Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизнь и деятельность Петра Францевича Лесгафта






Петр Францевич Лесгафт прославил свое имя как биолог, анатом, антрополог, педагог, врач, создатель научной системы физического воспитания, руководитель крупного научно-исследовательского учреждения. Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда. Учился Лесгафт неплохо ему хорошо давались почти все предметы за исключением латинского и французского языков, которыми в последствии он овладел без труда.Он старательно выполнял задания и иногда засиживался над книгами и учебниками.Но в 1851 г. отец решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю. Известно, что, не выдержав и года, Петр сбежал из аптеки, вызвав гнев не только отца, но и матери. Заканчивал обучение Петр в мужском отделение училища Светой Анны, носившем название «Анненшуле». Для поступление в медико-хирургическую академию летом 1856 г. явилось 500 кандидатов, зачислено было только 254 человека.Среди них и Петр Францевич Лесгафт. Поступление Петра Францевич Лесгафта в медико-хирургическую академию совпало с кардинальным положительным изменением в ее управлении. В конце 1861 г. Лесгафт сдал экзамены для получения высшей степени доктора медицины, а в начале 1862 г.-на следующую степень, доктора медицины и хирургии.Стало определяться и его положение.23 марта 1863 г. приказом по военному ведомству о чинах гражданских Петр Францевич Лесгафт был назначен сверхкомплектным ординатором без денежного содержания во Второй военно-сухопутный госпиталь, в женское отделение хирургической клиники профессора А.А.Китера. Такое положение довело возможность Лесгафт довольно свободно распоряжаться своим временем. Он руководит практическими занятиями студентов 2-го курса, читает лекции по анатомии студентам 5-го курса.Он трудится над своей диссертацией. Весной 1868 г., по ходатайству В.Л.Грубера, Лесгафт уже признанный всеми как один из лучших анатомов, получил, наконец, оплачиваемое место прозектора анатомии, оставаясь одновременно и ординатором в госпитале. В сентябре 1872 г. Л. начинает работать в качестве консультанта в гимнастическом заведении А.Г.Берглинда, где он мог на практике осуществлять те принципы и представления, которые впоследствии составляли научно- теоретические основы его рациональной гимнастики. «Только знание потребностей и возможностей человеческого организма, -убеждал он, -только научный подход к проведению любого вида гимнастики могут сделать ее веским орудием в совершенствовании человека, как физическом, так нравственном

Одновременно с работой в гимнастическом заведении Бергминда он занимается изготовлением препаратов, проводит антропологические изыскания и анатомические исследования.А с неофициального согласия градоначальника, он открывает у себя на квартире общеобразовательные курсы, которые постепенно выросли в знаменитые курсы Лесгафта. По сути дела Л. сумел создать настоящий институт по подготовке специалистов физического воспитания.Но началась русско- турецкая война, курсы были закрыты.Было выпущено только 14 учителей, которые заняли преподавательские должности в военных гимназиях Петербурга, Москвы, Киева, Орла и других городов.Все они получили подробные инструкции, которые были составлены Л..В них он сформулировал 3 принципа проведения занятий Первый принцип состоит в постепенности и последовательности. Только при соблюдении его можно добиться хороших результатов.Второй- необходимость отчетливого представления исполнителем, что он должен сделать, чего достичь.Наконец, третий принцип- соответствие физических упражнений анатомо- физиологической структуре организма.

Весь процесс образования П.Ф. также разделял на 3 этапа.Первый этап заключается в обучении ребенка правильным движениям.Второй- состоит в постепенном увеличении нагрузки с учетом физиологических особенностей подростка.Третий этап- обучение умению точно рассчитывать свои силы во времени и пространстве.Система образования П.Ф.Лесгафта не смогла в то время получить большого распространения в России.Лишь много лет спустя основы физического образования, им разработанные, были оценены по достоинству и многие его элементы включены в систему преподавания. Свободное время Л. использовал для завершения начатых в академии работ, писал статьи и переводы.В 1885 г. вторым изданием вышло «Семейное воспитание ребенка и его значение», опубликовалась первая часть «Общей анатомии».Лишившись возможности преподавать в академии, он перенес всю свою энергию на домашние анатомические курсы.Лекции на этих курсах оказывали огромное воздействие на слушателей и слушательниц.Они заставляли задуматься о смысле жизни, о ценностях истинных и ложных.Часто родители слушателей писали жалобы на Л. в Жандармское управление и Министерство народного просвещения, о его вредном влиянии на умы молодежи.В это же время Л. ходатайствует о разрешении читать лекции в университете на правах приват- доцента, но получает отказ, так как находился под полицейским надзором как лицо неблагонадежное и нежелательное в стенах учебных заведений. Особенностью врачебной деятельностью Л. была исключительная вера в простых, доступных каждому средств.Он назначал больным прогулки, плавание, лечебную гимнастику, свободную и удобную одежду и обувь.Он ненавидел модные корсеты и узкую обувь, заметив бледную девушку с туго перетянутой талией, он тут же ставил диагноз: деформация печени.

55.Русская национальная система физического образования П.Ф. Лесгафта: история создания и основное содержание.

Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма (функциональная анатомия). В основе педагогической системы Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Учёный рассматривал физические упражнения, как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом Лесгафт постоянно подчеркивал важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания.

Лесгафт обращал большое внимание на содержание физического образования - использование упражнений и игр как метода познания. Лесгафт классифицировал физические упражнения по четырем основным группам:

1. Простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний.

2. Упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, лазании, борьбе и удержании равновесия.

3. Упражнения с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель.

4. Систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.