Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фрактальность,






когерентность - согласованное во времени и пространстве поведение элементов внутри системы; эффекты возникновения кооперативного, когерентного поведения элементов в системе называют также синергетическими эффектами,

диссипация - процессы рассеяния энергии, превращение её в менее организованные формы,

нелинейность – многовариантность путей эволюции, наличие выбора из альтернативных путей развития, необратимость эволюционных процессов; описывается математическими нелинейными уравнениями,

фрактальная размерность – дробная размерность, являющаяся характеристикой неустойчивого, хаотического поведения систем.

Необходимо отметить, что порядок и хаос всегда сосуществуют, взаимопереходя друг в друга (здесь проявляется диалектика порядка и хаоса).

Суть синергетики как таковой (Г. Хакен) в том, что сложноорганизованные системы, состоящие из большого количества элементов, находящихся в сложных взаимодействиях друг с другом и обладающих огромных числом степеней свободы, могут быть описаны небольшим числом существенных типов движения (параметров порядка), а все прочие типы движения оказываются «подчинёнными» (принцип подчинения) и могут быть достаточно точно выражены через параметры порядка. С другой стороны, в результате циклической (круговой) причинности коллективное поведение «подчинённых» движений определяет параметр порядка. Таким образом, происходит самоорганизация системы.

Философское значение синергетики – это конкретное раскрытие принципа самодвижения материи и развитие диалектики как системы. Её мировоззренческая роль состоит в становлении качественно новой картины мира, отличной не только от классической, но и неклассической: произошёл переход от образа мира, построенного из элементарных частиц к картине мира как совокупности нелинейных процессов.

Обратите внимание на то, что глобальный эволюционизм – это направление исследовательской деятельности, имеющее своей целью развитие общеэволюционных представлений. Пока глобальный эволюционизм находится в стадии формирования, поэтому возможно встретить и термины: «универсальный эволюционизм», «самоорганизующаяся Вселенная» и др. Развитие парадигмы глобального эволюционизма осуществляется в рамках двух основных, постепенно сближающихся подходов: 1) синергетический – опирается на модели самоорганизации, разработанные прежде всего в науках о неживой природе, и экстраполирует их на другие области научного познания; 2) собственно эволюционный берёт за основу систему биологических представлений, учитывая близость биологии, с одной стороны, к социальному знанию, а с другой – к знанию о неживой природе, что облегчает трансляцию идей. Таким образом, со второй половины XX в. начинают интенсивно разрабатываться обобщенные концепции эволюции и самоорганизации природных и социальных систем (в рамках нелинейной термодинамики, теории диссипативных структур, синергетики и пр.), что привело к выдвижению концепции глобального эволюционизма и, в конечном счете, к оформлению современной существенно эволюционной научной картины мира.

Контрольные вопросы

1. Назовите категориальный аппарат синергетики.

2. Новое понимание будущего в синергетике (по сравнению с классическим).

3. Перечислите основные принципы синергетического подхода.

4. Кто впервые ввел термин «диалектика»?

5. Укажите элементы диалектики как системы.

6. Перечислите этапы становления диалектики.

7. Какие принципы диалектики Вы знаете?

8. Определите методологическую функцию каждого из законов диа­лектики.

9. В чем различие между взаимодействием противоположностей и про­тиворечием?

10. Что такое мера в законе перехода количественных изменений в каче­ственные?

11. Что такое диалектическое отрицание, и чем оно отличается от фор­мально-логического?

12. Прав ли К. Поппер, что диалектика не имеет реального позитивного смысла?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.