Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы формирования цен.






 

Основными способами формирования цены товара являются: затратный метод, параметрический метод, метод текущих цен, агрегатный метод, метод точки безубыточности.

Наиболее распространенным является затратный метод ценообразования.

Суть затратного метода состоит в том, что цена товара непосредственно зависит от издержек производства и обращения, представляющих затраты в денежной форме на производство и реализацию единицы товара.

При определении цен на основе полных издержек производства цена товара рассчитывается как сумма полной себестоимости (С) и прибыли (П), устанавливаемой исходя из принятой нормы прибыли или рентабельности:

 

Ц = С + П

 

При затратном методе цены формируются с позиций производителя (продавца) товара и являются по существу ценами производителя. Затратный метод не учитывает текущий спрос, конкуренцию и другие факторы рыночной среды. Однако такой метод ценообразования является самым распространенным по ряду причин:

- продавцы лучше знают свои издержки, чем состояние спроса;

- использование данного метода большинством производителей сводит ценовую конкуренцию к минимуму.

Метод текущих цен предполагает установление цен на уровне аналогичной продукции конкурентов:

Ц = f(Ц1, Ц2, …, Цn)

где n – количество продавцов аналогичной продукции.

В зависимости от особенностей продукта и типа рынка могут использоваться различные модификации метода текущих цен. Разновидностью метода текущих цен является параметрический метод ценообразования.

Параметрический метод ценообразования чаще используется при определении цены на новую продукцию. В основе метода лежат количественные зависимости между затратами (ценой) и основными потребительскими свойствами продукции, входящей в параметрический ряд. Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и (или) технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных технико-экономических параметров.

Разновидностями параметрического метода ценообразования являются метод удельных показателей; метод регрессионного анализа; балльный метод.

Метод удельных показателей основан на использовании зависимости между ценой товара и одним из основных параметров, величина которого в значительной мере определяет общий уровень цены товара параметрического ряда.

Удельная цена определяется на основе базового (аналогичного) изделия:

где Цб - цена базового изделия;

Рб – один из основных параметров базового изделия.

Цена нового изделия (Цн):

Цн = * Рн,

где Рн – значение основного параметра нового изделия.

При методе баллов цена данного изделия определяется на основании цены базового изделия. На основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает интегральную оценку технико-экономического уровня изделия. Цена на новое изделие при этом методе рассчитывается по формуле:

где Цб – цена базового изделия, выбранного в качестве эталона;

Ббi – бальная оценка i-ого параметра базового изделия;

Бнi - бальная оценка i-ого параметра нового изделия;

-ценовой показатель за один балл;

γ i – весомость i-ого параметра.

Модификацией параметрического метода ценообразования является агрегатный метод. Он применяется к товарам, состоящим из отдельных изделий (например, мебельный гарнитур), либо к товарам, состоящим из элементов, деталей, узлов. Цена товара определяется суммированием цен отдельных конструктивных составляющих изделия, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.

Процесс ценообразования не заканчивается определением исходной цены. Цена может быть откорректирована под воздействием влияния рынка или с учетом задач ценовой стратегии и тактики.

Корректировка исходной цены может осуществляться следующими методами:

1. Установление характера цены. Цена на товар может быть постоянной (стандартной) или гибкой (меняющейся). Например, цена молока может варьировать в зависимости от времени продажи (утро – вечер), чутко реагируя на изменение конъюнктуры рынка.

2. Установление психологических. Цена корректируется с учетом психологического эффекта восприятия (немного ниже «круглой» суммы: 9, 99; 4, 58).

3. Установление цены в рамках товарной номенклатуры. Предприятия, выпускающие взаимодополняющие товары, могут перераспределять издержки в ценах на эти товары. Т.е. в цену одного товара (например, фотопленки) включаются издержки или часть издержек другого товара (фотоаппарата).

4. Установление цены в рамках товарного ассортимента. Цена на товары одной ассортиментной группы могут быть разными в зависимости от качественного различия между ними.

5. Установление цен со скидками и зачетами в целях стимулирования сбыта продукции. Основными видами скидок являются: за платеж наличными, за объём покупки, за срочность оплаты и др. Функциональными скидками в сфере торговли являются сезонные и праздничные скидки, скидки постоянным клиентам и др. Одной из форм скидки является зачет стоимости (части стоимости) старой модели товара при покупке новой модели.

6. Установление цены с учетом транспортных расходов. Цена может быть франкированной, т.е. дифференцированной по пунктам доставки, или наоборот единой (зональной), т.е. единой внутри определенной территориальной зоны

7. Корректировка цен с учетом страхования рисков. Страхование цены – заключительный этап ценообразования. Страхование возникло из-за необходимости учета неопределенности рыночной ситуации в договоре поставки продукции. Страхованием цены называют процесс включения ценовых оговорок в условия договора поставки. Существуют: оговорка о колебании расходов и оговорка о колебании рыночных цен. Оговорка о колебании расходов будет изменять уровень договорной цены в зависимости от изменения затрат на производство товара. Оговорка о колебании рыночных цен будет изменять договорную цену в зависимости от изменения рыночной цены на товар (например, стоимость валютного курса).

 

5. Мировые цены: понятие, виды, особенности формирования.

Мировой рынок – это система экономических отношений между хозяйствующими субъектами, разделёнными государственными границами, но связанных между собой международным разделением труда и удовлетворяющими свои потребности путём купли-продажи товаров.

В экспортно-импортных операциях и расчетах с зарубежными контрагентами используются контрактные цены, которые устанавливаются в соответствии с ценами и условиями мирового рынка и индикативных цен.

Цены в мировой торговле устанавливаются на базе среднемировых затрат. Среднемировые затраты складываются, как правило, на базе затрат тех субъектов хозяйствования, которые являются основными поставщиками данного товара на мировой рынок.

Различия в ценах проявляются на всех стадиях движения товара:

-от производителя к рынку;

-обращения на рынке;

-от рынка к покупателю.

На каждой стадии обращения товара действует специфический набор ценообразующих факторов.

В мировой торговле используются следующие виды цен:

- справочные;

- цены прейскурантов, каталогов, проспектов;

- цены предложения;

- цены торгов;

- аукционные цены;

- биржевые цены;

- цены фактических сделок.

Справочные цены представляют собой ценовой ориентир для сделок и, как правило, всегда завышены. Они публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических обзорах и используются при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношения цен.

Цены прейскурантов, каталогов и проспектов – это цены возможной реализации на базисные виды товаров массового и серийного производства, публикуемые в прейскурантах предприятий-продавцов.

Цены предложения устанавливаются производителями без согласования с потребителями.

Цены торгов предполагают конкурентную борьбу со стороны продавцов с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделок для покупателя.

Аукционные цены – цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на продукцию, предварительно осмотренную покупателем (лот).

Биржевые цены – это цены специально организованного и постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных взаимозаменяемых товаров.

Цены фактических сделок наиболее приближены к реальным мировым ценам и являются объектом коммерческой тайны. При определении цен фактических сделок широко используется система скидок с цены для расширения рынка сбыта, возмещения отдельных затрат, увеличения объема продаж.

Учёт транспортных затрат в экспортно-импортных операциях

Транспортные расходы в экспортно-импортных операциях могут достигать 50% базовой цены товара.

В 1990 г. международной торговой палатой были подготовлены правила по определению базисных условий купли-продажи под названием ''Инкотермс-1990''.

К основным видам затрат по доставке товаров относятся:

- упаковка, погрузка товара на транспортное средство;

- доставка до основного транспорта;

- экспортные формальности;

- страхование основной перевозки;

- погрузка на основной транспорт;

- оплата основного транспорта;

- выгрузка;

- импортные формальности;

- доставка от основного транспорта;

- выгрузка на складе покупателя.

В зависимости от распределения транспортных затрат между продавцом и покупателем различают 13 условий поставок. Они могут быть сгруппированы в 4 группы – E, F, C, D. Рассмотрим базовые элементы каждой группы.

При базовых условиях EXW основные обязанности продавца состоят в том, чтобы предъявить товар на складе в упакованном виде, все остальные затраты по доставке товара несёт покупатель.

При базовых условиях FOB продавец должен предъявить товар и оформить экспортную лицензию.

При базовых условиях CIF продавец несет затраты по оформлению экспортной лицензии, транспортных документов, страхованию основного транспорта; остальные расходы несет покупатель.

При базовых условиях DDP все затраты по доставке товаров несет продавец.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.