Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! XVI. Театр 47 страница
Революц.-демократич. З.-в. р. улучшили положение трудящегося дехканства. Они всколыхнули широкие массы бедноты и середняков кишлаков и аулов, организовали и сплотили их вокруг Сов. власти. Экономич. силе, политич. и идеология, влиянию байства был нанесён решит. удар. Проведение реформ сопровождалось острой классовой борьбой, резким обострением противоречий между середняцко-батрацкой массой и клерикально-феод. элементами, поддержанными националистически настроенной частью интеллигенции. З.-в. р. не разрешили зем. вопроса до конца: оставались значит. малоземелье, чересполосицы, недостаток воды, сохранялись элементы феод. и капиталистич. эксплуатации-чайрикерство (издольщина), наёмный труд. Но реформы полностью ликвидировали феод. землевладение, резко ограничили землепользование кулачества, оградили и защитили интересы бедняка и середняка. З.-в. р. способствовали осереднячиванию кишлака и аула. Они ускорили развитие различных форм кооперации (в т. ч. образование неск. десятков колхозов), облегчили народам Ср. Азии и Казахстана переход к социализму, минуя капиталистич. стадию; подготовили почву для социалистич. преобразования с. х-ва республик Ср. Азии на основе коллективизации. Подобные преобразования в 20 - нач. 30-х гг. осуществлялись в Бурятии, Дагестане и др. нац. р-нах. Лит.: Шерстобитов В. П., Новая экономическая политика в Киргизии (1921- 1925), Фр., 1964; Аминова Р. X., Аграрные преобразования в Узбекистане накануне сплошной коллективизации (1925- 1929 гг.), Таш., 1969; ДахшлейгерГ. ф., Социально-экономические преобразования в ауле и деревне Казахстана (1921 - 1929 гг.), А.-А., 1965; Тулепбаев Б. А., Осуществление ленинской аграрной политики партии в республиках Средней Азии, М., 1967. Р. X. Аминова. ЗЕМЕЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, Национальная земельная компания (National Land Company), действовало в Великобритании; осн. в 1845 Ф. О'Коннором. Выступило против монополии аристократии на землю. Однако в основе деятельности общества лежала утопическая идея об избавлении рабочих от эксплуатации путём возвращения их на землю. С этой целью практиковалась покупка на собранные членами об-ва средства зем. участков и передача их в аренду рабочим-акционерам. В противовес мелкобурж. программе 3. о., фактически отвлекавшей рабочих от классовой борьбы, представители революц. крыла чартизма выдвинули требование национализации земли лендлордов. Несостоятельность зем. плана О'Коннора проявилась уже в том, что 3. о., насчитывавшее св. 40 тыс. чл., наделило участками лишь ок. 200 чел. В 1848 общество распалось. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО, в СССР отрасль советского социалистич. права, регулирующая земельные отношения в целях рационального использования земель, повышения эффективности их использования, охраны прав социалистич. организаций и граждан как землепользователей, укрепления законности в области земельных отношений. Основой 3. п. является отмена частной собственности на землю и превращение земли во всенар. достояние. Как совокупность правовых норм и институтов сов. 3. п. делится на: общую часть (право гос. собственности на землю, гос. управление земельным фондом, право землепользования, охрана правового режима земли как объекта собственности и пользования) и особенную часть (правовой режим отдельных категорий земель: с.-х. назначения, населённых пунктов; промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; гос. лесного фонда; гос. водного фонда; гос. запаса). См. также Земельный фонд СССР. Гл. источниками 3. п. являются Конституции Союза ССР и союзных республик, Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968, земельные кодексы союзных республик. Земельные отношения регулируются также другими законодат. актами Союза ССР и союзных республик. Горные, лесные и водные отношения регулируются специальным законодательством Союза ССР и союзных республик по этим вопросам. Установление в СССР исключит. собственности гос-ва на землю означает, что никто, кроме гос-ва, не может быть собственником земли; она предоставляется социалистич. организациям и гражданам только на праве пользования; поскольку гос. собственность на землю составляет основу земельных отношений в СССР, все Другие права на землю являются производными и зависят от права гос. собственности на неё. Купля-продажа, залог, завещание, дарение, аренда, самовольный обмен земельными участками и др. сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие право гос. собственности на землю, - недействительны. Гос. управление земельным фондом - одна из форм осуществления права гос. собственности. В порядке гос. управления проводятся планирование использования земли, предоставление земли землепользователям, изъятие её для гос. или обществ. нужд, организация земельной территории (землеустройство и планировка земель), ведение гос. земельного кадастра, контроль за использованием земли, разрешение земельных споров. Господствующими формами землепользования в СССР являются общественные; индивидуальные формы землепользования сохраняются лишь в силу определённых социально-экономич. условий, по мере преодоления к-рых индивидуальное землепользование утратит своё значение. Земля предоставляется в пользование социалистич. орг-циям и гражданам бесплатно для строго определённых целей, использование её для извлечения нетрудовых доходов запрещается. Права землепользователей могут быть ограничены законом в гос. интересах, а также в интересах др. землепользователей (см. также Землепользование). Особое внимание в советском 3. п. уделяется охране земли как гл. средства производства в с. х-ве. Лица, виновные в нарушении земельного законодательства, привлекаются к уголовной или адм. ответственности. Опыт СССР по социалистич. перестройке земельных отношений воспринят с учётом конкретных историч. условий зарубежными социалистич. странами. Де-мократич. земельные преобразования, национализация значительной части земли (в МНР - всей земли), широкое развитие обществ. форм землепользования обусловили формирование особой совокупности правовых норм, регулирующих земельные отношения в этих странах в интересах социалистич. строительства. Правовое регулирование земельных отношений в зарубежных социалистич. гос-вах имеет определ. специфику. Так, право собственности на землю существует в этих странах в неск. формах (гос. собственность, собственность с.-х. производств. кооперативов, собственность частных лиц), гос. управление и право землепользования (как совокупность определённых прав и обязанностей) распространяются на все земли независимо от форм собственности и т. д. Вопрос о том, является ли соответствующая совокупность норм, регулирующих земельные отношения, особой отраслью права - земельным правом, решается в каждой стране по-разному. Правовая наука нек-рых социалистич. стран (напр., в ГДР, Венгрии, Чехословакии) считает 3. п. самостоят. отраслью права. Независимо от имеющихся различий, общей целью земельного законодательства зарубежных социалистич. стран является социалистич. обобществление всей земли, составляющее важнейший элемент социалистич. системы х-ва. В бурж. гос-вах земля является одним из объектов права частной собственности, находится в гражд. обороте и поэтому земельные отношения регулируются в основном нормами гражд. права. Вместе с тем, в совр. бурж. гос-вах создаётся спец. земельное законодательство, определяющее обязанности собственников земли, регулирующее порядок пользования землёй и т. д., но не затрагивающее основ частной собственности на землю. Появление такого спец. законодательства означает, что, не желая расстаться с частной формой собственности на землю и др. средства произ-ва, бурж. гос-во вынуждено уступать экономич. требованиям развития крупного произ-ва и вмешиваться в отношения частной собственности на землю. По своему социальному назначению это законодательство направлено на подчинение интересов мелких собственников интересам капиталистических монополий. Лит.: Земельное право, М., 1969. И. И. Краснов. ЗЕМЕЛЬНЫЕ КОМИТЕТЫ, земельные органы, созданные в России после Февр. революции 1917 бурж. Врем. пр-вом. При министре земледелия 19 марта (1 апр.) 1917 был образован Главный 3. к., затем постановлением от 21 апр. (4 мая) 1917 созданы 3. к. на местах (губ., уездные, волостные). По положению о 3. к., они образовывались " для подготовки земельной реформы и для разработки неотложных временных мер, впредь до разрешения земельного вопроса Учредительным собранием". В действительности же они создавались для борьбы с крест. движением, направленным на захват помещичьих земель. Большинство в Главном, губернских и уездных 3. к. принадлежало кадетам и эсерам. Волостные 3. к., состоявшие из крестьян, с ростом крест. движения, усилившимся в сент.-окт. 1917, включились в борьбу крестьян за землю. После победы Окт. революции Сов. пр-во использовало низовые 3. к. для проведения в жизнь Декрета о земле. В качестве врем. инструкции волостные 3. к. руководствовались постановлением о волостных 3. к., принятым 1-м Всеросс. съездом Советов 23 июня (6 июля) 1917, но получившим силу закона лишь при Сов. власти - 31 окт. (13 нояб.) 1917. В. И. Ленин в " Ответе на запросы крестьян" 5(18) нояб. 1917 разъяснил задачи волостных 3. к. по конфискации помещичьих земель. 5(18) дек. 1917 Совнарком утвердил новое положение о 3. к. и инструкцию об урегулировании 3. к. земельных и с.-х. отношений. 19 дек. 1917 (1 янв. 1918) Главный 3. к. был распущен. Большая часть местных 3. к. в нояб.- дек. 1917 была переизбрана. Всеросс. съезд 3. к., заседавший совместно с крестьянской секцией 3-го Всеросс. съезда Советов 17-28 янв. (30 янв.- 10 февр.) 1918, высказался за ликвидацию 3. к. как самостоят. орг-ций. Законом о социализации земли от 27 янв. (9 февр.) 1918 дела, связанные с распоряжением землёй, были переданы в руки зем. отделов местных Советов. Весной 1918 3. к. были распущены или реорганизованы в зем. отделы Советов. Лит.: Ленин В. И., Новый обман крестьян партией эсеров, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34; его же, Доклад о земле 26 октября (8 ноября). [Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г.], там же, т. 35; его же, Речь по аграрному вопросу 14(27) ноября. [Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов 10-25 ноября (23 ноября-8 декабря) 1917 г.], там же; его же, Речь на заседании съезда земельных комитетов и крестьянской секции III съезда Советов 28 января (10 февраля) 1918 г., там же; Декреты Советской власти, т. 1, М., 1957; Сборник документов по земельному законодательству СССР и РСФСР, 1917 - 1954, М., 1954; Луцкий Е. А., Политика Советской власти по отношению к земельным комитетам (1917-1918 гг.), в сб.: Тр. Московского Гос. Историко-архивного ин-та, т. 13, М., 1959. Е. А. Луцкий. ЗЕМЕЛЬНЫЕ СПОРЫ, споры о праве землепользования между землепользователями и другими орг-циями и лицами в связи с отводом и изъятием земли, землеустройством и осуществлением др. функций по распоряжению и управлению землёй. Отличит. особенность 3. с. в СССР состоит в том, что они не могут быть спорами о праве собственности на землю, т. к. земля в СССР является исключительной собственностью гос-ва. Споры о праве землепользования касаются всех правомочий землепользователя, определяющих содержание права землепользования как особого института сов. земельного права, - владения, пользования, а по отношению к социалистич. организациям и права внутрихоз. управления. Осн. видами 3. с. в СССР являются споры между с.-х. и несельскохозяйственными землепользователями по поводу изъятия или самовольного использования с.-х. земель для пром-сти, строительства и иных несельскохозяйственных целей; споры по поводу порчи с.-х. земель и неприведения их в состояние, пригодное для использования в с. х-ве; споры, связанные с несвоевременным возвратом временно предоставленных земель, а также споры между отд. землепользователями по поводу границ земельных участков. Нередко 3. с. переплетаются с гражданско-правовыми спорами в связи с тем, что землепользователи возводят на предоставленной им земле различные строения и сооружения, необходимые для их хоз. деятельности, производят посевы и насаждения. Нарушение права землепользования в этих случаях влечёт за собой имуществ. ущерб. Отнесение спора к той или иной категории определяет порядок его разрешения. К имуществ. спорам, связанным с нарушением права землепользования, относятся споры о праве на строения и урожай, находящиеся на спорном земельном участке, о возмещении ущерба, причинённого незаконным использованием спорного земельного участка, о возмещении трудовых затрат, вложенных в изымаемый земельный участок, и т. д. В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 3. с. между колхозами, совхозами, другими гос., кооп., обществ. организациями, учреждениями и гражданами разрешаются Советами Министров союзных и авт. республик, исполкомами краевых, областных, окружных, районных, городских, сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся. Земельные кодексы союзных республик определяют компетенцию органов по разрешению 3. с. (какие органы какие именно 3. с. разрешают). Споры между совладельцами индивидуальных строений на землях городов, рабочих, курортных, дачных посёлков и на отводимых исполкомами сельских Советов депутатов трудящихся земельных участках в сел. населённых пунктах разрешаются судами. Действующее сов. законодательство устанавливает определённую процедуру (процесс) разрешения 3. с. Они рассматриваются по заявлению одной из сторон на заседаниях исполкомов соответств. местных Советов депутатов трудящихся. Стороны, участвующие в 3. с., вправе знакомиться с материалами дела по разрешению 3. с., участвовать в заседании исполкома, заявлять ходатайства и т. д. Законом также установлен порядок исполнения решений по 3. с. В зарубежных социалистич. странах порядок разрешения 3. с. зависит от степени национализации земли (полной или частичной). Все споры, касающиеся земель, находящихся в собственности гос-ва, разрешаются гос. органа-ми, осуществляющими общее управление земельным фондом (напр., в ГДР - службами по делам недвижимости при окружных советах). В МНР, где земля является исключительной собственностью гос-ва, 3. с. разрешаются в первую очередь тем местным органом власти, к-рый предоставил земельные угодья в пользование, его решение может быть обжаловано в соответств. вышестоящий орган. В тех странах, где национализация земли произведена частично и где ещё сохранилась частная собственность на землю, в отношении частных земель установлен судебный порядок разрешения 3. с. Так, ГК Польши предусматривает судебный порядок разрешения споров, связанных с определением границ земельных участков, с правом прохода или проезда через тот или иной земельный участок, а также споров о разделе с.-х. недвижимости. В Болгарии в судебном порядке устанавливается право собственности, владения и пользования отдельными выгонами. В капиталистич. странах, как правило, 3. с. подлежат разрешению в общих судах. В нек-рых странах в силу сложности земельных отношений существуют и спец. земельные суды. Так, в Великобритании имеются земельные трибуналы, разрешающие споры, связанные с компенсацией при принудит. изъятии земель, рассматривающие жалобы на решения правительств. и иных органов, а также на решения по 3. с., вынесенные местными судами. В США споры, связанные с установлением права собственности на землю, подлежат разрешению в судах. Споры арендаторов с собственниками земли рассматриваются частично общими судами, а частично спец. посредническими судами, состоящими либо при фермерских орг-циях, либо при местных органах власти. Часть 3. с. рассматривается окр. комитетами охраны почв и мелиорации земель. Во Франции споры, связанные с землеустройством, разрешаются комиссиями по землеустройству, а споры, вытекающие из арендных отношений, - паритетными судами по с.-х. аренде (эти органы возглавляются мировыми судьями). И. А. Иконицкая. ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР, совокупность достоверных сведений о природном, хоз. и правовом положении земель. В СССР ведение 3. к. предусмотрено Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 (ст. 46). Гос. учёт земель ведётся по единой для всей страны системе; включает данные регистрации землепользовании, учёта количества и качества земель, бонитировки почв и экономич. оценки всех без исключения земель единого гос. земельного фонда. Эти данные необходимы для организации рационального использования земель и их охраны, планирования нар. х-ва, рационального размещения и специализации с.-х. произ-ва, мелиорации земель и т. д., а также для проведения других нар.-хоз. мероприятий, связанных с использованием земли. Порядок ведения кадастра, формы документации, периодичность уточнения и обновления данных устанавливаются Советом Министров СССР. 3. к. ведутся и в зарубежных социалистич. странах. В большинстве европ. социалистич. стран проведены большие работы по обновлению 3. к., составленных до установления нар. власти. В большинстве бурж. гос-в также ведутся 3. к., данные к-рых широко используются при налоговом обложении землевладельцев, регистрации поземельных сделок, залога земель и т. д. ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС, в СССР осн. форма систематизации земельного законодательства в союзных республиках. Первый сов. 3. к.- 3. к. РСФСР - был принят 4-й сессией ВЦИК 9-го созыва 30 окт. 1922 и введён в действие с 1 дек. 1922; он был разработан под руководством и при непосредственном участии В. И. Ленина. Осн. задачей 3. к. было урегулирование крест. землепользования. В 1922-29 аналогичные 3. к. были приняты в др. союзных республиках. С переходом к сплошной коллективизации с. х-ва 3. к. союзных республик утратили своё значение. На базе Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик (1968) в 1970-71 новые 3. к. вступили в силу во всех союзных республиках. 3. к. РСФСР принят 1 июля и введён в действие с 1 дек. 1970. Он состоит из 11 разделов (140 статей). В 1-м разделе (Общие положения) формулируются задачи 3. к., определяется сфера действия земельного законодательства, устанавливаются осн. положения о гос. собственности на землю и едином гос. земельном фонде, о соотношении компетенции в области регулирования земельных отношений Союза ССР, РСФСР и входящих в её состав АССР, определяются порядок предоставления земель в пользование и их изъятия для гос. или обществ. нужд, использования земельных участков для изыскательских работ, возмещения убытков землепользователям, права и обязанности землепользователей, основания прекращения права землепользования и т. д. Разделы 2-7-й посвящены вопросам правового режима отд. категорий земель (с.-х. назначения, населённых пунктов, земель пром-сти, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения, земель гос. лесного фонда, водного фонда, гос. запаса). Раздел 8-й посвящён вопросам ведения гос. земельного кадастра, 9-й - гос. землеустройству, 10-й - порядку разрешения земельных споров, 11-й - ответственности за нарушение земельного законодательства. См. также Земельное право, Земельный фонд СССР. Н. А. Краснов. ЗЕМЕЛЬНЫЙ КРЕДИТ, поземельный кредит, кредит, предоставляемый в капиталистич. странах под залог земли или другой недвижимости; см. Кредит ипотечный, Кредит сельскохозяйственный. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД СССР, вся земля в пределах гос. границ Союза ССР. Является объектом права исключит. собственности гос-ва, всенар. достоянием. В силу исключит. характера собственности Сов. гос-ва на землю и обусловленного этим единства правового режима земли как объекта собственности вся земля в СССР составляет единый гос. земельный фонд. Это даёт возможность рационально, в плановом порядке использовать землю в интересах всего общества. Гос-во предоставляет землю в бесплатное пользование тому или иному землепользователю, устанавливая осн. назначение каждого земельного участка и соответствующий этому назначению порядок использования земли (см. также Земельное право. Земельный кодекс, Землепользование). По общей территории и по площади с.-х. угодий СССР занимает 1-е место в мире. Из общей территории страны в 2227, 5 млн. га с.-х. угодья составляют (на 1 ноября 1970) 606, 8 млн. га, в т. ч. с.-х. угодья в пользовании с.-х. предприятий и х-в, с.-х. угодья госземзапаса и лесных орг-ций и прочих землепользователей (см. табл.1).
В дореволюц. России (в границах СССР до 17 сент. 1939) из 367 млн. га с.-х. земель лишь 135 млн. га (37%) было в пользовании трудовых крестьянских х-в, св. 80 млн. га (22%) принадлежало кулакам, 152 млн. га (41%) - помещикам, царской фамилии, монастырям. В результате Великой Окт. социалистич. революции крестьяне безвозмездно получили более 150 млн. га земель, находившихся в руках помещиков, буржуазии, царской фамилии, монастырей и церквей, а также часть казённых земель. Позднее к трудовому крестьянству, вступившему в колхозы, перешли также земли, принадлежавшие кулачеству, - 80 млн. га (см. " Сельское хозяйство СССР". Статистич. сборник, 1960, с. 7). О характере сложившегося землепользования можно судить по данным табл. 2. Характер использования земли обусловливается не только природными, но и историч., экономич. и др. факторами. Решающая роль во всех случаях принадлежит социально-экономич. условиям. За годы Сов. власти площадь обрабатываемой пашни возросла более чем на 70 млн. га, садов и виноградников - в 5 раз, орошаемых земель - в 2, 5 раза, осушенных - в 3, 8 раза. Ведутся большие работы по мелиорации, борьбе с эрозией почв, обводнению пастбищ и др. мероприятия по улучшению земельных угодий. Единый гос. 3. ф. СССР в соответствии с осн. целевым назначением земель подразделяется на: 1) земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные в пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям для с.-х. целей. Это важнейшая часть 3. ф. СССР. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бессрочное пользование, т. е. навечно. Порядок пользования землёй определяется законодательством СССР и союзных республик. 2) Земли городов, посёлков городского типа (см. Городские земли). 3) Земли пром-сти, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйств. назначения. Это земли, предоставленные в пользование предприятиям, орг-циям и учреждениям для осуществления возложенных на них спец. задач. Сюда входят: земли предприятий обрабатывающей пром-сти; земли горнодобывающих предприятий; земли транспорта (ж.-д., внутренневодного, морского, воздушного, трубопроводного); земли, предоставленные для нужд обороны; земли линий связи и электрич. сетей высокого напряжения; земли курортов; земли заповедников. Предоставление земель для несельскохозяйственных целей производится в общем порядке. Однако изъятие для этих целей с.-х. угодий допускается лишь в случаях особой необходимости, а изъятие орошаемых и осушенных земель, пашни и других ценных угодий - в исключит. случаях и только по пост. Совета Министров соответств. союзной республики. Предприятия, орг-ции и учреждения, к-рым отводятся для строительства и других несельскохозяйств. нужд с.-х. угодья, обязаны возместить потери с.-х. производства, связанные с изъятием этих угодий (помимо возмещения убытков землепользователям). Размеры отводимых предприятиям земель определяются либо в соответствии с утверждёнными в установленном порядке нормами (напр., полосы отвода для различных видов транспорта), либо в соответствии с проектно-технич. документацией строительства или реконструкции объекта (напр., для территории пром. предприятия). Отвод земельных участков для несельскохозяйств. целей осуществляется по мере их освоения под строительство или для др. нужд. Земли, отведённые предприятиям и неиспользуемые для осн. целей, могут быть переданы колхозам, совхозам и др. во временное пользование для с.-х. целей. По истечении временного пользования эти земли передаются прежним землепользователям или в распоряжение соответствующих гос. органов. Для несельскохозяйств. целей земельные участки отводятся в минимально необходимых размерах. В связи с этим часто на землях, смежных с землями спец. назначения, устанавливаются зоны с особым режимом землепользования. Так, на определённом расстоянии вокруг аэродромов запрещается без согласования с органами Министерства гражд. авиации СССР возводить строения и сооружения, к-рые могут угрожать безопасности полётов воздушных судов. Вдоль линий связи и электропередачи устанавливаются охранные зоны, где запрещаются те виды деятельности, к-рые могут привести к поражению людей электротоком либо к нарушению условий нормальной эксплуатации линий. 4) Земли гос. лесного фонда. 5) Земли гос. водного фонда. 6) Земли гос. запаса. В отличие от всех других категорий земель, земли гос. запаса не имеют целевого назначения, не состоят в чьём-либо бессрочном или долгосрочном пользовании. Они являются источником пополнения других категорий земель.
Правовой режим 3. ф. СССР и отд. категорий земель определяется Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968. Лит.: Основы Земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, М., 1969; Удачин С. А., Земельный фонд СССР и его использование, М., 1960; Земельное право, М., 1969, с. 250-343, 386-401. С. А. Удачин, Н. И. Краснов. ЗЕМЕТЧИНО, посёлок гор. типа, центр Земетчинского района на 3. Пензенской обл. РСФСР. Расположен на р. Машня (басс. Цны). Ж.-д. станция на линии Кустарёвка - Вернадовка. 11 тыс. жит. (1970). Сахарный, маслосыродельный заводы, швейная ф-ка. Народный театр.
|