Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Особенности организации когнитивного опыта






1) Сформированность индивидуальных понятийных структур.

Методика " Формулировка проблем" (Холодная, 1983). По инструкции испытуемый выступал в качестве исследователя, а заданный в содержании слова-стимула объект - в качестве предмета исследования. Испытуемый должен был сформулировать ряд проблем, которые, по его мнению, возникают в связи с соответствующими объектами (в нашем случае представленными такими понятиями, как " болезнь" и " почва"). Время выполнения задания не ограничивалось, испытуемый прекращал перечислять проблемы по своему усмотрению.

Критерии оценки каждого ответа на примере слова " болезнь":

  • 0 баллов - проблема формулируется на основе ситуативных оценок или субъективных впечатлений испытуемого (" Где и как лучше готовить врачей? ", " Как влияет на больного время дня? ", " Почему больной человек чувствует себя одиноким? " и т.п.);
  • 1 балл - проблема формулируется за счет выделения каких-либо конкретных признаков, свойств заданного объекта (" Каковы причины заболевания? ", " Методы профилактики болезни? ", " Каковы симптомы болезни? ", " Какие препараты нужны для излечения рака? " и т.д.);
  • 2 балла - проблема формулируется посредством подключения заданного слова к другой, достаточно отдаленной семантической области (" Как связана болезнь с образом жизни человека, его профессиональной деятельностью? ", " Влияние хода болезни на психику человека? ", " Что происходит с болезнями на разных этапах человеческой истории? " и т.д.).

Показатели: 1) сложность всех сформулированных проблем в баллах; 2) количество проблем, оцененных в 2 балла (то есть количество максимально сложных проблем).

Методика " Формулировка проблем" является одной из восьми методических процедур, составляющих комплексную методику для оценки степени сформированности индивидуальных понятийных структур (Холодная, 1983). Согласно полученным ранее результатам, показатель " сложность проблем" обнаружил высокие корреляционные связи с такими базовыми характеристиками индивидуальных понятийных структур (на примере понятий " болезнь" и " почва"), как способность выделять в содержании заданных понятий некоторое множество частных и общих признаков (r = 0, 642, Р< 0, 001), подбирать для этих понятий разнообразные категориально-родовые обобщения (r = 0, 703, Р< 0, 001), формулировать их определения (r = 0, 457, Р < 0, 01) (там же). Поэтому в данном исследовании методика " Формулировка проблем" рассматривалась как валидная процедура для оценки степени сформированности индивидуальных понятийных структур.

2) Конструирование семантического контекста на основе не связанных по смыслу понятий.

Методика " Понятийный синтез" (модифицированный вариант методики когнитивного синтеза: Abraham, Okoniewski, Leman, 1987). Испытуемому вслух предъявляются три слова, практически не связанных между собой по смыслу и относящихся к разным категориям (например, " смерч - компьютер - булавка", " огонь - часы - цепь", " песочные часы - кузнечик - электрическая розетка" и т.п.). По инструкции испытуемый должен установить любые варианты смысловых

 

связей между тремя заданными словами и записать каждый вариант в виде одного-двух предложений. Время работы с каждой из предъявленных пяти триад слов не ограничивалось.

Критерии оценки каждого варианта ответа на примере триады " цепь - огонь - часы":

  • 0 баллов - если связываются только два слова из трех (" Современные металлисты носят цепи на руках как часы");
  • 1 балл - если связь устанавливается на основе простого перечисления предметов либо их формального противопоставления (" Стеклянные часы можно расплавить в огне, но цепь - вряд ли"; " Часы, цепь и огонь - очень нужные человеку вещи, которые помогают ему справиться со своими делами");
  • 2 балла - все три слова включены в определенную конкретную ситуацию (" Стоит красный командир в годы революции с серебряными часами, он закован в цепи, и вот-вот может наступить его смерть от огня");
  • 3 балла - все три слова объединяются через какое-либо достаточно обобщенное категориальное основание, за счет использования сложных аналогий либо развертывания тех или иных причинно-следственных связей (" Огонь представляет собой цепь процессов окисления; часы - это тоже замкнутая цепь последовательных положений маятника; и сама цепь также состоит из нескольких одинаковых звеньев").

Показатели: 1) сложность установленных связей (сумма в баллах всех вариантов ответов); 2) количество ответов, оцененных в 3 балла (то есть количество ответов, основанных на выявлении максимально сложных связей).

Успешное выполнение данного задания предполагало построение ментальной репрезентации, основанной как на работе с признаками заданных трех понятий, так и на актуализации некоторого множества других понятий, на основе которых конструировались реально отсутствующие связи между словами-стимулами.

3) Способы структурирования перцептивно неопределенного материала.

Методика " Точки" (модифицированный вариант методики М.Т. Фрумкиной, 1984). Испытуемому предъявляется бланк (15 Ч 10) с некоторым множеством точек. Точки располагаются следующим образом: часть точек находится в непосредственной близости друг от друга, образуя своего рода три гештальта по принципу пространственной близости, тогда как остальные точки в случайном порядке располагаются по всему пространству бланка. По инструкции испытуемый должен сгруппировать все точки наиболее естественным, логичным и удобным, с его точки зрения, способом и обвести выделенные группы точек линиями.

Критерии оценки:

  • 1 балл - глобальная группировка (объединение точек в два-три множества без учета гештальтов);
  • 2 балла - выделение трех основных гештальтов с тенденцией к их размыванию за счет подключения к ним случайно расположенных точек;
  • 3 балла - четкое структурирование на основе выделения трех основных гештальтов, а также организация остальных точек в несколько отдельных множеств;

 

  • 4 балла - многомерное структурирование в виде взаимного наложения выделенных множеств точек (в том числе основных гештальтов), совмещения одних и тех же точек в рамках разных выделенных множеств.

Показатель: сложность выполненных пространственных преобразований при объединении точек как индикатор артикулированности перцептивных схем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.