Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема личности в гуманистической психологии (К. Роджерс, Г. Олпорт, А.Маслоу).




Гуманистическая психология, созданная во 2-ой половине ХХ века К. Роджерсом, А. Маслоу, Г. Олпортом, и др. рассматривает человека во всей его целостности и индивидуальной уникальности. Главное в личности - не ее прошлое, а устремленность к будущему, к реализации своих потенций, творческих возможностей; очень важна вера в себя, в возможность достижения «идеального Я». Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого Я. (Более подробно теория мотиваций изложена в 1 главе 3 раздела). Гуманистическая психология отрицает наличие исходного конфликта между человеком и социумом, между сознанием и бессознательным. Согласно взглядам В.Франкла борьба за смысл жизни является основной движущей силой для человека. Стремление к смыслу противопоставляется принципу удовольствия и стремлению к власти, т.е. основным принципам психоанализа. Представители этого направления, прежде всего К. Роджерс, и А.Маслоу считали, что человек изначально обладает необходимыми средствами, чтобы решать возникшие перед ним проблемы и должным образом направлять свое поведение. Однако эти способности могут развиться только в благоприятном контексте социальных ценностей. Развитие представления о самом себе, о своем реальном «Я» происходит на основе личного опыта общения ребенка с другими людьми. Человек склонен также создавать идеальное «Я» - образ того, каким ему хотелось бы стать. У каждого человека есть сильная потребность в самоуважениии, в положительном отношении окружающих к тому, что он делает. Если окружающие принимают человека таким, как он есть, не требуют от него изменений в угоду мнениям других людей, складывается состояние согласия (конгруэнтности) между реальным «Я» человека и его внутренним миром и поведением. Это создает благоприятные условия для сближения реального и идеального «Я», что и составляет суть самоактуализации. В каждом человеке - огромные ресурсы самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения. Их можно достичь при фасилитирующем (облегчающем) психологическом климате общения. Если же человек получает одобрение только тогда, когда его поведение следует чужим стандартам, он будет скрывать свои чувства и мысли. В результате он все меньше остается самим собой, возникает разлад между реальным и идеальным «Я», что становится источником тревоги и препятствует самоактуализиции. В тяжелых случаях может потребоваться помощь психотерапевта, действия которого основаны абсолютно индивидуальном подходе и на полном доверии к клиенту. Такая психотерапия - процесс во многом интуитивный, не исключающий небольших изменений состояния сознания. Важно достичь именно глубинного ощущения взаимопонимания с клиентом или в терапевтической группе. Принципов, близким к гуманистическо-психологическим, придерживаются многие российские психологи, работающие в русле культурно-исторической теории развития психики, которая берет начало от идей Л.С. Выгодского. Они подробно рассматриваются, обычно, в курсе психологии развития и выходят за рамки данного пособия. Гуманистическая психология — направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации). Гуманистическая психология возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов. Основные принципы гуманистической психологии: 1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью. 2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт. 3. Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию. 4. Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль. 5.Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения. 6. Самореализация — это неотъемлемая часть природы человека. 7. Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо. Из этих принципов гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы: — ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек; — отношения между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга; - каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь». Г/п природа чел-ка рассм-ется как изначакльно позитивная, чел-к по своей природе добр и во многом социум играет негативную роль в плане препятс-ния личн-го роста и самореал-ции. Маслоу и Роджерс считали, что личн росту мешают: 1. защитные мех-мы лич-ти; 2. страх выглядеть «белой вороной». Маслоу создал теорию самоактуализирующейся лич-ти, опред-ляя ее как полное использ-ние талантов, способ-тей, возможностей. Самоактуализирующиеся люди без единого искл-я вовлечены в дело выходящее за пределы их шкурных интересов, в нечто во не себя. Треугольник: биологическая, безопасность, любовь и принятие, уважение, познават-ная, эстетическая и самоактуализация. Роджерс в кач-ве ядра лич-ти рассматр-л Я-концепцию, представленной динамикой соотнош-я Я-реального и Я-идеального. Централ-ным звеном в теории лич-ти явл-ся категория самооценки, однако, ее формир-ние самооценки, дилемма – принять оценку окруж-щих или остаться при своей, иначе обесценить себя или других. Происходит процесс взвешивания, кот Роджерс наз-ет органическим оценочным процессом, т к источник оценок первонач-но лежит как бы внутри орган-ма, т о у Роджерса раз-тие лич-ти опред-ся врожденной тенденцией, соц среда лишь играет роль внешнего чуждого природе чел-ка фактора давления. Олпорт рассматривает личность как динамическую организацию мотивацион-ных, психофизиологических систем. В основе этих систем лежат привычки, установки и личностные черты. Личность, по Олпорту, — это целостная система, ядром которой является человеческое «Я». Особенности этой системы — стремление к реализации своего жизненного потенциала. Человек в своих проявлениях в большей степени следует социальным, чем биологическим мотивам. В системе черт личности Олпорт выделял следующие основные группы: - общие для большинства людей черты (например, альтруизм, эгоизм, интеллектуальность, самоконтроль); - индивидуальные или специфические для данного человека черты, отличающие его от других представителей данной социальной группы (например, нарцисизм, макиавеллизм, садизм, мазохизм и др.). В зависимости от проявления черт в жизни человека, они подразделяются на кардинальные (то есть сильно выраженные), центральные (то есть наиболее характерные для данного человека), второстепенные (то есть редко проявляющиеся). Кроме того, выделяются черты, инициирующие адаптацию человека, и черты, инициирующие самовыражение, экспрессию. Процесс формирования личности Олпорт рассматривал как образование все более усложняющихся систем. Венцом синтеза этих систем и является личность. Осн обл-тью применения Г/п явл-ся психотерапевтическая практика – недирективная психотерапия. Роджерс – человекоцентрированный подход: 1. сущ-ть чел-ка позитивна и она начинает обнаруживать и проявлять себя всякий раз, когда во взаимоотнош-ях с др людьми сущ-ет атмосфера позитивного принятия, эмпатии. Гл задача психотерапевта создать такую атмосферу.; 2. принимать клиента таким каков он есть.; 3. не оценивать, но сопереживать, проявл-ть эмпатию.; 4. общаться с клиентом открыто не скрывая за маской профес-нала –эксперта. Если в П/а жизнь чел-ка представляется как компромисс, а ее цель – уменьшить конфликт между индивидом и обществом, то Г/п – утверждает, что чел-к в его лучшем виде высоко оценивающий себя и живущий полной жизнью способен ценить людей, хорошо к ним относиться и даже находить в этом удовольствие. (Успенский – самосовершенствоание)


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.