Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программа педагогического мониторинга






Определив (осмыслив) предмет и содержание педагогического мониторинга, классный руководитель составляет программу педагогического мониторинга.

В педагогическом мониторинге принимают участие психолог, учитель-предметник, социальный педагог, организатор воспитательного процесса (классный руководитель, координатор и др.).

Можно выделить три аспекта этого взаимодействия: мотивационно-смыслоцелевой, операционно-технологический и рефлексивно-регулятивный. Мотивационно-смыслоцелевой аспект предполагает уяснение смысла совместной деятельности учителя, воспитателя, психолога, социального педагога; осмысление ценностных ориентации в работе школы; выработку цели и мотивов сотрудничества.

Операционно-технологический аспект предусматривает согласованность в способах взаимодействия с детьми. С этой целью необходимо выработать общий язык обсуждения психолого-педагогических проблем; затем – общую позицию относительно ученика, воспитанника и, наконец, спланировать свои действия по сотрудничеству. Так, в диагностике, оценке, прогнозировании каждый имеет «свою» область (развитие, образование, воспитание) обследования, анализа, прогноза, но, в конечном счете, все они имеют цель отслеживания хода, результата, перспектив развития целостного педагогического процесса.

Планируя свои действия по сотрудничеству, все специалисты выделяют следующие «пласты» (зоны) развития, образования, формирования личности:

- зоны актуального развития, образования, формирования личности;

- зоны ближайшего развития, образования, формирования личности;

- зоны ближайшего самообразования, саморазвития, самовоспитания.

Изучая, обследуя, анализируя каждый свой «пласт», все они отслеживают развитие, образование и формирование целостной личности. Сотрудничая в области педагогического мониторинга, все специалисты должны помнить, что выводы по диагностике следует делать с упором на позитивные возможности школьника, а оценка достигнутого и прогноз должны быть очень осторожными и некатегоричными, формулироваться с позиции педагогического оптимизма, с доверием к каждой отдельной личности.

И наконец, рефлексивно-регулятивный аспект предполагает оценивание самого себя, друг друга, результатов своей совместной деятельности и т. п. С этой целью каждому специалисту необходимо быть не просто профессионально компетентным, но и знать специфику смежных областей и быть авторитетным.

Таким образом, сотрудничество учителя-предметника, воспитателя, социального педагога и психолога в области педагогического мониторинга предполагает установление четких границ взаимодействия каждого специалиста, с одной стороны, а с другой – единство, взаимопроникновение, целостность действий всех специалистов.

Классный руководитель, обобщая вышеуказанные данные, проводит мониторинговое исследование целостной личности, развития ее сознания, чувств, поведения в соответствии с критериями воспитанности, обозначенными в программе воспитания и зафиксированными в критериальной карте педагогического мониторинга.

Процесс педагогического мониторинга требует от классного руководителя:

- умений и способностей отличать внешнюю сторону поступка от внутреннего содержания личности, истинные причины поведения от случайных, мимолетных, видеть мотивы поступка (поведения), предвидеть пути их перестройки;

- способностей рассматривать различные стороны жизни и деятельности школьника в их совокупности (единстве), в развитии, видеть гармонию качеств личности в этом единстве и выделяющуюся в этой гармонии доминанту как признак возможного направления в развитии; способность оценивать диагностические показатели с точки зрения их глубины и устойчивости, значимости для дальнейшего процесса воспитания.

Вышеуказанные умения и способности проявляются, прежде всего, в составлении программы педагогического мониторинга (табл. 2).

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Чем, на ваш взгляд, обосновывается необходимость существование института классного руководства?

2. Какие типы классного руководства имеют место в современной школе?

3. Назовите важнейшие функции классных руководителей.

4. В чём выражается творческий характер деятельности классного руководителя?

5. Назовите профессионально значимые качества личности классного руководителя.

6. Какие принципы лежат в основе деятельности классного руководителя?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.