Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статистическая и динамическая структуры личности.






Существует статистическая и динамическая структура личности. Под первой подразумевается абстрактная модель отдельная от функционирующей в реале личности. Такая модель характеризует основные составляющие человеческой психики. Основополагающим моментом определения параметров личности ее статистической модели несхожесть компонентов психики. Различают такие составляющие: · общие свойства психики для всех людей (эмоции, восприятие, ощущения); · характерные только для определенных социальных групп особенности психики благодаря различных ценностным ориентациям и социальным установкам; · индивидуальные свойства психики, они неповторимы, присущи только конкретному человеку (характер, способности, темперамент). Динамическая модель структуры личности учитывает компоненты психики человека не отдельно от повседневного существования, а наоборот. Каждую минуту человек пребывает в определенном психофизиологическом состоянии, которое соответствует происходящему в данный момент состоянию. К.Платонов предложил свою концепцию динамической структуры личности (см. табл.).

Название подструктур Подструктуры подструктур Отношение социального к биологическому Аналитический уровень   Виды формирования и развития  
Направление личности (психология, философия) Иерархия ценностей, мировоззрение, мотивы, идеалы, стремление, интерес, желания Биологическое почти отсутствует Социально-психологический Воспитание
Опыт (психология, социология) Умения, навыки, знания Социального гораздо больше, чем биологического Психо-педагогический Обучение
Особенности психики Память, воля, внимание, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции Чаще больше биологического, чем социального Индивидуально-психологический   Упражнения
Психобиологические свойства Половые и возрастные особенности, темперамент Социальное почти отсутствует Психофизиологический, нейропсихологический Тренировки

 

Личность - сложное образование, число её черт, зафиксированных в русском языке, насчитывает более 1500 слов. «Неразложимые далее элементы личности – это ее свойства. … Поэтому под структурой личности следует понимать взаимную связь и организацию свойств личности»(В.С. Мерлин). В психологии существуют два главных направления в исследовании личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, тесно связанных между собой психологических признаков. В основе второго направления лежит определение типов личности по совокупности схожих между собой черт. Существуют два вида структуры личности: -статистическая структура -динамическая модель структуры

Статистическая структура личности выделяет индивидуально - неповторимые свойства психики, характеризующие индивидуально- типологические особенности, свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности). Статистическая структура личности выделяет социально-специфические особенности личности, присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации), представителем которых она является. Так, например, выделяют: индивидуально-психологические особенности личности, включающие: характер, темперамент, способности; эмоционально-волевые характеристики, объединяющие: эмоции, чувства, волю. В 1946г Рубинштейн С. Я. предложил структуру личности в трех подструктурах. Сущность каждой подструктуры определялась ответом на строго определенный вопрос. Так, подструктура направленности определяется ответом на вопрос: «Что человек хочет?» и включает: установку, идеалы, желания, интересы, склонности, убеждения, мировоззрение, самооценку. Подструктура задатков и способностей является ответом на вопрос: «Что человек может?». Она включает интеллект, частные способности и индивидуальные особенности проявления уровня психических процессов (мышления, памяти, воображения, внимания, чувства и воля); Подструктура темперамента и характера является ответом на вопрос: «Что человек из себя представляет?». Её составляющими элементами является темперамент, задатки. Если основные компоненты статистической структуры рассматривать в движении, взаимодействии и циркуляции, то тем самым совершается переход от статистической к динамической структуре личности. Динамическая структура личности Платонова К.К. (1970г.) фиксирует основные компоненты в психике индивида в непосредственной динамике и контексте жизнедеятельности в каждый конкретный момент жизни. В динамической структуре выделяются подструктуры с субординацией низших подструктур по отношению к высшим, определяются роль каждой и условия формирования в целостном развитии личности. Каждая из всех подструктур обусловлена либо биологической наследственностью, либо социальным, либо индивидуальным жизненным опытом. Основные подструктуры личности: направленность личности, подструктура опыта, индивидуальные особенности психических процессов, биопсихические свойства. На все подструктуры «накладываются» два интегральных личностных образования, так называемые общие характеристики – характер и способности, которые пронизывают все уровни, вбирая в себя качества из каждой подструктуры. 1-ая подструктура. Направленность личности включает установки, желания, интересы, склонности, убеждения, мировоззрения. Эта подструктура формируется путем воспитания. 2-ая подструктура «опыта», объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но находящимися под влиянием и биологически и даже генетических свойств личности (скорость реакции в действиях, энергичность, моторика и т.д.). Эту подструктуру называют индивидуальной культурой или подготовленностью. 3-я подструктура включает индивидуальные «особенности психических процессов», как индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Эта подструктура обусловлена и биологическими особенностями, и жизненным опытом. 4-ая подструктура личности, названная «биопсихические свойства», объединяет свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения. Свойства личности, которые входят в эту подструктуру, во многом зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только компенсируют. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы Платонов К.К. разработал способы формирования каждой из подструктур. Так, низшая подструктура «биопсихические свойства» - формируется через тренировку. Сущность психологической тренировки – в повторении действий и определенных упражнений, в которых многократно повторяясь и формируется данное свойство. Подструктура «психологические процессы» формируется посредством упражнений, которые невозможны без повторения. «Упражнения – это формирование психических процессов как форм отражения и опирающихся на них действий и свойств личности». Подструктура «опыт» (содержащая привычки, умения, навыки и знания) формируется в обучении. «Обучение – это формирование свойств личности, обобщаемых словом «опыт». Оно опирается на упражнения, на тренировку, но не сводится к ним». Подструктура «направленность» формируется путем воспитания и включает убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, уровень притязания, интересы и желания. Его сущность, по Платонову, в установлении связей усвоенного знания с личностью в целом, и, прежде всего, с элементами, входящими в данную подструктуру. В индивидуальном (онтогенетическом) развитии личности выделяют сензитивные периоды – это такое время, когда индивид особенно чувствителен к определенным воздействиям внешней среды. Так считается, что сензитивным периодом для овладения ходьбой является возраст до трех лет, развитию фонематического слуха – возраст до пяти лет, а для развитиятоснов трудолюбия – преддошкольный возраст. Интегральными характеристиками личности является характер и способности человека. Характер - интегральная характеристика личности. Типологии характера. Акцентуированные черты характера Характер человека –устойчивое сформированное отношение человека к делу, к другим людям, к собственности и к самому себе. В психологии характер (от греч. сharakter – печать, чеканка), означает совокупность устойчивых индивидуальных стандартов поведения личности, складывающихся в течение жизни и выражающих её отношение к внешнему миру. Характер проявляется в деятельности и общении, обусловливая типичные для личности способы поведения и выражая устойчивое личностное отношение к внешнему миру. Основным качеством характера (и личности соответственно) является система отношений, воплощающаяся в стереотипных моделях поведения. Любая черта характера вырабатывается путем повторения определенных поведенческих реакций и путем закрепления в повторяющихся ситуациях формируется как устойчивый стереотип поведения в типичных ситуациях. Физиологической основой характера выступает совокупность условных рефлексов, формирующихся на основе темперамента и именуемая в физиологии динамическим стереотипом, выработанных в системе устойчивых отношений и закрепленная в определенных моделях поведения. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название “характер”). Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной, или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. Характер человека - это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, обычно вкладывают в представление о нем способность человека вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле - тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими. В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. Последний представляет собой динамическую сторону характера. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. как средство достижения поставленной цели. Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие- тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. Далее мы рассмотрим типологию характеров. Формирование характера и пути его воспитания. Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Характер, несмотря на свою многогранность, лишь, одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Становление характера со временем обусловлено, конечно, и тем, каким он был раньше. Даже при самых крутых изменениях в жизни характер обычно все же сохраняет известное единство в основных наиболее общих его чертах. Но характер не является фатально предопределенным, хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, но сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, в зависимости от всей его сознательной деятельности. Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, выработать у себя. Вероятно, для того, чтобы характер не стал противоречивым, чтобы новые черты легче приживались, необходимо предусмотреть органическую связь между новыми и имеющимися чертами, их гармоническое взаимодействие. Большую помощь в воспитании характера оказывают более опытные люди и здесь важно найти пример достойный для подражания. Характер человека формируется во взаимодействии с другими. Но тот, кто берется помочь другим, сначала должен сам продемонстрировать пример целеустремленности, активности, организованности, стойкости и других черт характера, которые он должен сформировать у своих воспитанников. Здесь нельзя забывать о механизмах подражания, которые в первую очередь распространяются на негативные проявления поведения. Сначала мать, отец, другие члены семьи, потом воспитатели в детском саду, сверстники, учителя и т.д. являются потенциальными наставниками. Однако реальное воздействие на характер возможно лишь при условии референтности воспитателя для воспитанника. Пример для подражания необязательно должен быть реальным. Это может быть кино-герой или герой литературного произведения. Живые образы стойких, целеустремленных характеров дает многовековая история России. Для примера достаточно указать на М.В. Ломоносова и А.В. Суворова, жизнь которых является своего рода школой воспитания характера. Особое значение в формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга. Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Простым и действенным способом формирования характера является занятие физкультурой и спортом, которые делают людей более выносливыми, мужественными. Спорт дает возможность соревнования, где каждый идет на максимуме своих сил, проявляет то, на что человек способен. В соответствии с выработанными целями человек принимает самообязательство. Оно должно быть посильным и выполнимым на уровне оптимальной трудности. Это обязательство может быть зафиксировано в программе самовоспитания с указанием приблизительных сроков выполнения. Если человеку трудно самому сформулировать такую программу, то на помощь могут прийти его близкие, но лучше обратиться к психологу. Характер формируется не столько в трудные моменты жизни (хотя в жизни каждого есть такие переломные события), сколько в повседневной, будничной деятельности. И здесь существенное значение имеет режим дня, соблюдение дисциплины, следование нормам поведения. Даже незначительные поступки, если они служат доброму делу и совершаются систематически, воспитывают положительные черты характера, облагораживают человека. Акцентуированные 4 ми черты характера. Психопатия. Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера. Каждая черт характера из них может иметь разную качественную степень выраженности. Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость лишь к определенного рода психотравматическим воздействиям, адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера при сохранении устойчивости к другим. Это слабое звено в характере человека проявляется только в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к функционированию именно этого звена, во всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, индивид ведет себя без срывов не доставляя неприятностей ни окружающим, ни себе. Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: “При действии психогенных факторов, адресующихся к “месту наименьшего сопротивления”, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении”. Акцентуации характера чаше встречаются у подростков и юношей (50—80%), чем у взрослых, поскольку именно эти периоды жизни наиболее критические для формирования характера, для проявления своей неповторимости, индивидуальности. Затем с годами акцентуации могут сглаживаться или, напротив, усиливаться, перерастая в неврозы или психопатии. При повзрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание). Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на классификации подобных расстройств в психиатрии, но акцентуации отражают свойства характера психически здорового человека. Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера, тем самым указывают на известную однобокость его психической организации, известную дисгармонию психики. По сути дела о нормальном «идеальном» человеке нельзя сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой реакцией на внешние воздействия. Психопатия —болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми; психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих. Но в отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут совершенно сгладиться, приблизиться к норме. Типологии характера. В истории психологии найдется немало теорий, пытающихся установить связь характера от внешних параметров человека: формы черепа, строения тела, конституции. Еще в 18в. широкую известность приобрела теория Иоганна Каспара Лафатера (Швеция, 1772г), который разработал типологию характеров в зависимости от конфигурации черепа человека, особенностей лица и мимики. Ф. Галь вошел в историю науки как основоположник френологии (науки о строении черепа). К. Юнг в зависимости от степени общительности личности предложил классифицировать характеры на экстравертированных и интравертированных. Типология характера, предложенная Кречмером Э. в его главной работе «Строение тела и характер» (1921), подвергалась наибольшей критике. Главная идея работы заключалась в том, что люди с определенным типом сложения обладают определенными чертами характера. Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Кречмером Э. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега Шелдон У., а в наши дни - Фромм Э., Леонгард К., Личко А.Е. и ряд других ученых. Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие: 1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый. 2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы. Кречмер Э. выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было),

1. Астенический тип, по Кречмеру Э. характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник – это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми, накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы. 2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова. 3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами. Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики. Заболевания, по мнению Кречмера, представляют собой “карикатуры определенных нормальных типов личности”. Тот тип нормальных людей, который по своим психологическим особенностям напоминает шизофреников, Кречмер назвал “шизотимным”; тех, кто напоминает больных маниакально-депрессивным психозом, - “циклотимиками”. “Шизотимикам” свойственны такие черты характера,. как аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным размышлениям и отчужденность, холодность, эгоистичность и властность, сухость и отсутствие эмоций. “Циклотимики” описываются им как люди, обладающие веселостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью, энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию жизни. Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Теория Кречмера Э. быстро распространилась в Европе, а в США в 40-х годах ХХ столетия приобрела популярность типология характеров Шелдона У.. В основе взглядов Шелдона У. также лежит предположение о том, что тело и характер - это два параметра человека, связанных между собой. Структура тела определяет свойства характера, которые являются его функциями. По Шелдону У., типам телосложений соответствуют определенные типы характеров, названные им в зависимости от функций определенных органов тела. Типология характеров, в основе которой отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям, разработана Фроммом Э., который и обозначил её как социальную типологию характеров. “Социальный характер, - пишет автор, - содержит... выборку черт, существенное ядро структуры характера большинства членов группы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы”. Социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов, принадлежащих данному обществу. Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером. Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей, соотнеся их с практикой работы в клинике (Фромм Э. был врачом- психиатром фрейдистской ориентации), автор представляемой типологии характеров вывел следующие их основные типы: 1. “Мазохист-садист”. Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, “переделкой” людей “в лучшую сторону”. Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих людей до состояния изнеможения. Особенно опасен для окружающих такой тип тогда, когда он получает над ними власть: он их начинает терроризировать, исходя из “благих намерений”. Характеризуя таких людей как врач-психиатр, Фромм Э. - писал: “Наиболее часто проявляемые мазохистские тенденции - это чувство собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности”. Люди-мазохисты проявляют тенденции принижать и ослаблять себя, упиваются 77 е самокритикой и самобичеванием, возводят на себя немыслимые напрасные обвинения, во всем и прежде всего стараются взять вину на себя, даже если в случившемся они ни при чем. Интересно наблюдение Фромма Э., утверждающего, что в этом типе людей наряду с мазохистскими склонностями почти всегда открываются и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Фромм Э. показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других известных исторических лиц. 2. “Разрушитель”. Характеризуется выраженной агрессивностью и активным, стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. “Разрушительность, - пишет Фромм, - это средство избавления от невыносимого чувства бессилия”. К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В периоды больших социальных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру. 3. “Конформист-автомат”. Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает “быть самим собой”. Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное “Я”, свою индивидуальность и “настолько привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях, что лишь в порядке исключения мог бы заметить в своих чувствах нечто “чужое”. Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, быстро и без проблем меняет свои убеждения, если обстоятельства этого требуют, не особенно задумываясь над моральной стороной подобного поведения. Это - тип сознательного или бессознательного приспособленца. Выведенная Фроммом Э. типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий, происходящих в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом. В целом универсальной классификации характеров еще не создано.

7) Концепция развития личности Э. Эриксона.

Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:

Социум для ребенка не антагонистичен.

Личность развивается от рождения до смерти.

Личность развивается через последовательные этапы жизни.

Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех.

В развитии человека восемь стадий.

Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет.

Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом.

В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть.

Подробнее. Социум для ребенка не антагонистичен

В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечивающими гармоничное развитие личности.

Личность развивается от рождения до смерти Это еще один отход от классического психоанализа, где развитие личности описывалось только как психосексуальное развитие. Впрочем, развитие личности для Эрика Эриксона - пассивный личностный рост, где главным является не достижение тех или иных вершин, а " согласие с самим собой".

Личность развивается через последовательные этапы жизни Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии. Как парадигма развития, это - лестница. Единственный ли это возможный взгляд на развитие личности? Нет. Другие исследователи считают, что личность может развиваться и по типу сот, и по типу короны.

Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез - наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития.

В развитии человека восемь стадий По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап: Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;

Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;

Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;

Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;

Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;

Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;

Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;

Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.

Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»). Названия добродетелей в порядке их поэтапного приобретения: надежда, воля, цель, уверенность, верность, любовь, забота и мудрость. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет

Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно пройти очередной этап своего жизненного пути. Эрик Эриксон не работал с людьми, занимающимся активным личностным ростом и развитием, развивающим себя по плану и сознательно. Эриксон описывал то, что происходит в стихийном развитии личности, включая элементы личностной деградации. И если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с пациентами Эриксона благополучное прохождение очередной стадии только случалось - либо не случалось, либо повезло, либо нет - и тогда, уважаемые жертвы, вам направление к психотерапевту. Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу становиться личным коучем.

Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом

Представление о развитии как о последовательности психосоциальных кризисов - как минимум, неочевидно. Да, на каком-то этапе жизни человеком оказываются альтернативные пути развития, и в зависимости от его выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; негативное — деструктивного новообразования, препятствующего формированию эго-идентичности. Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует называть кризисом? Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Если в ситуации выбора использовать неадекватные средства достижения целей и порождать непредсказуемые проблемы, то, действительно, каждый выбор будет оказываться кризисом. Возможно, клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать на этом основании, что для любого человека, в том числе умного и здорового, строительство нового этапа его жизни является кризисом – наверное, оснований недостаточно. Более того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими необоснованные тревоги по поводу предстоящих жизненных событий. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть Для Эрика Эриксона, главное в жизни человека - быть в согласии с самим собой, но одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. " Я развиваюсь, но я— тот же самый".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.