Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. При изучении этой темы надо обратить внимание на возрождение софийного образа философии в трудах российских мыслителей






При изучении этой темы надо обратить внимание на возрождение софийного образа философии в трудах российских мыслителей. Уже в твор­честве славянофилов идея всецелого разума возвращает философии целос­тность проявления всех способностей человеческого духа. Такой подход позволил русским философам добиться органического единства рациона­лизма, религиозности, духовности, нравственности и глубинных эстети­ческих переживаний.

Невыделенность предметной области философского знания из общего богословско-философского контекста отечественной средневековой мысли. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Влияние античных традиций («Изборник 1073 г.» и «Изборник 1076 г.»). Рецепция византийской философско-богословской мысли на Руси. Феномен двоеверия (на примере «Слова о полку Игореве»). Эволюция русской средневековой историософии.

Основание Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академий. Начало духовно-академического образования в России. Раскол XVII в. и философские аспекты старообрядчества.

Основание Московского университета и начало светского философского образования. Распространение европейской философии и науки Нового времени. Русское просвещение и его отношение к французскому и немецкому. Философская антропология А.Н. Радищева.

Влияние немецкой классической философии на основные течения русской мысли. П.Я. Чаадаев и А.С. Хомяков: два варианта русского историзма.

Антропологический материализм Н.Г. Чернышевского. Духовно-академическая философия: С.С. Тогоцкий, П.Д. Юркевич. Философская антропология, этика и христианская философия Ф.М. Достоевского. Учение об истинной религии Л.Н. Толстого. Основные течения университетской философии: персонализм, позитивизм, неокантианство.

Философия «общего дела» Н.Ф. Фёдорова, философия всеединства и метафизика Вл. Соловьева: этика, историософия, софиология. Философия «нового религиозного сознания». Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, «Философия свободы» Н.А. Бердяева (он называл себя «рыцарем свободного духа». Религиозная метафизика П.А. Флоренского. «Вехи». Философские основания идеологий консерватизма, либерализма, революционаризма. «Русский космизм».

Философия русского марксизма

«Легальный марксизм». Философские труды Г.В. Плеханова. В.И. Ленин как философ. «Тектология» АА. Богданова. Советский период в развитии марксизма-ленинизма. Основные итоги изучения русской философии в советский период.

Разработка философских проблем естествознания, логики и методологии, диалектики, гносеологии, культурологии и т.п. в рамках диалектического и исторического материализма. Феномен «научного коммунизма и атеизма».

Философия русского зарубежья

«Философский пароход» 1922 г. Формирование русских культурных и духовных центров за рубежом. Евразийство. Философия интуитивизма И.О. Лосского. Метафизика всеединства Л.П. Карсавина. Метафизическая система С.Л. Франка: онтология, гносеология, антропология, этика. Философия «духовного опыта» И.А. Ильина. Персоналистический экзистенциализм Н.А. Бердяева: антропология, этика, историософия. Тема «русской идеи» в философии русского зарубежья.

Проблематика русской философии в современной литературе

Споры и дискуссии о национальном своеобразии русской философии, ее месте в мировой философии. Размывание советского марксизма и возрастание интереса к русской религиозной философии. Постсоветская философия как «единство в многообразии».

Контрольные вопросы

1. Что такое всецелый разум русской философии?

2. Можно ли считать, что русская философия берет свое начало от П.Я. Чаадаева?

3. Назовите основные идеи А.С. Хомякова и И.В. Киреевского.

4. Почему А.И. Герцена, В.Г. Белинского и других революционных де­мократов называли западниками?

5. На какие аргументы ссылался Н.Ф. Федоров в обосновании филосо­фии общего дела?

6. Прав ли Н.А. Бердяев в своем утверждении, что каждый роман Ф.М. Достоевс­кого решает одну из философских проблем? Покажите это на примере творче­ства Ф.М. Достоевского.

7. Действительно ли идея непротивления злу насилием Л.Н. Толстого ста­новится эффективным средством решения социально-политических проблем?

8. Историк русской философии В. В. Зеньковский считает, что в фило­софии Вл. Соловьева Абсолют с трещиной. Прав ли Зеньковский и что он имел в виду?

9. Что такое три свободы и восьмой день творения в философии Н.А. Бердяева?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.