Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные подходы в практике введения прикормов






Методические рекомендации разработаны на основе опыта работы кабинета здорового ребёнка в ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая поликлиника №2».

В 2011году на базе детского отделения поликлиники был проведен опрос родителей детей первого года жизни по определению удовлетворенности качеством профилактической помощи участковой службой.

По данным опроса родителей детей первого года жизни, наблюдающихся в детском отделении поликлиники две трети (66, 7%) испытывали недостаток знаний при уходе за детьми первого года жизни.

Так, если в первом полугодии жизни на первый план выходят проблемы грудного вскармливания и недостаток навыков массажа (родители недооценивают значимость массажа и гимнастики для малышей), то во втором полугодии – родители испытывают недостаток знаний по введению прикормов и нервно – психическому развитию малышей. Проблему усугубляет отсутствие единых подходов среди медицинских работников при назначении прикормов детям первого года жизни.

Также и развитие медицины не стоит на месте, проводится много клинических исследований, информация постоянно обновляется, часто приказы не успевают за новыми веяниями, морально устаревают и требуют новых подходов в организации работы различных структурных подразделений поликлиник и больниц.

Поэтому в 2011 году на базе ГБУЗ АО «Архангельская городская клиническая поликлиника №2» было принято решение об усовершенствовании работы кабинета здорового ребёнка и использовании новых методов работы с родителями, детей первого года жизни, персоналом, студентами медицинского колледжа и медицинскими сёстрами курсов повышения квалификации (приложение 1, приложение 3).

Обучение основам рационального питания детей раннего возраста, правилам введения прикормов является одним из разделов работы кабинета здорового ребёнка.

Кабинет здорового ребенка (КЗР) – структурное подразделение детской поликлиники (отделения), играет роль методического центра по проведению профилактической работы среди детей раннего возраста.

Основные задачи кабинета здорового ребенка:

· пропаганда здорового образа жизни в семье;

· обучение основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое развитие, закаливание, уход и др.);

· санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактике заболеваний и отклонений в развитии ребенка;

· обучение родителей методике ухода за детьми, организации режима дня, возрастным комплексам массажа, гимнастики, проведению закаливающих процедур, технологии приготовления детского питания, правилам введения прикорма;

· обучение участковых медицинских сестёр вопросам профилактической работы с детьми, методике массажа, гимнастики, закаливающих процедур;

· информирование участковых педиатров о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями в уходе за детьми;

· осуществление связи с Центрами медицинской профилактики и Центрами здоровья, с целью изучения и распространения новых материалов по вопросам развития и воспитания здорового ребенка;

· ведение необходимой рабочей документации и учёт инструктивно- методических материалов по развитию и воспитанию детей раннего возраста.

Кабинет здорового ребёнка имеет своей целью научить и приучить всех участников процесса - медицинских сестёр детского отделения поликлиники, студентов, проходящих практику по разделу «Сестринское дело в педиатрии», родителей детей первого года жизни по новому относиться к здоровью, получить необходимые знания и навыки по уходу, воспитанию, оздоровлению, формированию здорового образа жизни начиная с первых дней жизни, действуя по принципу «равный с равным».

Работа кабинета здорового ребенка – это комплексная работа с беременными женщинами, родителями и медицинскими работниками по обучению правилам рационального вскармливания, правилам введения прикормов, навыкам проведения массажа и гимнастики, оздоровлению малышей, нервно – психическому развитию.

Работа кабинета здорового ребёнка осуществляется на основании следующих приказов:

ü Приказ МЗ СССР № 60 от 19.01.1983г. «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно - поликлинической помощи детскому населению в городе» (в ред. Приказ МЗ РФ от 05.05.1999г.);

ü Методические рекомендации МЗ СССР «Организация работы кабинета здорового ребенка в детской поликлинике» от 23.03.1987г. № 11-11/6-25;

ü Приказ МЗ СР РФ «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники» от 23.01.2007г. № 56;

ü Приказ МЗ СР РФ «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи» от 16.04. 2012 г. N 366н.

ü СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания» (с изм. от 28.06.2008г.)

 

 

Медицинская документация кабинета здорового ребенка:

1. Учетная форма N 112/у, вкладыш – карта посещений кабинета здорового ребенка. Разработан новый вкладыш – карты посещения кабинета здорового ребёнка (приложение 3);

2. Учетная форма N 039/у;

3. Учетная форма N 038/у.

 

Штаты кабинета здорового ребёнка

Формирование штатов проводится согласно приказу МЗ СР РФ «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи» от 16.04. 2012 г. N 366н.

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ

МЕДИЦИНСКОГО И ИНОГО ПЕРСОНАЛА ДЕТСКОЙ

ПОЛИКЛИНИКИ (ОТДЕЛЕНИЯ)

 

№ п/п Наименование должности Количество штатных единиц на 10000 прикреплённого детского населения
1. Врач – педиатр кабинета здорового ребенка  
2. Медицинская сестра кабинета здорового ребенка  

 

Новые методы работы в кабинете здорового ребёнка с детьми первого года жизни

1. Совершенствование знаний медицинских работников:

Раздел рациональное питание детей первого года жизни:

«Реализация современных подходов вскармливания детей первого года жизни. Приверженность медицинских сестёр детских поликлиник принципам рационального питания согласно Национальной программы «Оптимизация питания детей первого года жизни в Российской Федерации».

Мотивационный блок:

Значимость изучения темы обусловлена необходимостью обучения медицинских сестёр детских отделений организационным вопросам, единым подходам при введении прикормов детям первого года жизни.

Цель занятий в КЗР с медицинским персоналом, студентами:

Учебная:

- ознакомить медицинских сестёр, студентов с основными принципами Национальной программы «Оптимизация питания детей первого года жизни в Российской Федерации», анатомо – физиологическим особенностям пищеварительного тракта детей первого года жизни (приложение 5), схемой введения прикормов, правилам приготовления блюд прикормов (приложение 6).

Воспитательная:

обучить медицинских сестёр, студентов вопросам рационального вскармливания, правилам введения прикормов, приготовления блюд прикормов (приложение 2).

Развивающая:

- развитие познавательной активности, навыков работы с литературой, электронными средствами информации, работе с документацией;

- формирование клинического мышления у студентов и медицинских сестёр в вопросах организации рационального питания с учётом влияния основных нутриентов на здоровье детей первого года жизни.

Задачи:

· Знакомство медицинских работников и студентов с основными документами, регламентирующими работу КЗР, Национальной программой «Оптимизация питания детей первого года жизни в Российской Федерации».

· Знакомство медицинских работников и студентов с основными целями и задачами КЗР;

· Знакомство медицинских работников и студентов с новыми сроками введения прикормов, видами прикормов, с функциональными продуктами, с различиями между продуктами домашнего и промышленного производств;

· Знакомство медицинских работников и студентов с методами работы с родителями на педиатрическом участке по разделу рационального питания на первом году жизни;

· Знакомство медицинских работников и студентов с новыми изменениями в схемах патронажей к детям первого года жизни (Приложение 12);

· Подготовка медицинских сестёр и студентов к самостоятельной работе с родителями, к проведению профилактической работы по разделу рационального питания на педиатрическом участке, к обучению родителей правилам введения прикормов и приготовлению блюд прикормов.

В результате изучения тем занятий медицинские сёстры, студенты должны:

1) Знать

- основные принципы Национальной программы «Оптимизация питания детей первого года жизни в Российской Федерации», анатомо – физиологические особенности пищеварительного тракта детей первого года жизни, схему введения прикормов, правила приготовления блюд прикормов;

- понятие прикорма, цели введения прикормов, блюд и продуктов прикорма, сроков введения прикормов, потребность детей в основных микронутриентах, изменения в организме ребёнка при раннем и позднем введении прикормов;

- формы и методы работы с родителями по разделу рационального питания;

- основные цели и задачи КЗР;

2) Уметь:

рассчитать питание, составить меню для разных возрастных групп (приложение 7), дать индивидуальные рекомендации родителям по правилам введения прикормов, обучить родителей правильному приготовлению блюд прикорма; выявлять ошибки при введении прикормов на педиатрическом участке и определять показания для направления родителей в КЗР;

- пользоваться основной методологической базой КЗР, использовать принципы Национальной программы «Оптимизация питания детей первого года жизни в Российской Федерации»;

3) Владеть - информационной базой КЗР, Национальной программой и др. законодательной базой, регламентирующей рациональное питание детей первого года жизни.

Продолжительность занятий – 60-90 минут.

Место проведения: кабинет здорового ребёнка.

Оснащение занятия:

· Папка с Национальной программой «Оптимизация питания детей первого года жизни в Российской Федерации»;

· Положение о работе кабинета здорового ребёнка;

· Оборудование кабинета здорового ребёнка: стенд по грудному вскармливанию, стенд по правилам введения прикормов, витрина с посудой, для приготовления блюд прикорма; ноутбук для демонстрации презентации «Оптимизация питания детей первого года жизни», «Виды вскармливания, расчёт питания, введение прикормов», мультимедийная техника;

· Методические пособия «Современные подходы в организации прикормов» (приложение 4), «Анатомо – физиологические особенности пищеварительного тракта детей первого года жизни» (приложение3).

План занятия:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.