1/7 - 1/10, своей толщины. Прочность М. л. меньше прочности пресноводного льда, она увеличивается с уменьшением солёности и пористости и с понижением темп-ры льда. В отличие от пресноводного льда, М. л. начинает таять с момента любого повышения его темп-ры при значениях выше -23 °С. По возрасту различают следующие стадии развития и виды М. л.: начальные виды льда (ледяные иглы, сало, снежура, шуга, внутриводный лёд), ниласовые (молодые) льды (блинчатый, склянка, нилас, серый и белый). М. л. по своему местоположению и подвижности разделяется на 3 типа: припай -неподвижный, примёрзший к берегу лёд; плавучие (дрейфующие) льды; паковые льды (пак) - многолетние льды толщиной 3-5 м.

Различают М. л. естеств. нарастания (ровный лёд) и льды нагромождения (ропак, торосы). По размерам М. л. разделяют на крупные ледяные поля, протяжённостью более 2 км, обломки полей - от 2 км до 200 м, крупнобитый лёд - от 200 до 20 м и мелкобитый лёд -меньше 20 м. По возрасту различают: весенний лёд, образовавшийся весной, перед текущим летом, и обладающий наименьшей прочностью и наибольшей солёностью; годовалый, или однолетний, лёд, образовавшийся осенью предыдущего года и обладающий большой прочностью и толщиной, пониженной солёностью; многолетний лёд, просуществовавший зиму, лето и следующую зиму обладает большой прочностью и малой со леностью. Оценка количества (густоты М. л. даётся в баллах - от 0 (чистая вода) до 10 (сплошной лёд). Плошадь моря, занятая льдом, меняется от месяца к месяцу и от года к году и зависит от запаса тепла в море, продолжительности охлаждения моря, таяния льда и т. д. Состояние М. л. имеет важное значение для судоходства, как серьёзное, а на Северном морском пути и решающе препятствие для мор. транспорта. Обычно плавание во льдах возможно только при наличии правильного ледового прогно за, судовой и авиационной разведка льдов, а также при хорошей изученности ледовых условий.

Лит.: Зубов Н. Н., Морские вод и льды, М., 1938; его же, Льды Арктики М., 1945; Классификация п терминологии льдов, встречающихся в море, Л., 1954 Евгенов Н. И., Альбом ледовых образований на морях, Л., 1955; П е с ч а н с к и и И. С., Ледоведение и ледотехника Л., 1963.

А. Д. Доброволъский

МОРСКОЙ ЛУК, то же, что лук морской.

МОРСКОЙ НЕФТЕПРОМЫСЕЛ, комплекс сооружений, обеспечивающий рациональную добычу и транспортировку нефти и газа на месторождениях, расположенных под дном водных бассейнов Освоение месторождений нефти и газа акваториях морей связано с выполнение геологопоисковых и гидротехнич. работ топосъёмок и инж.-геологич. исследований дна, геофизич. разведки территорий глубокого поискового и разведочного бурения для вскрытия и оценки нефте-газовых месторождений, бурения эксплуатац. скважин и работ по стр-ву подводных и надводных сооружений для добычи сбора и транспортировки нефти и газа потребителям.

Один из первых М. н. создан у побережья США (шт. Виргиния) в кон. 19 в.

В СССР мор. добыча нефти началась в Каспийском м. (бухта Ильича) в первый годы Сов. власти. На засыпанном участок ке моря были пробурены скважины организована эксплуатация месторождения. В 30-х гг. освоение нефтяных месторождений на Каспии (о. Артёма) осуществлялось посредством бурения наклонно направленных скважин с берега и путём сооружения островных мор. оснований. В 1935 по проекту Н. С. Тимофеева и Б. А. Рагинского сооружено первое свайное металлическое основание. Е. 1949 Л. А. Межлумовым, С. А. Оруджевым и Ю. А. Сафаровым предложено крупноблочное основание МОС, что ускорило нефтепромысловые работы и позволило внедрить индустриальные методы строительства. Создание индивидуальных мор. оснований способствовало освоению глубины моря до 40 л. Важный этап в развитии М. н. связан с сооружением нефтепромысловых эстакад. Для мелководных участков (5-8 м) применяются засыпка, окантование дамбами с откачкой из котлована воды. При освоении водных участков, примыкающих к суше, бурят наклонно-направленные скважины. Отклонения забоя скважины от вертикали достигают 3 км.

Рнс. 1. Общий вид морского нефтепромысла.

Рис. 2. Стационарное крупноблочное металлическое основание с буровой установкой.

Рис. 3. Буровая установка самоподъёмного типа.

При глубинах вод до 30 л в море сооружают железобетонные и металлич. эстакады, площадки для размещения бурового, эксплуатационного и др. оборудования, обеспечивающие комплексное освоение месторождений (рис. 1). В Каспийском море возведено 880 стальных островов и более 300 км эстакад (1972). Они позволяют обслуживать промысловое х-во независимо от погоды. Если М. н. расположен недалеко от суши, эстакада соединяет его с береговыми базами. Крупноблочные основания типа МОС, ГИПРОМОС применяются при глубинах вод до 40 м (рис. 2); при глубинах вод до 60-80 м - плавучие буровые платформы с опорой на дно моря (рис. 3), с к-рых бурят отд. скважины или куст наклонно-направленных скважин. При этом устьевое эксплуатац. оборудование размещают на эксплуатац. основании -блок-кондукторе или на дне моря.

В практике освоения морских месторождений нефти и газа при глубинах вод до 120 м строятся отд. стационарные острова различной конструкции, с к-рых бурят наклонно-направленные скважины. При глубинах вод свыше 150 м применяются буровые суда или полупогружные платформы с якорной или динамич. стабилизацией. С отд. мор. оснований производят бурение разведочных и эксплуатац. скважин, иногда куста наклонно-направленных скважин.

Общая площадь морских районов, перспективных на нефть и газ, с глубинами вод до 200 м в СССР достигает 2, 5 млн. км2, причём св. 75/о этой территории расположено до изобаты 100 м.

Наиболее крупные М. н. за рубежом расположены в Атлантич. ок. (Мексиканский залив, бассейн Карибского м.), в восточной части Тихого ок. (залив Кука и прибрежная часть Калифорнии"), у берегов Австралии в районе прол. Басса, в Индийском ок. (Персидский и Суэцкий заливы), в Северном море. Освоение этих нефтяных месторождений базируется в основном на островном способе, при к-ром создаются искусств, земляные о-ва с каменной окантовкой и гравийно-камен-ной наброской (рис. 4). Металлич. острова сооружают из крупных блоков. В акваториях морей и океанов, помимо стационарных оснований, используются (1972) более 250 передвижных буровых установок.

Рис. 4. Островной способ освоения морских нефтяных месторождений у побережья Калифорнии.

Конструктивной особенностью отличаются основания для бурения скважин в акваториях, покрываемых льдами. Напр., на Аляске для предохранения от воздействия льдов устья десятков скважин размещаются в массивной оболочке диаметром 10 м. При использовании передвижных самоподъёмных буровых платформ, а также платформ полупо-гружного типа оборудование устья скважин после бурения может быть расположено на дне моря. Для таких случаевряд фирм США, Великобритании, Франции разработали комплексы оборудования с дистанционным управлением, которые успешно эксплуатируются, напр, на озере Эри и в Мексиканском заливе. Для периодической ревизии и обслуживания подводного оборудования (устья скважин, сепараторные установки, трубопроводы, задвижки и т. п.) в США и Франции получила развитие глубоководная водолазная техника. Нефть и газ бассейнов, расположенных под акваториями, добывают 24 страны, поисковое бурение проводит 31 страна, геолого-геофи-зич. работы -82 страны (1971). На М. н. мира добывается ок. 300 млн. т нефти (1971).

Лит.: Оруджев С. А., Глубоководное крупноблочное основание морских буровых, М., 1962; Проблемы, связанные с расширением существующих возможностей бурения на нефть и газ и их добычи при больших глубинах воды и неблагоприятных морских условиях, М., 1971 (VIII Мировой нефтяной конгресс).

С. А. Оруджев.

МОРСКОЙ ПЁС, рыба семейства кошачьих акул; то же, что морской кот.

МОРСКОЙ ПОЛИГОН, район моря, выделенный для испытаний кораблей, различных видов оружия и боевой техники или для проведения боевой подготовки кораблей. По назначению М. п. бывают научно-исследовательские, испытательные и учебные, а по роду испытываемых средств - ракетные, артиллерийские, торпедные, минные, девиационные, для подводных лодок, надводных кораблей, авиационные и др. В зависимости от назначения М. п. оборудуются контрольно-измерительными приборами, наблюдательными пунктами (корабельными, авиационными или береговыми), средствами связи и соответствующими мишенями. Плавание кораблей и судов в зоне М. п, может быть постоянно или временно запрещено, о чём оповещаются мореплаватели. При проведении стрельб и испытаний оружия обычно выделяются спец. силы охраны М. п. (корабли, самолёты, вертолёты).

МОРСКОЙ ПОРТ, см. Порт.

МОРСКОЙ САЛАТ, употребляемая в пищу морская зелёная водоросль из рода г/льва.

" МОРСКОЙ СБОРНИК", ежемесячный журнал сов. ВМФ. Выходит в Москве. Рассчитан на кадровый офицерский состав, курсантов высших воен.-мор. уч-щ, офицеров запаса и лиц, интересующихся ВМФ. Осн. задачи журнала: разъяснение политики и деятельности КПСС и Сов. правительства по вопросам строительства ВМФ, освещение теории и практики воен.-мор. искусства, методики обучения и воспитания личного состава, обмен опытом кораблестроения, кораблевождения, ознакомление читателей с организацией, тактикой, вооружением, боевой подготовкой зарубежных флотов. В журнале освещается опыт 2-й мировой войны 1939-45 и Великой Отечеств, войны 1941-45, публикуются мемуары, художеств, произведения, связанные с жизнью флота. Предшественником чМ. с." был рус. воен.-науч. журнал с таким же названием, осн. в 1848 Мор. учёным к-том и издававшийся до Окт. революции 1917 в Петербурге (Петрограде). В сер. 19 в. " М. с." публиковал статьи Д. В. Григоровича, В. И. Даля, К. М. Станюковича, И. А. Гончарова и др., сыгравшие большую роль в обществ, жизни России, был активным участником обществ.-педагогич. движения (статьи Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинско-го и др.). Во 2-й пол. 19- нач. 20 вв. в " М. с." печатались статьи видных воен.-мор. деятелей - Г. И. Бутакова, С. О. Макарова и др.

МОРСКОЙ СУДАК [Lucioperca (Sti-zostedion) marinus], рыба рода судаков отр. окунеобразных. Дл. до 60 см, весит до 2 кг. Водится в сев.-зап. части Чёрноди, креветками. Малочислен, поэтому промысловое значение невелико.

Лит.: Никольский Г. В., Частная ихтиология, 3 изд., М., 1971; Жизнь животных, т. 4, ч. 1, М., 1971.

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ, вид транспортной сферы материального произ-ва; осуществляет перевозки грузов и пассажиров судами. М. т. широко применяется для междунар. и внутр. (каботажных) перевозок (см. Каботаж).

История развития М. т. восходит примерно кб-4-му тыс. до н. э., когда у человека появилась необходимость в изучении и освоении морей. Первые мор. суда были гребными, имевшими в качестве движителя вёсла. Ок. 3 тыс. лет до н. э. был изобретён парус, ставший на многие столетия главным движителем судов. С 3 в. до н. э. по 5 в. н. э. большие размеры приобретает мор. торговля средиземноморских стран с Индией и Китаем.

Племена, населявшие территорию СССР, стали ходить водным путём из Балтийского в Чёрное м. К 9 в. вост. славяне освоили водные пути по Чёрному и Каспийскому м., поморские славяне совершали рейсы в Англию, а южные -по Средиземному м. В нач. 17 в. рус. моряки начали исследовать и осваивать побережье Сев. Ледовитого океана, а в середине того же века - побережье Охотского и др. дальневосточных морей. Особенно быстро развивался М. т. в России в кон. 17 и нач. 18 вв. в связи с преобразованиями Петра I. Оживилась торговля с Западом через Архангельск; с основанием Петербурга (1703) центр торговли переместился на Балтийское м. Начало развиваться торг, мореплавание и на Чёрном м., где были сооружены важные порты - Херсон (1778), Севастополь (1784), Одесса (1794). В 19 в. появились пароходы, вытеснившие парусные суда. В нач. 20 в. построены первые в мире теплоходы, сначала речные (-" Вандал", 1903, и др.), а потом и морские (-" Дело", 1908, и др.); трансп. суда специализировались для перевозки руды, леса, скоропортящихся грузов, нефти и т. д. Однако в целом М. т. дореволюц. России был слабо развит. Каботажных перевозок было мало, экспортно-импортные перевозки осуществлялись гл. обр. на иностр. судах. В 1913 торг, флот составлял с 1 млн. per. га, удельный вес его в общемировом тоннаже составлял ок. 2%. Г. регрузочные работы в портах производились б. ч. ручным способом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.