Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития физической культуры в первобытном обществе.






Первобытнообщинный строй является первой социаль­но-экономической формацией, начало которой - появление человека разумного, конец - установление рабовладельче­ского строя.

В истории первобытного общества выделяют три пе­риода:

1) раннеродовой;

2) развитый родовой;

3) позднеродовой.

Особенности родового общества: ведение общего хо­зяйства; четкое разделение труда между полами; эпизоди­ческое столкновение между племенами, т.е. появляется во­енная организация родовой общины; возникают новые ви­ды трудовой деятельности - земледелие, скотоводство, ре­месло. Возникновение физической культуры историческая нау­ка относит к начальному периоду развития первобытной общины. Самой ранней формой физического воспитания были коллективные игры, носившие натуралистический, подражательный характер. Они почти полностью повторя­ли трудовой процесс. Играя, первобытные люди учились охотиться, подражая действиям охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря и живые цели. Позже, в связи с начавшимся разделением труда по воз­растным и половым признакам, происходила дальнейшая эволюция игр. Они постепенно теряли подражательный характер, становились имитационными, символическими. Игры по-прежнему имитировали трудовой процесс, но жи­вые цели заменялись движущимися мишенями — чучелами, мячами сделанными из шкуры животного и набитыми шер­стью, а охотничий инвентарь заменялся специальным, иг­ровым. Например, появилось копье с тупым наконечником, вместо палки стали использоваться клюшки и т.п. На последней ступени развития первобытного общества возникли игры, которые почти полностью абстрагирова­лись от труда. Игравшие стали делиться на команды, поя­вились специальные площадки для игр, совершенствовался игровой инвентарь. Игры стали регламентироваться про­стейшими правилами, появились спортивные судьи и зри­тели. Процесс развития физической культуры постепенно привел к выделению из игр и обособлению в качестве само­стоятельных физических упражнений — бег, метание, прыж­ки, плавание и другие виды движений. Все они так или иначе были связаны с подготовкой членов общины к труду. Возникли специальные приемы обучения физическим уп­ражнениям подростков и молодежи, т.е. появилось физиче­ское воспитание. В родовом обществе физическое воспитание носило вы­сокий уровень развития. Этнографические исследования показывают, что каждой народности были присущи свои формы и виды упражнений. У австралийцев - игры, мета­ние бумеранга и палки, игры в мяч, борьба, пляски «корро-би». У индейцев Америки - упражнения: ходьба, бег, пла­вание, гонки на лодках, метание и метательные игры, игры с мячом и т.д. Игр с мячом насчитывалось более десяти, проводились они в течение нескольких дней и участвовало в них более 100 человек. Также известны индейские пляски, носившие многофункциональный характер. В африканских племенах проходило метание в цель, фехтование палками, бег, прыжки, метание копья на расстояние и высоту, воен­ные игры, пляски. Мужчины играли с мячом. У тунгусов (эвенков) можно выделить две стадии подготовки: 1-я ста­дия - все мужское население занималось стрельбой, бегом, увертыванием от стрел, управлением лодкой; 2-я - только для тех мужчин, которые хорошо были обучены военному делу. Одной из форм физического воспитания являлись ини­циации - проверки физической готовности членов общины. Например, таким обрядом в африканских племенах явля­лось удаление юноши в джунгли на несколько месяцев. Из древнего периода до нас дошли следующие методи­ческие приемы обучения: например, у индейцев учитыва­лись половые особенности, у чукчей - женщины участво­вали в беге на более короткие, чем у мужчин, дистанции, эскимосы постепенно увеличивали вес камня и расстояние при обучении метанию, меняли размер лука, лыж, лодок. В период разложения родового строя происходит воени­зация физических упражнений. Например, кулачный бой, тренировка с оружием, состязание колесниц, прыжки через меч, копья. В этот период появляются начальные формы учреждений общественного воспитания - тайные союзы и дома молодежи, которые существовали только для физиче­ского воспитания юношей. Характерной особенностью данного периода является также появление мест для проведения соревнований по игре в мяч, т.е. первых спортивных сооружений, а также двух типов школ - для богатых и бедных, а главной чертой воспитания становится его направленность на военно-физи­ческое обучение. Таким образом, в родовом обществе физическое воспи­тание имело важное значение и являлось одной из функций родовой общины. Главной чертой физического воспитания можно считать его всеобщность. Оно было равным для всех (имело лишь разделение по полу и строго обязательным).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.