Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Военно-патриотическое воспитание молодежи в 30-40 годы. Развитие массовых видов спорта.




В 1931 г. Наркомпрос РСФСР составляет программу военно-патриотического воспитания учащихся. Она предусматривает политическое просвещение учащихся, их физическое воспитание и всестороннюю военную подготовку. В методическом пособии по физкультуре Е.Черняка для повышенной и средней школы за 1931 г. «основные задачи военизации физического воспитания сводятся к: выработке физически развитого человека, воспитанию волевых качеств, обучению ряда прикладных навыков, необходимых бойцу». Понятие о хорошем бойце Красной армии включает такие «свойства характера, как смелость и настойчивость, решительность и дисциплинированность». Эти требования в одинаковой степени относятся и к обязательным, и к кружковым занятиям по физическому воспитанию. В целях всестороннего физического развития советских людей и успешной их подготовки к трудовой деятельности и защите Родины по решению Всесоюзного совета физической культуры от 11 марта 1931 г. был введен Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). В 1931 году организуется поход за массовую технико-конструкторскую работу. Многие школы стремятся систематически и разнообразно строить оборонно-массовую работу. В школах проводятся еженедельные двухчасовые военизированные занятия. На них учащиеся изучают элементы военного дела, слушают беседы по истории Красной Армии, о значении обороны. Школьники изготовляют самодельное оружие, чтобы затем использовать в военных играх, переписываются с красноармейцами. Учащиеся исследуют героику революционной борьбы 1905 года, Февральской и Октябрьской революций, гражданской войны, ведут рукописные книги, в которых рассказывают о подвигах погибших героев Красной Армии. Большой популярностью у школьников пользуются военизированные лыжные вылазки с элементами военной игры, а также пешие походы. Военная подготовка школьников проводится на учебных пунктах. В книге «К обороне готовы» (1934 г.) И. Дебрин пишет о том, как командиры Красной армии помогают военной работе школы: «По вечерам ребят допускали на учпункт – слушать военные беседы. Командир приходил к нам на военные занятия; с его помощью ребята изучили настоящую трехлинейную винтовку. Каждому из ребят дали стрелять дробинкой… Ребята обучались пользоваться противогазом, знакомились с пушками, их действием во время боя. Связь с военно-учебным пунктом приносила нам огромную пользу». В 1934 году в комплекс ГТО включена начальная ступень «Будь готов к труду и обороне», предназначенная для подростков 14-15 лет. На организацию целенаправленной и систематической работы по военно-патриотическому воспитанию нацеливает педагогическая наука. Так, в учебнике для высших педагогических учебных заведений М.М.Пистрака за 1934 г. специально рассматриваются цели и задачи военно-политического воспитания, намечаются пути его осуществления через «постановку физического воспитания, подготовляющего «к труду и обороне» и введение «в учебный план школы военного дела как особого предмета преподавания, начиная с 8-го класса, а также путем развития интереса к военному делу во внешкольной работе детей (кружки Осоавиахима, стрелковые, изучение военной техники, военные игры и т.д.)». В 1934 г. Наркомпрос утверждает изучение военного дела в школах, на которое «отводится по 1 часу в 9 и 10 классах, на занятия физкультурой – по 1 часу в неделю с 1 по 10 класс», что в процентном отношении «ко всему числу часов Учебного плана составляло 4, 5%». Значительное внимание уделяется оборонно-массовой работе. Военно-патриотическое воспитание среди пионеров и школьников во второй половине тридцатых годов получает дальнейшее развитие. Во внеурочное время в исторических, ленинских кружках, в кружках текущей политики подростки изучают революционное прошлое, систематически знакомятся с политической жизнью страны. Широкое распространение во внеклассной работе получают встречи пионеров с революционерами, героями гражданской войны, участниками боев на озере Хасан и Халхин-Голе, пограничниками, моряками. Большое значение таким встречам придает Н.К.Крупская. Она говорит, что о событиях гражданской войны и революции надо уметь объяснять «не путем больших слов, а в ярких образах». Огромная роль в патриотическом воспитании школьников принадлежит школьному образованию. Основываясь на принципе воспитывающего обучения, школа воспитывает коммунистическую сознательность, глубокую идейную убежденность. В конце 30-х годов зарождается тимуровское движение, сыгравшее исключительно важную роль в формировании героико-патриотических взглядов школьников. Значительных успехов учащиеся достигают в оборонно-технической работе. В 1938 году в честь 18 съезда ВКП(б) в стране проводятся оборонные соревнования пионеров и школьников. В отборочных соревнованиях участвует около миллиона советских школьников. Решением 4 сессии Верховного Совета СССР, состоявшейся в сентябре 1939 года, вводится начальная допризывная подготовка школьников, сводившаяся в основном к мероприятиям по совершенствованию физической культуры учащихся, так как это считается основой военного воспитания молодежи. А.С.Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечает, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». В докладе, сделанном в педагогическом училище, он подчеркивает, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка, но и длительная, мучительная нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». Школа, по мнению педагога, должна воспитывать преданных Родине патриотов, образованных людей, квалифицированных работников, людей, обладающих чувством долга и чести, сознающих свое достоинство, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, бодрых и жизнерадостных: «Глубочайший смысл воспитательной работы заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей, в приведении их к той нравственной высоте, которая только и может побуждать человека к борьбе за дальнейшее совершенствование». Нравственно оправданную потребность Макаренко связывает с идеей долга, обязанности, способностей. Социалистический долг, по мнению ученого, является необходимой нравственной категорией: «Долг перед страной, перед всем обществом, перед человечеством может вытекать у нас только из глубокого, сознательного и в то же время кровного ощущения, солидарности трудящихся, крепкой убежденности в том, что эта солидарность – благо для всех людей и в том числе и для меня самого». В 30 годы вопросы патриотического воспитания освещаются в работах В.А.Грузинской, О.М.Лобовой, М.М.Сазоновой, В.А.Никольского и других авторов. Особенно актуальными вопросы военно-патриотического воспитания учащихся становятся в годы Великой Отечественной войны. Перед школой встает задача внести свой вклад в подготовку молодежи к защите Родины


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.