Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературоведы и писатели о стихах А.И.Шлыгина для детей






Немало написано о детских стихах А.И.Шлыгина. В 2010 году вышел в печати сборник «Жизнь и творчество Алексея Шлыгина», составленный из рецензий на произведения Алексея Ивановича, воспоминаний друзей и почитателей его поэзии, автобиографического очерка писателя. Авторы статей попутно касаются и исследуемой мною проблемы, называют некоторые приёмы, используемые А.И.Шлыгиным для игры со словами и в слова.

Бианна Цыбина в статье «Поэт – детям», опубликованной в журнале «Дошкольное воспитание» (№ 3, 1981 г.), определяет лирического героя детских стихотворений А.И.Шлыгина как личность многогранную, натуру жизнелюбивую, умеющую «проявить находчивость в игре, вовремя отозваться на шутку, выдумку собственным участием». Характеру лирического героя соответствует стилистика произведений: «Шлыгинский стих, свободно и естественно рождённый, сохраняет обаяние и живость разговорной речи с народными интонациями, меткостью выражений, словесной находчивостью, лукавством и юмором. Поэт сдержан, экономен в словах, дисциплинирован в построении фразы, непринуждённо к месту использует диалог, речь от первого лица, чаще всего ребёнка, что даёт возможность избежать малейших оттенков назидательности, взрослых поучений… Присловья, присказки, народные обороты и формы слов органично живут в поэтической речи Алексея Шлыгина… Ритмический и звуковой строй его поэзии ближе всего к частушке, к детской считалке…»[4]

Продолжая эту мысль, Юрий Синицын, член Союза писателей СССР, в статье «Талант звонкий и самобытный» (газета «Призыв» от 31 декабря 1989 г.) замечает, что в игровых стихах заключена «сущность одного из секретов детской поэзии – близость к народным попевкам…перевёртышам, желание поиграть словом…Русская детская поэзия издавна органически связана с фольклором. Она…широко пользуется изобразительными средствами народной поэзии. В лучших стихах для детей мы находим гиперболу, повторы, звукоподражание, меткую игру слов, считалку, загадку. В той или иной мере, – подчёркивает Ю.Синицын, – всем этим обладают стихи А.Шлыгина».[5]

Корреспондент газеты «Комсомольская искра» Элла Рогожанская в интервью от 25 марта 1981 г. задала Алексею Шлыгину вопрос о том, как он придумывает стихи, на который получила ответ, свидетельствующий о большом внимании поэта к слову: «Они появляются по разным поводам. Например, найдено удачное слово. Или возникает хорошая строчка. Или интересная тема». Самым удачным своим стихотворением А.И.Шлыгин назвал «Знакомство» (о том, как девочка Лена познакомилась с Лениным) и пояснил: «Стихотворение родилось благодаря удачно найденному созвучию: «ленин» – в смысле «принадлежащий Лене» и имени вождя».[6]

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.