Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признаки текста






ТЕКСТ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ РЕКЛАМЫ

Бернадская Ю.С. Текст в рекламе. М., 2009.

Иванова К.А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и PR-текстов. Спб.: Питер. 2007.

Кафтанджиев Х. Тексты печатной рекламы. – М., 1995.

Медведева Е.В. Рекламная коммуникация: Монография. - М.: Эдиториал УРСС, 2003.

Прохоров А.В., Прохорова М.Е. Рекламный текст. Тамбов. 2008.

Реклама: язык. Речь, общение: Уч. пособие. / Под ред. О.Я. Гойхмана, В.М. Лейчика. М.: ИНФРА-М, 2008.

Русский PR-текст: 100%-ное достижение результата / С.С. Шляхова. Р/Д., 2009.

 

ТЕМА 1: ТЕКСТ

ТЕКСТ (фр. texte, англ. text, от лат. textus «ткань, сплетение, структура; связное изложение») - языковое произведение неограниченной длины.

Текст - в общем плане связная и полная последовательность знаков.

Определение ГАЛЬПЕРИНА И.Р. ориентировано на письменный текст.: ТЕКСТ – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанного в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, стилистической связи, имеющие определенную целенаправленность и прагматическую установку.

Но содержание может быть представлено не только в письменной, но и в устной форме.

ЛЭС 1990: Текст – объединенная смысловой связью последовательность языковых единиц, основными свойствами которой являются цельность и связность.

Горшков А.И.: «ТЕКСТ – это выраженное в письменной или устной форме, упорядоченное и завершенное словесное целое, заключающее в себе определенное содержание, соотносимое с одним из жанров художественной или нехудожественной словесности, отграниченное от других подобных целых и в случае необходимости воспроизводимое в том же виде».

 

Признаки текста

Любой текст, воспринимаемый как «нормальный», обладает признаками цельности и связности.

Под связностью понимается семантическая, синтактическая, интонационная и прочие взаимозависимости отдельных компонент текста (высказываний), обеспечиваемая в разных языках (и разных текстах) разными средствами.

Цельность текста - характеристика психолингвистическая. Цельным можно считать текст, реализующий единую речевую программу говорящего (пишущего) и ощущаемый слушателем (читателем) как законченная единица общения. Цельный, текст обладает своей содержательно-композиционной структурой, различной для текстов разной функциональной направленности и включающей главную мысль и дерево вторичных, третичных и прочих мыслей / идей.

Компрессия (сжатие) текста сводится к «обрубанию» этих периферийных «ветвей» его содержательной структуры.

Тексты взаимно отличаются цельностью (содержательно-композиционной структурой), связностью (например, поэтический текст отличается от учебного ритмом, рифмой и пр.), а также отбором лексических и стилистических средств. Восприятие текста предполагает выделение в нем структурно-смысловых опор.

Любой текст также удовлетворяет требованиям конситуативности (соотнесенности с ситуацией общения) и контекстуальности (соотнесенности с другими текстами); с другой стороны, он служит контекстом для входящих в его состав отдельных высказываний. В предельном случае текстом может быть и изолированное высказывание - вплоть до однословного.

 

Тексты являются предметом исследования не только лингвистики, но и других наук – литературоведения и семиотики; психологии; истории; юриспруденции; теологии; этнографии.

Тексты возникают в результате языкового взаимодействия, и адекватное понимание сущности текста возможно лишь при учете динамических процессов языкового общения, разворачивающихся во времени и ведущих к возникновению текста.

Тексты издавна привлекали внимание как особый объект изучения. Изначально это касалось сакральных текстов, играющих центральную роль во всех крупнейших религиях. Позже объектом изучения стали тексты других типов, в частности юридические и литературные.

Наиболее известная ранняя работа о структуре текста принадлежит русскому фольклористу и литературоведу В.Я. Пропп (Морфология сказки, 1928). Открытие Проппа состояло в том, что в волшебных сказках имеется ограниченное число типов событий и персонажей, и они весьма стабильны, хотя могут реализоваться по-разному.

 

В современной практике употребляется понятие «дискурс», который в большей степени отражает специфику рекламы и PR. ДИСКУРС (фр. discours, англ. discourse, от лат. discursus «бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор»), речь, процесс языковой деятельности; способ говорения. Дискурс может пониматься следующим образом:

- связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами – прагматическими, социокультурными, психологическими и т.д.; текст, взятый в событийном аспекте; речь, погруженная в жизнь;

- система ограничений, накладываемых на неопределенное число высказываний с определенной идеологической позиции (например, феминистский дискурс);

- момент речи; высказывание, взятое в момент «я – здесь - сейчас», или высказывание, в котором мы принимаем непосредственное участие как его автор или читатель.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.