Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие способностей






Введение

 

Тема способностей и одаренности в психологии, несмотря на активную ее разработку многими психологами, до сих пор оставляет нерешенные и не понятые до конца вопросы. В настоящее время существует множество различных теорий способностей подчас противоречащих друг другу. Например, в некоторых литературных источниках в вопросах о соотношении понятий одарённости, таланта и гениальности обнаруживаются крайне противоречивые рассуждения. Многие авторы научных трудов трактуют понятия одарённости и таланта трактуются как синонимичные и не разделяются по смыслу, а гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта или одарённости.

Некоторые ученые полагают, что способности – это полностью биологически обусловленное явление и их проявление целиком находится в зависимости от наследственности, генетического фонда. Обучение и воспитание, по мнению ученых, придерживающихся этой точки зрения, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.

Другие же считают, что способности могут проявиться только при наличии комплекса нескольких факторов, к которым относится: генетическая предрасположенность к определенному виду деятельность, наличие определенных специально созданных или случайных условий именно в период, являющийся сензитивным для этой способности период, кропотливая и долгая работа в русле этой деятельности.

Объектом исследования в данной работе являются способности человека.

Предмет исследования – природа способностей, особенности их проявления и условия развития.

Цель курсовой работы - изучить основные теоретические подходы к определению понятия способностей, а так же теории их происхождения и развития.


 

Понятие способностей

 

К изучению феномена способностей впервые обратился английский психолог, живший в XIX веке, Френсис Гальтон. Он, впервые в истории психологической науки, предпринял попытку анализа биографий и родословных людей, добившихся выдающихся результатов в науке, искусстве и других областях деятельности. Более трех десятилетий Гальтон собирал и изучал данные о психических и физических различиях между людьми. Для этой цели он организовал в Лондоне антропометрическую лабораторию, где с помощью анкетирования, эксперимента и статистики проводил свои исследования. В ходе исследования он пришел к выводу о наследственной природе способностей, определяющих высокий уровень достижений человека.

Вслед за Гальтоном, природу способностей стали изучать и другие психологи. В частности, Чарльз Эдвард Спирмен, выдающийся английский психолог XX столетия. Он стал одним из первых ученых, осуществивших эмпирическое исследование структуры способностей. Им разработана, так называемая, двухфакторная теория интеллекта, согласно которой в основе любой интеллектуальной способности лежит общая интеллектуальная функция и конкретная функция, необходимая для выполнения конкретного задания. Так же Ч. Спирменом был разработан ряд тестов, по которым можно было оценивать умственные способности детей и техника факторного анализа, который позволял выявлять и описывать структуру интеллектуальных способностей.

Модель структуры способностей, Ч. Спирмена неоднократно подвергалась критике других ученых по той причине, что многие психологи полагали, что модель человеческого интеллекта нельзя свести к столь простой схеме. Одним из противников теории Спирмена стал ученый Луис Леон Терстоун, который придерживался теории о многофакторности интеллектуальных функций. Им был составлен перечень первичных умственных способностей и предложен ряд различных вариантов тестов для их измерения. Проведя широкий комплекс психометрических исследований, Л. Терстоун обнаружил не один общий фактор интеллекта, а идентифицировал двенадцать совершенно независимых факторов. Открытие Л. Терстоуна, вызвав интерес психологов, стало катализатором для проведения дальнейших исследований природы человеческих способностей.

Дальнейшие шаги в развитии теории способностей суждено были сделаны Джоем П. Гилфордом. Он, отказавшись от факторного анализа как средства изучения структуры способностей, сформулировал теорию, согласно которой каждой способности соответствуют три главных качества:

¾ Содержание

¾ Операции

¾ Продукты.

Содержание способности определяется типом предъявляемого материала: графическое, семантическое, символическое, поведенческое. Операции характеризуют общие мыслительные действия, используемые при решении задач. Продукты, характеризуют результаты решения задачи. Пвсей своей тяжеловесности и искусственности, модель Д. Гилфорда, тем не менее, послужила ценным инструментом для составления психологической карты интеллектуальных способностей человека[1].

Существенным образом на сложный и противоречивый процесс исследования способностей, повлияли разработки психолога Роберта Д. Стернберга, работавшего в второй половине XX века. Он разработал собственную теорию способностей под названием «триархическая теория», согласно которой интеллект является органом психического самоуправления собранием механизмов и структур, которые позволяют индивидууму осуществлять взаимодействие с самим собой, окружающими и внешней средой.

В отечественной практике, исследования способностей осуществлялись преимущественно на основе деятельностной теории. Огромный вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный ученый Б. М. Теплов. В своей теории он утверждает, что способности не могут существовать вне процесса развития. Более того, та способность, которая не используется человеком в практической деятельности, постепенно утрачивается им. Б.М. Теплов подчеркивает, что успешность в достижении высоких результатов в конкретной деятельности зависит не от какой-либо одной способности, а от комплекса нескольких способностей. В основе способностей лежат задатки, без наличия которых невозможно развитие способностей. Очень важным в работе Б.М. Теплова стало то, что он доказал тот факт, что дефицит одних способностей может быть восполнен за счет развития других. Это явление он назвал эффектом компенсации.

К исследованию природы способностей, в свое время, обращались и такие деятели отечественной психологической и педагогической науки как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков,, М.А. Холодная и многие другие. Благодаря их исследованиям в отечественной психологии сложился ряд устойчивых классификаций способностей человека. В этих классификациях в качестве основных представлены природные, то есть биологически обусловленные способности и специфические способности, имеющие историческое и культурное происхождение.

 

В настоящее время, в психологии не существует единого определения способностей.

В работах известного советского психолога, Теплова Б.М., разработавшего свое учение об общих и специальных способностях, встречается следующее определение: способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого[2].

Другой выдающийся советский психолог и философ, Рубинштейн С.Л. определяет наличие способностей как пригодность к определенному виду деятельности[3].

Для объективного определения природных способностей человека необходим глубокий анализ условий его жизни, воспитания, обучения, условий его овладения определенным видом деятельности. Поэтому в повседневной жизни мы можем судить о способностях человека лишь субъективно, опираясь на степень его мастерства в той или иной области в сравнении с другими. В связи с этим, психологи задаются вопросом о соотношении врожденного и приобретенного в уровне способностей человека.

Обычно, говоря о способностях человека, имеют в виду его возможности в той или иной области. Это совокупность нервно-психических свойств, отвечающих требованиям определенного вида деятельности. От этих возможностей зависят достижения и успехи человека. При равных условиях развития более способный человек достигает гораздо больших результатов, чем менее способные. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения. Другими словами, в том, насколько при прочих равных условиях легко, быстро, глубоко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями и навыками, необходимыми для данного рода деятельности. И именно в условиях приобретения этих навыков обнаруживаются те различия, которые дают нам право судить о способностях.

В психологическом словаре содержится следующее определение способностей: способности - это качества, возможности, умения, опыт, мастерство, талант. Способности позволяют совершать определённые действия в заданное время, это готовность человека к выполнению какого-либо действия

Любая деятельность многогранна и предъявляет различного рода требования к физическим и психическим особенностям человека. Если индивидуальные свойства личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность данного вида. Если же такого соответствия нет, то говорят о том, что человек не способен к данному виду деятельности. По этой причине способность или неспособность к какой-либо деятельности нельзя свести к какому-то одному свойству индивида. Способности всегда являются синтезом различных свойств личности человека. Однако, нужно отметить, что крайне редко один человек от природы обладает полным комплексом способностей для осуществления какой-либо деятельности. Как правило, при наличии нескольких необходимых свойств личности, недостаток других приходится компенсировать в процессе обучения деятельности.

Таким образом, можно определить способности как синтез свойств человеческой личности, который отвечает требованиям данного вида деятельности и обеспечивает достижение высоких результатов в ней[4].

Как уже было сказано, способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но проявляются и развиваются только на их основе. Вследствие этого учителям необходимо быть крайне осторожными и тактичными в определении способностей учеников, чтобы не принять слабое знание ребенка за отсутствие у него способностей. Подобные ошибки довольно часто совершались даже в отношении будущих всемирно известных ученых и музыкантов. По той же причине несостоятельными являются выводы о способностях только на основании некоторых свойств, которые доказывают не низкие способности, а недостаток знаний[5].

Наличие комплекса способностей к определенному виду деятельности дает лишь возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле — это, как правило, результат долгой и кропотливой работы педагогов и, прежде всего, самого человека. Поэтому, например, выявившиеся у ребенка музыкальные способности абсолютно не гарантируют того, что он станет хорошим музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, наличие хорошего здоровья, финансовых возможностей и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Психологи, отрицая тождественность способностей и основных компонентов деятельности, таких как знания, умения и навыки, вместе с этим подчеркивает их единство. Способности могут проявиться только в процессе деятельности, и притом только в такой деятельности, которая без наличия этих способностей осуществляться не может. В самом деле, нельзя говорить, например, о способностях человека к живописи, если его никогда не пытались обучить рисовать, если он не имел возможности приобрести навыки, необходимые для изобразительной деятельности. А наличие его способностей к этому виду искусства может проявиться лишь в том, насколько быстро и легко он будет усваивать приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.

Таким образом, способности — это индивидуально-психологические особенности присущие личности человека, которые являются необходимыми условиями для успешного осуществления данной деятельности и обуславливают различия в динамике овладения необходимыми для данной профессии знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность личностных качеств человека отвечает требованиям деятельности, которой он овладевает на протяжении некоторого времени, то это даёт основание на заключение о наличии у человека способностей к данному виду деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не справляется с задачами, которые возникают перед ним в ходе деятельности, то есть основание предположить, что у него отсутствует необходимый комплекс психо-эмоциональных и физических качеств, иными словами, способностей, необходимых для успешного осуществления данной деятельности[6].







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.