Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






VI. Подготовка к защите






Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Причем все предложенные вами мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны.

Поэтому ученые и говорят, что результаты исследования надо не просто докладывать — их надо защищать. Для этого потребуется:

дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;

классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы;

ранжировать основные идеи исследования;

предложить сравнения и метафоры; выработать суждения и умозаключения;

сделать выводы по результатам исследования;

указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;

подготовить текст выступления; подготовиться к ответам на вопросы;

приготовить макеты, схемы, чертежи и другие пособия.

 

Как это сделать?

1. Дать определения основным понятиям, используемым в исследовании

Понятия — это краткие и точные характеристики предметов.

В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов.

Как научиться давать определения понятиям? Существуют приемы очень похожие на определения понятий.

Описание — это простое перечисление внешних черт предмета с целью не строгого различения его и сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки. Описать объект — значит ответить на вопросы:

«Что это такое?»,

«Чем этот объект отличается от других?»,

«Чем этот объект похож на другие?».

Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Например, попытаемся охарактеризовать жирафа: «Жираф — это добродушное животное, он никого никогда не обижает. У него добрые глаза и совсем маленькие рожки».

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.

Например, игрушки — это куклы, машинки, кубики, мячи и т.п.;

полезные ископаемые — это уголь, нефть, газ и т.п..

Сравнение позволяет выявить сходства и различия предметов.

Люди во все времена, желая понять, как устроена Вселенная, обращались к сравнению. Врач, живший в эпоху Возрождения, Парацельс (1493-1541) сравнивал мир с аптекой, великий драматург Уильям Шекспир утверждал, что весь мир — театр, многие современные ученые сравнивают мозг человека с компьютером.

Различение дает возможность установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко — фрукт, а помидор — овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор — другой и т.д.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события

Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить, и придает вашему мышлению строгость и точность.

Классификация может быть как простой, так и многоступенчатой, разветвленной.

Например, мы классифицируем выращенные на даче дары лета на овощи и фрукты — это простая одноступенчатая классификация.

Другой пример— классифицируем знаки, которыми обычно пользуется человек для сообщения информации: буквы, цифры, иероглифы, символы.

В свою очередь, буквы можно разделить на кириллицу и латиницу;

цифры — на римские и арабские;

иероглифы— на китайские, японские, корейские;

символы — на математические и музыкальные.

Как несложно заметить, это многоступенчатая классификация.

Всякая классификация имеет цель. От нее зависит выбор основания классификации. Поскольку целей может быть очень много, то одна и та же группа предметов может быть классифицирована по разным основаниям.

3. Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы

Парадокс - утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями (греч.)«paradoxes» — неожиданный, странный, невероятный.

В современном значении парадоксом называют два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы.

Известно, например, что по законам аэродинамики майский жук не может летать. Масса его тела, площадь крыльев и другие характеристики не должны позволять это делать. Но, может быть: потому, что законов аэродинамики жук не знает, а возможно, и по другим причинам, он летает.

Примеры: металл тонет в воде, но почему корпуса кораблей делают из металла;

металл тяжелее воздуха, но почему самолеты делают из металла и они летают.

В тексте своего доклада о проведенном исследовании необходимо отметь все найденные вами парадоксы.___

4. Ранжировать основные идеи

Слово «ранжирование" происходит от олова «ранг» (нем.) - звание, чин, разряд.

Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая — третье и так далее.

Умение отделять главные идеи от второстепенных — важнейшая особенность мыслящего ума.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.