Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Оценка уровня загрязнения почв автомобильным транспортом






     

    При работе двигателей транспортных средств образуются «условно твердые» выбросы, состоящие из аэрозольных и пылевидных частиц. В наиболее значительном количестве образуются выбросы соединений свинца и углерода (сажи); при интенсивностях движения более 30000-40000 авт./сутки существенное воздействие могут оказывать выбросы кадмия и цинка.

    Выбросы соединений свинца происходят одновременно с выбросами отработавших газов при работе двигателей внутреннего сгорания автомобилей на этилированном бензине. Соединения свинца в настоящее время употребляются в качестве антидетонирующей добавки в этилированном бензине марки А-76 в количестве 0, 17 г/кг и для А-93 в количестве 0, 37 г/кг [10].

    Считается, что около 20 % общего количества свинца разносится с газами в виде аэрозолей, 80 % выпадает в виде твердых частиц размером до 25 мк и водорастворимых соединений на поверхности прилегающих к дороге земель, накапливается в почве на глубине пахотного слоя или на глубине фильтрации воды атмосферных осадков.

    Опасность накопления соединений свинца в почве обусловлена высокой доступностью его растениям и переходом по звеньям пищевой цепи в животных, птиц и человека [7].

    Предельно допустимая концентрация свинца в почве по общему санитарному показателю с учетом фонового загрязнения установлена 32 мг/кг.

    Оценку загрязнения придорожных земель выбросами свинца автомобилями следует вести на основе определенного расчетным путем уровня загрязнения поверхностного слоя почвы.

    Уровень загрязнения свинцом [5] поверхностного слоя почвы на различном расстоянии от края проезжей части автодороги определяется по формуле (6.1):

    (6.1)

     

    где - уровень загрязнения поверхностного слоя почвы свинцом, мг/кг;

    - толщина почвенного слоя, в котором распределяются выбросы свинца. Принимается на пахотных землях равной глубине вспашки 0, 2-0, 3 м, на остальных видах угодий (в т.ч. целине) - 0, 1 м;

    - плотность почвы, кг/м3;

    - величина отложения свинца на поверхности земли, мг/м2.

    Величина отложения свинца на поверхности почвы определяется по формуле (6.2):

     

    (6.2)

     

    где - коэффициент, учитывающий расстояние от края проезжей части (принимается по таблице 3);

    - коэффициент, зависящий от силы и направления ветра. Принимается равным отношению площади розы ветров со стороны дороги, противоположной рассматриваемой зоне к общей ее площади;

    - расчетный срок эксплуатации дороги в сутках;

    - фоновое загрязнение поверхности земли, мг/м2;

    - мощность эмиссии свинца при данной среднесуточной интенсивности движения средней за расчетный период, мг/м´ сут.

    Мощность эмиссии свинца за расчетный период определяется по формуле (6.3):

     

    (6.3)

     

    где - коэффициент пересчета единиц измерения;

    - коэффициент, учитывающий дорожные и автотранспортные условия. Принимается по графику (рисунок 2) в зависимости от средней скорости транспортного потока;

    - коэффициент, учитывающий оседание свинца в системе выпуска отработавших газов;

    - коэффициент, учитывающий долю выбрасываемого свинца в виде твердых частиц в общем объеме выбросов;

    - средний эксплуатационный расход топлива для данного типа (марки) автомобилей (принимается по таблице 5 приложения 1), л/км;

    - среднесуточная интенсивность движения автомобилей данного типа (марки), средняя за срок службы дороги, авт./сут;

    - содержание добавки свинца в топливе, применяемом в автомобиле данного типа, г/кг.

     

    В случаях, когда на рассматриваемой автомобильной дороге имеются участки с различными условиями движения, необходимо выделять такие участки и для каждого проводить расчет уровня загрязнения свинцом прилетающего к дороге поверхностного слоя почв (земель).

    Полученные результаты расчета уровня загрязнения свинцом поверхностного слоя почвы на границе полосы отвода следует сопоставлять с ПДК свинца в почве по общесанитарному показателю.

    При необходимости уменьшения ширины распространения загрязнения придорожной полосы свинцом следует предусматривать защитные зеленые насаждения, экраны, защитные валы (насыпи), прокладку автомобильной дороги в выемке.

    В районах, где применение этилированного бензина запрещено нормативными документами (г.г. Москва, Санкт-Петербург, некоторые другие города и курортные зоны) на автомобильных дорогах и мостовых переходах, на которых отсутствует транзитное движение, расчет выбросов свинца допускается не производить.

    Ущерб от загрязнения придорожной полосы следует определять в соответствии с Порядком определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утвержденным Минприроды России и Роскомземом РФ [10].

     

    Исходные данные для расчета загрязнения почвы придорожной полосы автотранспортными выбросами свинца:

    Перспективная интенсивность движения на расчетный срок по данным экономического обоснования принимается по данным таблицы 3. Темп роста интенсивности движения 5 % в год.

    Средняя скорость движения транспортного потока при варианте отказа от реконструкции дороги 30+0, 5i км/час, средняя скорость движения потока после реконструкции – 70 + 0, 5i км/час.

    Расчетный период эксплуатации дороги – 15 + 0, 5i лет.

    При отказе от строительства расчетный период эксплуатации дороги составит 7 +0, 5i лет.

    Исходя из розы ветров, коэффициент =0, 6 + 0, 005i.

    Фоновое загрязнение - отсутствует.

    Тип земель - пахота, плотность почвы - 800 + 20i кг/м3, глубина вспашки - 0, 2 м.

    Исходные данные о составе транспортного потока приведены в таблице 6.1.

    Таблица 6.1 – Состав транспортного потока

    Тип автомобилей Содержание в потоке, % Интенсив­ность, авт./сутки Тип топлива Средний эксплуатационный расход топлива, л/км
    Легковые   2480 + 10i А-93  
    Малые грузовые карбюраторные   310 +2i А-76  
    Грузовые карбюраторные   1860 + 7i А-76  
    Грузовые дизельные   1240 + 5i Дизельное топливо  
    Автобусы карбюраторные   310 + 2i А-76  
    ИТОГО        

    Определить величину отложений свинца в почве в условиях реконструкции дороги III категории по нормативам I категории. Построить графики распространения загрязнения почв придорожной полосы свинцом в зависимости от расстояния от автомобильной дороги. Определить размер санитарно-защитной зоны дороги.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.