Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие цены и факторы ценообразования. Функции и виды цен.






Тема 12

Цены и ценообразование

1. Понятие цены и факторы ценообразования. Функции и виды цен.

2. Косвенные налоги как составные элементы цены

3. Методы формирования цен.

4. Мировые цены: понятие, виды, особенности формирования.

 

Понятие цены и факторы ценообразования. Функции и виды цен.

 

В рыночной экономике цена является наиболее распространенной категорией. С помощью цены выражаются различные показатели – объемы производства, потребления и обращения, стоимость основных, оборотных фондов и прочих ресурсы, результаты и эффективность использования всех видов ресурсов.

Цена – это денежное выражение стоимости, выражающее меновые отношения товаров друг с другом.

В основе меновых отношений лежат общественно необходимые затраты труда на производство товаров, измеряемые затратами рабочего времени. Это трудовая теория стоимости – У.Петти, А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс.

Кроме трудовой теории существуют и другие теории ценообразования: в частности, теория предельной полезности (австрийская школа). В основе цены лежит предельная полезность товара – полезность последнего экземпляра данного блага, удовлетворяющего наименее значимую потребность в этом благе.

Эти две теории попытался объединить А.Маршалл – теория неоклассического синтеза. Формирование цен происходит как под вл иянием затрат труда, так и под влиянием предельной полезности.

Согласно современной неоклассической теория формирование и движение цен происходит под влиянием множества факторов, среди которых следует выделить следующие.

Основные факторы ценообразования:

издержки производства;

соотношение спроса и предложения;

состояние денежной системы;

степень государственного регулирования цен;

качество товара;

объём поставок;

условия платежа и др.

Значение цен в рыночной экономике определяется их основными функциями.

Функции цен:

1. измерительно-информационная (учётная). С помощью цен в денежной форме выражаются разнообразные ресурсы и результаты их использования. Это позволяет соизмерить ценность различных товаров и определить эффективность их использования;

2. распределительная. Через механизм цен осуществляется распределение стоимости продукта между предприятием (в виде возвращения себестоимости) и бюджетом (в виде НДС, акцизного сбора, других обязательных платежей);

3. стимулирующая. Цены стимулируют рост объёмов производства, повышение качества продукции, внедрение достижений НТП. Как следствие, это приводит к увеличению суммы, вырученной от продаж, и прибыли.

4. социальная. Цены влияют на структуру и объемы потребления благ и услуг, потребительские расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.

5. внешнеэкономическая функция. Цена выступает в роли инструмента внешних торговых соглашений, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.