Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. Ко времени европ. колонизации индейцы К






Ко времени европ. колонизации индейцы К. жили в землянках (охотники Скалистых гор), шалашах-вигвамах (лесные охотники), крытых шкурами палатках-типи (индейцы прерий), общинных каркасных домах, крытых корой (лесные земледельцы) или обшитых деревом (рыболовы зап.побережья). Иск-во индейцев представлено богатейшей полихромией резьбой по дереву (тотемные и намогильные столбы, маски, утварь с переплетением реальных и фантастич. мотивов - на зап. побережье), резьбой и гравировкой по камню, кости и рогу, украшениями из перьев и раковин, яркими узорными тканями, вышивкой (иглами дикобраза, волосом оленя и лося), росписями (сим-волич. мотивы, изображения животных, сцен войны и охоты). Эскимосы, жившие в куполообразных " иглу" из снега, полуподземных постройках из дерева, камня, костей, резали и гравировали по камню, кости и рогу.

В 17 - нач. 19 вв. выходцы из Франции принесли в вост. К. свои традиции - тип дома с массивными стенами и крутой крышей, зальные церкви с 1-2 башенками над фасадом, обществ, здания по франц. образцам (арх. Ж. Демер, T. Байарже), резьбу по дереву (Ф. Байарже, Л. Кевий-OH) и произ-во серебряных изделий (Ф. Ранвуазе)в духе барокко и классицизма, религ. и портретную живопись (Ф. Бо-кур, А. Пламондон). В колонизов. англичанами части К. во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. сложилась традиция рационального деревянного каркасного и каменного зодчества в духе классицизма (арх. Дж. Меррик), получила развитие пейзажная графика (T. Дейвис). С сер. 19 в. растут города; новые, возникающие на 3. страны, имеют прямоугольную сетку улиц и малоэтажную застройку. Эклектика характерна для церквей, адм. зданий, особняков в Оттаве, Монреале, Торонто, Квебеке (арх. Э. Леннокс, Дж. Лайл). С кон. 19 в. усилилось влияние архитектуры США (высотные конторские здания, отели - арх. Ф. Дар-линг, Дж. Пирсон). Наряду с подражателями франц. или амер. иск-ву с сер. 19 в. выдвинулись самобытные мастера пейзажа и сцен крестьянской, провинциальной или индейской жизни (П. Кейн, К. Кригхоф; на рубеже 19-20 вв.- X. Уотсон, X. Уокер, M. Каллен). В 20 в. расцвет нац. реалистич. иск-ва связан с лирическими гор. и сел. пейзажами (Дж. У. Моррис, К. Ганьон) и эпически широкими, ярко декоративными и романтичными образами нетронутой природы К. (T. Tомсон; " Группа семи" - Дж. Макдональд, А. Лизмер, Ф. Варли, А. Джэксон и др.), с нар. образами скульптора Фрэнсис Лоринг, с анима-листич. графикой Э. Сетон-Томпсона. В сер. 20 в. интенсивно перестраиваются и разрастаются старые города, расширяется жилищное стр-во, в т. ч. из дерева.

Эскимосская скульптура. Мастер Т е р о а п и к. " Мать с ребёнком". Мыльный камень. Середина 20 в.

Ф. Варли. " Залив Джорджиан-Бей". Около 1920. Национальная галерея Канады. Оттава.

Воздвигаются крупные пром. и обществ, комплексы из железобетона и стали в совр. формах (комбинат Аннесис-Ай-ленд, ратуша в Торонто, пл. Виль-Мари и Всемирная выставка 1967 в Монреале); по единым планам с применением принципов зонирования и микрорайонирования строятся города при пром. предприятиях (Китимат, Эллиот-Лейк), в т. ч. заполярные (Инувик). Социальные противоречия проявляются в контрастах грандиозных адм. и деловых комплексов и большого количества устарелой жилой застройки.

Л. А р ш а м б о. Декоративная композиция и ограда аэропорта Аплендс в Оттаве. Алюминий. 1960.

В совр. иск-ве преобладают модернистич. течения (живописец Ж. П. Риопель, скульптор Л. Аршамбо); реалистич. традиций придерживаются Ф. Тейлор, T.Макдональд, художники" Рабочей художественной лиги". Развиваются дизайн, ряд видов декоративного иск-ва (обработка металла, ковроделие, керамика). В нар. творчестве выделяются резьба по дереву и вышивка украинцев, каменная скульптура эскимосов. Прикладная графика в основном следует образцам " массовой культуры" США.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXIV. XXXV (стр. 304-305).

Лит.: G о w a n s A. W., Looking at architecture in Canada, Toronto, 1958; Ross M. (ed.), The arts in Canada, [Toronto, 1958]; Hubbard R. H. (ed.), An antology of Canadian art, Toronto, 1960; Harper J. R., Painting in Canada, [Toronto], [1966].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.