Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 3 страница. Канарейка (Serinus canaria).






Канарейка (Serinus canaria).

Близкий к К. вид - канареечный вьюрок (S. serinus), иногда считающийся лишь подвидом К., распространён в Сев.-Зап. Африке, Малой Азии, Аравийском п-ове и в Европе (кроме С.); в СССР - на западе Европ. части. Селится в садах и парках; гнёзда на деревьях, в кладке 3-5 яиц; насиживает самка 13 суток. Питается гл. обр. семенами.

Лит.: Л у к и н a E. В., Певчие и цветные канарейки, M., 1966.

КАНАРИС (Kanaris) Константинос (ок. 1790, о. Псара, - 14.9.1877, Афины), греческий гос. деятель, флотоводец. Участник Греческой национально-освободительной революции 1821-29. В 1826 был избран деп. Нац. собрания. В 1843-44, 1854 мин. морского флота Греции. В 1864-65, 1877 возглавлял пр-во Греции. Выступал сторонником конституции.

КАНАРИС (Canaris) Фридрих Вильгельм (1.1.1887, Аплербек, близ Дортмунда, - 9.4.1945, лагерь Флоссенбюрг), нем.-фаш. воен. деятель, адмирал (1940). Род. в семье директора сталелитейного з-да. На флоте с 1905. Во время 1-й мировой войны 1914-18 служил на крейсере " Дрезден", после потопления к-рого в 1915 был интернирован в Чили. В 1916 заслан герм, разведкой в Испанию, где развернул широкую шпионскую деятельность, организовал снабжение герм, подводных лодок с терр. Испании и Португалии. После Ноябрьской революции 1918 в Германии - адъютант воен. министра Г. Носке, участвовал в организации убийства К. Либкнехта и P. Люксембург, а затем возглавлял " следствие" по этому делу. Участник т. н. Каппов-ского путча 1920. В последующие годы служил в герм. ВМФ, установил тесные связи с национал-социалистами. С 1935 нач. управления разведки и контрразведки (" абвера") при воен. мин-ве, а с 1938 при верх, командовании вооруж. сил. Организатор междунар. воен. провокаций и диверсий [при захвате Австрии (1938), Чехословакии (1939), нападении на Польшу (1939) и др.]. Создал широкую шпионско-диверсионную сеть в странах Европы, Азии, Африки и Америки. В февр. 1944 уволен в отставку. В условиях приближавшегося поражения фаш. Германии принял в 1944 участие в заговоре генералов против Гитлера, был арестован и повешен.

КАНАРСКАЯ КОТЛОВИНА, в Атлантич. ок.; см. Северо-Африканская котловина,

КАНАРСКИЕ ОСТРОВА (исп. Islas Canarias, букв.- собачьи острова, от лат. canis - собака; по словам др.-рим. учёного Плиния Старшего, на одном из этих островов водились большие собаки), группа островов в Атлантич. ок., в 100-120 км от сев.-зап. берегов Африки. Территория Испании; по адм. делению Испании образуют 2 провинции: Лас-Пальмас и Санта-Крус-де-Тенерифе. Наиболее значит, о-ва: Гран-Канария, Тенерифе, Фуэртевентура. Пл. о-вов 7, 3 тыс. км2. Общая числ. жителей 1, 2 млн. чел. (1970, перепись). Осн. население - испанцы, в состав к-рых влились группы коренного населения - гуанчей. Говорят на исп. языке. Религия - католицизм.

Острова сложены базальтами; много потухших и действующих вулканов (на Тенерифе, Пальме, Лансароте). Выс. до 3718 м (действующий вулкан Тейде на о. Тенерифе). Климат тропич., пассатный, умеренно жаркий и сухой. Осадков 300-500 мм в год. На склонах вулканов - заросли вечнозеленых кустарников и леса. В составе флоры много эндемичных видов (драконово дерево, Канарская финиковая пальма, Канарская сосна). Возделывают бананы, зерновые, картофель, цитрусовые, табак, виноград, бобовые. Разводят коз, овец, кр. рог. скот. Рыболовство. Климатич. курорты. К. о.- важная транзитная база в Атлантич. ок. Гл.
города и крупные порты: Лас-Пальмас и Санта-Крус-де-Тенерифе.

КАНАРСКОЕ ТЕЧЕНИЕ, холодное течение на В. сев. части Атлантич. ок. Является вост. периферией сев. субтро-пич. антициклонального круговорота поверхностных вод. Направлено с С. на Ю. вдоль Пиренейского п-ова и Сев.-Зап. Африки как ветвь Северо-Атлантического течения. На Ю. переходит в Сев.-Пассатное течение, частично отклоняясь в Гвинейский зал. Шир. 400-600 км. Скорость до 2 км/ч. Темп-pa воды в февр. от 12 до 23 0C, августе от 19 до 26 0C. Солёность 36, 0-36, 8°/оо-

КАНАСДУДА (kanaszduda), канастюлёк, духовой муз. инструмент венгерских пастухов (свинопасов и др.)- воловий рог с деревянным точёным мундштуком без игровых отверстий. На К. исполняют гл. обр. ритмич. сигналы, а также импровизационные мелодии, построенные на натуральном (обертоновом) звукоряде.

КАНАСТЮЛЁК (kanasztulok), венгерский духовой муз. инструмент; см. Ka-насдуда.

КАНАТ, гибкое изделие, изготовленное из стальной проволоки, нитей, пряжи (каболки) из волокон растительного, син-тетич. или минерального происхождения. По способу изготовления К. подразделяются на кручёные (витые), невитые, плетёные (см. Канатное производство). Металлические (стальные) К. (рис. 1) изготовляют из непокрытой (светлой) или покрытой цинком или алюминием проволоки круглого или фасонного сечений с пределом прочности на растяжение [ris] в = 900-3500 Мн/м2 (90-350 кгс/мм2). Сечение стальных К.

Рис. 1. Схема кручёного каната: / - проволока, пряжа (каболки); 2 - прядь (спиральный канат); 3 - тросовый канат; 4 - кабельтовый канат.

может быть круглым, шестигранным, прямоугольным, квадратным. Витые круглые К. (рис. 2) могут иметь различную свивку: одинарную спиральную (или одна прядь), выполняются открытого, полузакрытого и закрытого типа; двойную (тросовую) из круглых или фасонных (трёхгранных, овальных и др.) прядей (от 3 до 8); тройную (кабельтовую) из К. тросовой свивки (стренг). По расположению проволок в слоях прядей К. выполняются с линейным, точечным или комбинированным касанием проволок и соответственно обозначаются ЛК, TK и ЛТК, или ТЛК. В зависимости от вида свивки прядей К. изготовляют раскручивающимися, нераскручивающимися, малокрутящимися (число прядей может быть от 18 до 31 с противоположным направлением свивки по отдельным слоям). Направление свивки прядей К. выбирают правое (обозначение Z) и левое (S); сочетание направлений свивок (рис. 3) отдельных элементов и К. в целом может быть крестовое правое (SZ) и крестовое левое (ZS), одностороннее правое (ZZ) и одностороннее левое (SS). Кручёные круглые К. имеют диаметр до 100 мм. Комбинированные витые К. изготовляют из пеньки и стали. В этом случае стальные пряди покрывают слоем пеньковых каболок или пластмассой. Невитые К. (рис. 4) состоят из плотно уложенных групп стальных проволок или спиральных К., обжатых спиральной обмоткой или зажимами.

Рис. 2. Поперечное сечение канатов: а - спирального открытого типа; 6 - спирального закрытого типа; в - двойной свивки с волокнистым сердечником; г - двойной свивки с металлическим сердечником; д - тройной кабельтовой свивки; е - фасонного овальнопрядного; ж - трёхграннопрядного; з - плоскопряд-ного; и - комбинированного; к - плоского.

Рис. 3. Металлические канаты различной свивки: SZ- крестовой правой; ZS- крестовой левой; ZZ- односторонней правой; SS - односторонней левой.

Рис. 4. Невитой канат с обмоткой.

Табл. 1. - Характеристика канатов различных видов

  Канаты Диаметр, MM Разрывное усилие, кн1  
  Металлические  
  Спиральные открытые 0, 65-34, 4 0, 44-965  
  Спиральные закрытые      
  несущие2 30-70 596-3950  
  подъёмные2 20-60 349-3751  
  Тросовые (ЛК) с сердечником:      
  волокнистым 2, 2-63 2, 62-2230  
  металлическим 1, 9-61 2, 41-2460  
  Трёхграннопрядные2 18-43, 5 203, 5-1405  
  Некрутящиеся 3, 5-68 7, 08-3255  
  Комбинированные  
  Пенька-сталь 8-32 8, 9-112, 7  
  Неметаллические  
  Пеньковые бельные 9, 6-111, 5 6, 3-497, 5  
  Пеньковые смольные 9, 6-111, 5 6-472, 5  
  Сизальские 6, 7-111, 5 3, 85-476  
  Манильские 9, 6-111, 5 7, 76-637  
  Хлопчатобумажные 3-8 0, 4-3  
  Полипропиленовые 7, 9-28.7 7 -48  
  Капроновые 7, 9-63, 7 11, 8-592  

1 1 KH=I000 кгс. 2 Данные о разрывном усилии приведены на основе суммарной прочности проволоки.

Такие К. обычно собирают на месте применения, они могут иметь диаметр до 1, 5 м. Разрывное усилие невитых К. в зависимости от диаметра достигает 1000 MH. Плетёные К. (рис. 5) изготовляют переплетением чётного числа (обычно 4) прядей, из к-рых половина имеет направление плетения правое, а другая - левое. Поперечное сечение таких К.- квадратное. Плоские К. состоят из чётного числа стренг (от 4 до 12) с чередующейся (правой и левой) свивкой, скреплённых (прошитых) прядями или стержнями, имеют прямоугольное сечение. Ширина таких К. до 250 мм.

Рис. 5. Плетёный металлический канат.

Неметаллические (волокнистые) К. свивают из длинных лубяных волокон русской (мягкой), манильской и сизальской (жёсткой) пеньки, семенных волокон кокосового ореха и хлопка, синтетич. волокон (полипропилена, капрона, нейлона, перлона и др.), волокон асбеста. Короткие волокна (пеньковые и хлопковые) используют для изготовления верёвок, шпагата и др. изделий. Неметаллич. К. выпускаются: витые (трёх- и четырёхпрядные), тросовой правой свивки, кабельтовые (трёхстренговые); плетёные обыкновенные круглые (фалы) и повышенной гибкости, т. н. морские. Диаметр волокнистых К. из русской пеньки (бельной и смольной), манильской и сизальской пеньки 6, 7- 111, 5 мм. К. из жёсткой пеньки имеют преимущество перед К. из мягких волокон из-за большей прочности и износостойкости материала и меньшего веса. Высокими прочностными данными обладают К. из синтетич. волокон. Прочностная характеристика различных видов К. приведена в табл. 1.

К. широко применяются во мн. отраслях нар. х-ва: а строительстве, на транспорте, в рыбной, лесной, горнодобывающей пром-сти, металлургии и др. (табл. 2).

Лит. см. при ст. Канатное производство. M. А. Букштейн.

КАНАТНАЯ ДОРОГА, сооружение для транспортирования грузов и пассажиров, в к-ром для перемещения вагонеток (вагонов, кресел) используется канат, натянутый между опорами. К. д. строят в горных, пересечённых и труднопроходимых местностях, при необходимости пересечь по кратчайшему расстоянию автомобильную или железную дорогу, реку, озеро и т. п., а также в городах с развитым наземным транспортом. По назначению различают К. д. грузовые, пассажирские и комбинированные, по устройству - двухканатные и однока-натные, с кольцевым или маятниковым движением вагонеток.

Табл. 2. - Применение канатов различных видов

  Канаты Применение  
  Металлические  
  Спиральные открытые Ванты, арматура строительных конструкций, технич. изделий, грозозащитные тросы высоковольтных передач  
  Спиральные закрытые Канатные дороги, шахтные подъёмники  
  Тросовые крестовые Подъёмные, транспортныа механизмы и машины, буровые установки, лесозаготовка  
  Тросовые односторонние Фуникулёры, наклонные шахтные подъёмники  
  Тросовые фасоннопрядные Шахтные подъёмники с многоканатным подъёмом  
  Кабельтовые многостренговые Морской и речной транспорт (швартовые, буксирные)  
  Комбинированные Орудия тралового лова  
  Невитые Арматура строительных конструкций, подвесные канатные мосты  
  Плоские Шахтные подъёмники (подклетьевые), проходческое оборудование шахт (подъёмные)  
  Плетёные Грузоподъёмные устройства (исключают вращение поднимаемого груза)  
  Неметаллические  
  Тросовые бельные Такелаж, обвязка тары  
  Тросовые смольные Такелаж и др. (в основном на морском и речном транспорте)  
  Кабельтовые Швартовые, буксирные  
  Плетёные (фалы) Оснастка парусного флота, оснащение лага и др.  

Грузовые К. д. обычно строят двухканатные с кольцевым движением вагонеток (рис. 1). Тележка вагонетки катится по неподвижному несущему канату. Вагонетки перемещаются тяговым канатом. Длина таких К. д. практически неограничена, т. к. их образуют последовательно соединённые самостоят, секции (6-12 км). Известны грузовые К. д. дл. 200 км (Швейцария) с углом подъёма до 30°. По кольцевой К. д. перемещают от 30 по 500 т (а в отд. случаях до 1000 т) груза в час при скорости движения вагонеток 1, 5-3, 3 м/сек. При меньшей протяжённости трассы строят двухканатные маятниковые дороги с 1 или 2 вагонетками, перемещающими до 150 т груза в час при скорости движения 10 м/сек. Протяжённость таких дорог до 3 км, максимальный угол подъёма 45°. На одноканатных дорогах вагонетки соединены с канатом и перемещаются вместе с ним со скоростью 1-2, 5 м/сек. Движение вагонеток обычно кольцевое. Производительность одноканатных дорог 10- 150 т/ч, наибольший угол подъёма 25°. Грузовые К. д. действуют на многих химич. комбинатах, горнорудных разработках и т. д.

Рис. 1. Грузовая двухканатная дорога с кольцевым движением вагонеток.

Пассажирские К. д. обычно строят двухканатные с маятниковым движением 1 или 2 вагонов, рассчитанных на 12-100 пассажиров каждый, и с кольцевым движением вагонов обычно на 4 чел. Безопасность движения на пассажирских дорогах обеспечивается установкой тормозного каната, дублированием тягового каната или применением спец. тормозного (парашютного) устройства, к-рое при обрыве тягового каната захватывает несущий. Протяжённость пассажирских К. д. достигает 12 км; подъём возможен на высоту до 3 км; скорость движения вагонов 1, 5-11 м/сек. Известны также одноканатные, обычно кольцевые, дороги с жёстко закреплёнными одно- или двухместными сиденьями с посадкой и высадкой пассажиров на ходу. Такие дороги строят гл. обр. в горных курортных местностях (Австрия, Швейцария, Италия, Франция, Япония). К. д. в СССР действуют в Крыму (рис. 2), на Кавказе (напр., в Приэльбрусье, Каб.-Балк. АССР), в Южно-Сахалинске и др. местностях. На них перевозят 200- 1000 чел. в час при скорости движения 1-2, 5 м/сек, расстоянии 0, 6-2 км, разности уровней 0, 5 км. Широко распространены одноканатные буксировочные дороги для горнолыжников, перемещающихся со скоростью 1, 5 м/сек, стоя на лыжах и опираясь на пружинящие подвески, прикреплённые к тяговому канату. Нек-рые буксировочные К. д. на лето переоборудуются в кресельные.

Рис. 2. Участок пассажирской маятниковой канатной дороги протяжённостью 468 м для передвижения двух вагонов, рассчитанных на 40 пассажиров каждый (Крым, Мисхор, 1970).

Возможно использование К. д. для одновременной перевозки грузов и пассажиров. Особенно эффективно применение комбинированных дорог в лесозаготовительной и горнорудной пром-сти. Кроме подвесных К. д., разрабатываются наземные К. д., или к а-натные подъёмники (1970). С помощью таких устройств можно, напр., перемещать гружёные автомобили по крутым откосам, проводить суда через плотины (вместо обычного шлюзования).

Лит.: Барам и язе К. M., Коган И. Я., Пассажирские подвесные канатные дороги, M., 1962; Белая H. M., Прохоренко А. Г., Канатные лесотран-спортные установки, M., 1964; Дукельский А. И., Подвесные канатные дороги и кабельные краны, 4 изд., M.- Л., 1966; Машины непрерывного транспорта, под ред. В. И. Плавинского, M., 1969. В. С. Киреев.

КАНАТНАЯ ПЕРЕДАЧА, устройство для передачи вращат. движения от одного вала другому при помощи замкнутого каната, охватывающего шкивы, сидящие на ведущем и ведомом валах. В условиях совр. произ-ва К. п. вытеснены более удобным и экономичным электроприводом. К. п. применялись при межосевых расстояниях более 12 м (в К. п. до 25 м использовали пеньковые канаты, до 125 м и более - стальные). К. п. обеспечивали распределение момента от одного ведущего вала на неск. ведомых валов. Лит.: Ретшер ф., Детали машин, пер. с нем., т. 1-2, M.- Л., 1933-34.

КАНАТНАЯ ПИЛА, устройство для разрезки камня, режущим органом к-рого служит канат диаметром 3-6 мм. К, п. применяются в карьере при добыче (выпиливании) блоков из горного массива (рис. 1) или на камнеобрабатывающих предприятиях для производства из блоков облицовочных изделий (рис. 2). Резание камня осуществляется стальным неразвивающимся канатом дл. до 1500 м, под к-рый (в пропил) непрерывно подаётся смесь зёрен абразива и воды. Канат получает движение через шкив приводной станции; постоянное натяжение каната осуществляется натяжным приспособлением. Скорость движения каната 7- 11 м/сек. В качестве абразива применяют кварцевый песок - при распиловке пород средней твёрдости (типа мрамора) или карборунд - при распиловке твёрдых пород камня, напр, гранита (только в заводских условиях). Канат поддерживается системой роликов по всей его длине. Рабочее движение каната по вертикали (в пропиле) выполняется при помощи пильных стоек, имеющих устройство для перемещения роликов. К. п. делает пропил дл. до 50 л. Глубина возможного пропила обычно составляет ок. 3 м, но может быть увеличена, для чего используют более высокие пильные стойки. Скорость прорезания канатом камня зависит от твёрдости камня, степени износа каната (по мере изнашивания он увлекает меньше абразива) и качества абразивного материала. Она составляет при разрезке мрамора кварцевым песком от 15 до 3 см/ч и для гранита (только в заводских условиях), при резке к-рого применяют карборунд, - ок. 5 см/ч.

Прогрессивным направлением в совершенствовании К. п. является использование резцов из твёрдого сплава или армированных алмазом, к-рые закрепляются на канате. Твердосплавные резцы пригодны для резания известняков с пределом прочности до 15 Мн/мг (150 кгс/смг), гипсового камня и др. мягких камней; алмазные резцы могут резать мрамор.

К. п. широко применяется при добыче мрамора, травертина и др. пород карбонатного состава в районах с тёплыми климатич. условиями; в районах с длительным зимним периодом она применима в меньшей степени из-за замерзания технологич. воды. К. п. пригодна (благодаря малому диаметру каната) для выполнения лекальных резов, что часто используется при производстве памятников и сложных архитектурных изделий. А.М.Орлов.

Рис. 1. Канатная пила для выпиливания блоков камня в карьере; / - приводная станция; 2 - неразвивающийся канат; 3 - натяжное приспособление; 4 - пильные стойки.

Рис. 2. Канатная пила для резания камня в заводских условиях.

KAHАТНИК (Abutilon), род однолетних и многолетних растений сем. мальвовых. Травы, кустарники и реже небольшие деревья, часто мягко опушённые. Листья обычно цельные и сердцевидные, реже иной формы. Цветки б. ч. крупные, пазушные, без подчашия; венчик обычно жёлтый. Плод состоит из неск. (более 10) отдельных, вначале сросшихся пло-довок, как правило, содержащих по несколько семян. Род К. объединяет св. 150 (по др. данным 400 и более) видов, произрастающих преим. в тропиках и субтропиках обоих полушарий. В СССР 1 вид- К. Теофраста [A. theoph-rasti (A. avicennae)], на юге Европ. части, на Кавказе и в Cp. Азии, к-рый наиболее распространён в культуре как волокнистое растение. Ещё ок. 10 видов выращивают на волокно или как декоративные.

Канатник: / - верхняя часть стебля; 2 - цветок; 3 - плод.

К. Теофраста - однолетнее травянистое растение с прямым слабоветвящимся на верхушке стеблем, высотой у культурных разновидностей до 4 м. Корень стержневой с большим количеством боковых корешков. Листья очередные черешковые дл. до 15 см, глубокосердцевидные, городчатые по краям. Цветки жёлтые или оранжевые, одиночные или собраны в кистевиднометельча-тые соцветия. Плод состоит из 12- 15 заострённых плодовок. Семена почковидные, почти чёрные, 1000 семян весит 14-18 г. Вегетационный период К. 100-150 суток. В течение первого месяца надземная часть растения развивается очень медленно, а корневая система быстро. К.- в основном самоопылитель. Растение светолюбиво (в загущённых посевах рост его стеблей несколько задерживается) и влаголюбиво, особенно в период цветения и образования семян. Семена начинают прорастать при 10-12 0C. Всходы выдерживают заморозки до 2 0C. Оптимальная темп-pa для роста и развития 20-22 0C. Для культуры наиболее пригодны чернозёмные и пойменные почвы.

В сухих стеблях К. содержится до 25% волокна, используемого для выработки пряжи, из к-рой изготовляют мешковину, шпагат, верёвки и др. Волокно К. прочное, но ломкое. Для улучшения свойств его обычно подвергают варке в слабых растворах едкого натра. Из отходов изготовляют бумагу, изоляционные плиты. В семенах 16-20% полувысыхающего масла, пригодного для мыловарения, производства олифы и др. Родина и древний центр культуры К.- Китай, где его выращивают на больших площадях. Посевы К. есть в МНР, Японии, Египте, США и др.; в СССР - на коллекционных и опытных участках. Лит.: Лубяные культуры. [Сб. ст.], под ред. Я.M. Толлочко, M., 1950; Лубяные культуры, под ред. Я. M. Толлочко, M., 1953.

КАНАТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, изготовление металлич. и неметаллич. (волокнистых) канатов на соответствующем технологич. оборудовании. Основные операции К. п.: перемотка проволоки, пряжи на катушки на волочильных или намоточных станках; свивка (скручивание) прядей на прядевьющих машинах; свивка канатов на канатовьющем или плетельном оборудовании.

Основные технологические параметры. На технологию изготовления каната влияют такие параметры, как шаг свивки, характер касания проволок в прядях и прядей в канате, направление и угол свивки, число прядей и др. Шаг свивки проволок в прядях для канатов с точечным касанием (TK) не должен превышать 11 расчётных диаметров круглых или фасонных прядей; в канатах с линейным касанием (ЛК) - 9 диаметров, в шестипрядных канатах - не более 6, 5 диаметра, в фасоннопряд-ных - 7, 5', в канатах тройного кручения - 7, а в стренгах плоского каната - 16 диаметров.

Пряди канатов с точечным касанием изготовляют одно- и многослойными. Число слоев проволок в прядях не превышает 5, общее число проволок доходит до 61, иногда - до 91. Каждый слой в канатах TK свивается при одинаковых углах свивки, а в ЛК - при разных, обычно в одну сторону. Спиральные канаты имеют чередующееся направление свивки для всех или части слоев, число к-рых доходит до 10. Пряди в канатах с линейным касанием (число слоев не более 3) изготовляют за одну технологич. операцию с числом проволок не более 48, к-рые свиваются в одну сторону. Углы свивки относительно оси пряди для канатов TK находятся в пределах 12-15°, для канатов ЛК- 16-20° (для наружного слоя). Угол свивки прядей в канат выбирают близким по величине к углу свивки проволок в прядях. Для изготовления канатов односторонней свивки на канатовьющих машинах устанавливается планетарная передача, к-рая сообщает вращение рамам с зарядными катушками и обеспечивает под-крутку прядей для сохранения плотности их свивки.

Рис. 1. Пряде-канатовьющая роторная машина: 1 - рама; 2 - ротор-корзина; 3 - распределительный шаблон; 4- роликовый преформатор; 5- обжимной механизм с плашками; 6 - рихтовальный механизм; 7 - тяговый механизм; 8 - приёмный механизм; 9 - полый вал.

В неметаллич. (волокнистых) канатах пряди независимо от числа каболок свиваются за одну технологич. операцию. Шаг свивки прядей трёхпрядных канатов равен 0, 65-0, 75 длины окружности, шаг свивки кабельтовых канатов - 0, 85-1, верёвок-0, 9-1, 2, угол свивки - 27-33°. Направление свивки прядей и свивки каната или верёвки может быть разным. Перед свивкой проводят антикоррозийную смазку проволоки и прядей. Готовые изделия также смазывают и перед отправкой потребителям наматывают на барабаны.

Производство металлических канатов осуществляют на прядевьющих и канатовыощих машинах, к-рые имеют одинаковые кинематич. схемы и отличаются только размером и числом зарядных катушек (от 3 до 48). На раме (стойке) машины (рис. 1) размещается сердечник (металлич. или волокнистый), вокруг к-poro должны свиваться проволоки или пряди. Свивающий орган машины имеет шаблон для распределения проволок или прядей и преформатор для получения нераскручивающихся прядей или канатов. В формирующем обжимном механизме с плашками образуется конус свивки прядей или канатов и происходит их опрессовка. Для рихтовки изделий предназначен ро-личный механизм, из к-рого изделие тяговым и приёмным механизмами подаётся для намотки на катушки или барабаны.

В зависимости от конструкции свивающего органа различают машины двух типов: роторные (корзиночные), в к-рых катушки в рамах размещаются между отд. дисками и принимают участие в его вращении, и трубчатые (сигарные), в к-рых зарядные катушки располагаются в дебалансированных каретках последовательно внутри трубы-сигары (по её оси), но не вращаются вместе с трубой. В обоих случаях катушки вращаются вокруг своих осей под действием силы, возникающей при стягивании проволок, каболок или прядей тяговым механизмом. В роторных машинах сердечник проходит внутри полого вала ротора, а в трубчатых - по внутр. поверхности трубы. Направление свивки определяется изменением направления вращения свивального органа, а шаг свивки - соответствующим подбором частоты вращения свивального органа и окружной скорости тягового механизма. Трубчатые машины имеют большую производительность по сравнению с роторными и нек-рыми канатовьющими машинами при изготовлении канатов диаметром до 20 мм. Плетёные и плоские канаты изготовляют на спец. машинах и станках-тележках. Невитые К. монтируются потребителями на месте применения.

Производство неметаллических канатов осуществляют на машинах, называемых канатными дорогами (рис. 2), и стационарных прядевьющих и канатовыощих машинах. На канатных дорогах каболки последовательно вытягиваются и свиваются в пряди дл. до 350 ж Затем, проходя через головную стационарную и подвижную части машины, пряди подкручиваются и группируются по 3 или 4 на тележке с чекмарём - приспособлением для свивки каната. С помощью крючков головной и подвижной частей машины пряди свиваются в канаты тросовой, а затем кабельтовой свивки. На канатных дорогах изготовляют канаты или верёвки различных диаметров дл. до 250 м при использовании 2-3 типоразмеров.

Рис. 2. Канатная дорога: 1 - передний лафет; 2- рельсовый путь; 3 - калибродержатель; 4 - чекмарь; 5 - свивальная тележка; 5 - вытяжная машина; 7 - приводной канат.

На стационарных машинах изготовляют канаты и верёвки за две или одну технологич. операцию. В прядевьющих машинах, в отличие от машин для произ-ва прядей из проволоки, катушки с каболками размещаются в шпулярниках, а свивальный орган объединён с тяговым и приёмным механизмами, к-рые расположены внутри него. Благодаря особой заправке прядей в свивальном органе (с дополнительным оборотом) совр. конструкции машин за один оборот свивального органа обеспечивают получение двух шагов свивки прядей. Kaнатовьющие машины для канатов из волокнистых материалов отличаются от проволочных канатовьющих машин роторного типа числом зарядных рам и конструкцией планетарного механизма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.