Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие проблемы малого предпринимательства.






Это проблемы макро-уровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:

1) Несовершенство законодательства:

¨ нестабильность законодательной базы - происходит постоянное изменение правил деятельности малых предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;

¨ существенные законодательные пробелы:

- дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности;

- неотработанность процесса купли-продажи;

- отсутствие должного законодательства о земле;

- внутренняя противоречивость законов.

¨ невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.

2) Несовершенство налоговой системы.

Несовершенство налоговой системы имеет отрицательное влияние на малый бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МП ограничен. По некоторым оценкам Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в " теневой" бизнес и пр.

При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.

3) Несовершенство финансово-кредитной системы.

В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ МП.

Однако, проведенные проверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондом для развития МП. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств.

4) Безопасность деятельности предприятия.

Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:

* невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;

* невыполнение своих обязательств поставщиками;

* произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.

* прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по " охране";

* передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам;

* утечка информации из коммерческих банков;

Необходимо заметить, что отмечается процесс " интеллектуализации" преступной деятельности, использование в ее рамках все более сложной финансово - технической информации и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов и пр.

С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого

бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес.

Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время. Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты.

 

 

4. Анализ и организация производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ООО «Орикс»

Характеристика фирмы ООО «Орикс»

 

Фирма «Орикс» является обществом с ограниченной ответственностью, уставной капитал которого разделен на доли, внесенные соответственно учредителями Общества (АОЗТ «Перк», ООО «Вектор-Рост», ООО «Покровка») согласно Уставу фирмы. Фирма создана в 1999 году.

Как следует из Устава фирмы «Орикс», целью создания Общества являлось насыщение потребительского рынка товарами и получение прибыли.

ООО «Орикс» осуществляет следующие виды деятельности:

- осуществление оптовой и комиссионной торговли товарами народного потребления, сельскохозяйственной продукции, товарами промышленного и научно-технического назначения;

- организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок, аукционов, торгов в Российской Федерации;

- оказание услуг складского хозяйства;

- создание оптово-розничных торговых подразделений;

- организация рекламы в устной форме, периодических и специализированных печатных изданиях, по радио и на телевидении, выпуск рекламной продукции - информационных листов, плакатов, буклетов и т.д.;

- осуществление импортных операций и иной внешнеэкономической деятельности в соответствии с действующим законодательством;

- осуществление посреднической и консалтинговой деятельности;

- разработка, опробование и изучение новых форм коммерческой деятельности;

проведение маркетинговых исследований;

- представление коммерческих и деловых интересов зарубежных фирм на территории Российской Федерации.

 

Основным видом деятельности фирмы является закупка-продажа промышленных (одежда, мебель) и продовольственных товаров.

Фирма «Орикс» первоначально была создана как дочернее предприятие фирм учредителей для расширения присутствия на рынке и вложения свободных капиталов. Но постепенно, благодаря успешной деятельности руководства и умелому использованию благоприятно складывавшейся конъюнктуре, предприятие приобрело вполне самостоятельный статус. За рассматриваемый период фирма окрепла, приобрела известность и авторитет у деловых партнеров и потребителей. Активы фирмы «Орикс» за шесть лет увеличились вдвое, численность персонала возросла на 50 %, расширился ассортимент предлагаемых товаров и услуг.

Основной задачей фирмы «Орикс» как предприятия оптовой торговли является закупка и продажа товаров. В соответствии с названными задачами предприятие подразделяется на функциональные сферы, деятельность координирует соответствующий отдел.

 

 

 
 

Таблица 1

Подразделение по ассортименту

Функциональный отдел, занимающийся закупками и продажами (коммерческий отдел) подразделяется далее по ассортименту (товарным группам). Сфера ответственности разделена в соответствии с этими товарными группами. Таким образом в фирме «Орикс» скоординирована закупка и продажа товаров по каждой товарной группе.

 

Таблица 2

 
 

Схема функциональной структуры ООО «Орикс»

ООО «Орикс» являет собой тип предприятия, где подразделения формируются по ассортименту. Функциональный отдел, занимающийся закупками и продажей, далее подразделяется по ассортименту (товарным группам). Сфера ответственности разделена в соответствии с этими товарными группами (например, овощи и фрукты, молочные продукты, мясные и колбасные изделия, мебель, бытовая техника и т.п.). Таким образом в фирме «Орикс» координируется закупка и продажа товаров по каждой товарной группе.

Численность товарного подразделения в фирме «Орикс» составляет в среднем 15 человек.

Для регулирования функциональных обязанностей персонала в фирме «Орикс» сформулированы и разграничены задачи, компетенция и сфера ответственности работника на каждом рабочем месте.

Руководством ООО «Орикс» применяется принцип тождественности компетенции и ответственности. Каждый сотрудник фирмы несет ответственность за свои действия и деятельность, которую он осуществляет в соответствии с занимаемым рабочим местом. В фирме «Орикс» компетенция и ответственность делегируется подчиненным сотрудникам, хотя ответственность в целом несет делегирующая инстанция. Подобная практика нашла свое отражение в должностных инструкциях предприятия.

Осуществление закупок зависит от текущей информации и продаж. Это означает, что здесь необходима хорошая организация производственного процесса.

Фирма «Орикс» имеет два филиала: в г.г. Химки и Красногорск. Ввиду этого в момент открытия этих филиалов встал вопрос о централизованности или децентрализованности организации закупок. Было решено скомбинировать эти два варианта, т.к. централизованная закупка имеет такие преимущества как более дешевая закупка больших партий товаров и уменьшение необходимости в хранении на складе, а децентрализованная закупка позволяет обеспечить лучший учет региональный различий в поведении покупателей.

Главными составляющими политики закупок в фирме «Орикс» является выявление пользующихся спросом товаров, обеспечение их наличия в необходимом количестве, нужного качества и в определенное время на складах для дальнейшей продажи розничным торговцам и анализ источников закупок.

В настоящее время оптовая фирма «Орикс» специализируется на предметах мебели и домашнего обихода, продуктах питания. Решение о выходе на данные рынки было принято на основе анализа спросовых показателей. Данные, полученные в результате такого анализа, позволили сделать вывод о том, что несмотря на высокую степень конкуренции в этих сегментах бизнеса, потребности еще более высоки и, что особенно важно, круг потенциальных покупателей имеет тенденцию к расширению. Для усиления последнего фактора руководством фирмы «Орикс» было решено осуществлять консультационные услуги предприятиям розничной торговли.

Для своевременного и точного выявления потребностей фирмой «Орикс» периодически проводятся опросы розничных продавцов, за мнением которых, соответственно, стоят пожелания конечных потребителей. Эти шаги предпринимаются для того, чтобы избежать затоваривания на складах и уменьшения оборачиваемости оборотных средств вследствие переоценки потребностей и несоответствия рыночной ситуации и потери конкурентной позиции в случае их недооценки.

При отборе источников закупок в фирме «Орикс» ориентируются на непосредственных производителей или, в крайнем случае, на их крупнейших дистрибьюторов в России. Кроме всего прочего, учитывается стремление производителя к расширению сбыта и созданию региональных рынков. Согласно этим критериям были установлены прочные и долговременные хозяйственные связи с фирмами «Rowenta», «Moulinex», «Tefal», «Electrolux», «Krups», «Siemens», «Crocus International», «Fantazy», «AMO», «Taccet», «Fiesta».

Со своей стороны, оптовая фирма «Орикс» благодаря активному стимулированию продаж многочисленным розничным магазинам и умелому продвижению товаров на рынок путем эффективной коммуникационной политики обеспечивала крупные заказы, что создавало благоприятные условия для закупок у производителей по более низким ценам. Это позволяет фирме «Орикс» снижать издержки и поддерживать достаточный уровень прибыли при сравнительно невысоких оптовых ценах.

В фирме «Орикс» ведется постоянная работа над снижением общего уровня фиксированных издержек заказа, в первую очередь, затрат на транспортировку. Этому, естественно, способствует увеличение объема разовых заказов. Кроме того, в фирме «Орикс» используется метод пролонгации уже имеющихся контрактов с ограниченным кругом производителей. Планируется для достижения вышеназванной цели вступление в закупочное объединение, что неоднократно предлагалось фирме «Орикс» другими предприятиями оптовой торговли в данном сегменте бизнеса.

Вместе с тем, руководство оптовой фирмы «Орикс» не забывает, что высокие объемы закупок могут повлечь за собой проблемы вследствие высоких издержек на хранение.

В вопросах взаимоотношения с поставщиками большое значение имеет условия договора.

Одной из наиважнейших здесь является проблема транспортировки. Ввиду того, что фирма «Орикс» ограничена в собственных автотранспортных средствах, то зачастую приходится пользоваться автопарком производителя или услугами стороннего перевозчика, что не может не сказаться на издержках. Решение данной проблемы — одна из главных задач фирмы «Орикс» на ближайшую перспективу.

Благодаря завоеванной репутации, фирма «Орикс» имеет возможность варьировать при заключении договора срок и формы платежа. На данный момент практически исключены случаи стопроцентной предоплаты за поставленную производителем продукцию. Предприятием используются товарный кредит, оплата в рассрочку, 20% -ная предоплата.

Все чаще при большом объеме заказов одним розничным продавцом в фирме «Орикс» используется транзитный метод. Он заключается в получении товаров розничной торговлей непосредственно от производителей по указанию фирмы «Орикс», где осуществляется оформление счетов-фактур. Эта форма имеет то преимущество, что в результате наличия одного крупного розничного продавца или объединения предприятий розничной торговли путь следования товаров при прямой поставке упрощается.

Стремление как фирм-производителей, так и предприятия оптовой торговли «Орикс» к долговременным связям объясняется еще и тем, что фирма «Орикс» снабжает производителей разнообразной и насыщенной информацией об особенностях российского рынка.

Особую роль в политике оптовых закупок фирмы «Орикс» играют прямые личные контакты с производителями. Переговоры проводились как во ярмарок и выставок. Так, например деловые контакты с фирмами «Fantazy» и «Fiesta» были налажены фирмой «Орикс» во время выставки итальянской мебели в Москве.

Для привязки к себе такого производителя мясных полуфабрикатов, как американская фирма «Cow Room» на предприятии планируется наладить линии для фасовки.

Также фирмой «Орикс» планируется создание условий для оказания сервисных услуг по ремонту бытовой техники партнеров-производителей, что увеличивает зависимость последних от данного оптового предприятия.

В фирме «Орикс» практикуются две формы договоров с производителем.

1 вариант — периодические поставки в рамках основного договора.

Это является основой для долгосрочного сотрудничества и ведет к снижению издержек при закупках.

II вариант — отдельные сделки.

Генеральной целью коммерческой деятельности фирмы «Орикс» является стремление к улучшению условий закупок на основе стабильных связей и долгосрочного сотрудничества.

Коммерческая работа по оптовой продаже включает в себя выполнение следующих основных операций:

1. Установление хозяйственных связей с покупателями товаров, нахождение ниши на рынке сбыта товаров;

2. Выбор и организация форм и методов в оптовой продаже товаров;

3. Организацию оказания услуг розничной торговле;

4. Рекламно-информационную деятельность;

5. Организацию учета и контроля за выполнением договоров с

покупателями.

Оптовая продажа осуществляется в двух формах: транзитом, когда оптовая фирма продает товары без завоза их на свои склады и продажа товаров со своих складов.

Транзитный оборот оптовых фирм подразделяется: на оборот с участием в расчетах, т.е. вложением фирмой собственных средств и без участия в расчетах, т.е. неоплаченной, организуемой.

При транзите с участием в расчетах фирма оплачивает поставщику стоимость отгруженного товара, которую затем получает со своих покупателей. При транзите без участия в расчетах поставщик предъявляет счета к оплате не оптовой фирме, а непосредственно получателю. При организации транзитного оборота оптовая фирма выполняет посредническую роль между поставщиком и получателем. Однако она заключает с поставщиком и получателем договора, предъявляет разнарядки, контролирует выполнение договоров. Трудоемкость транзитного оборота значительно ниже складского, поэтому при относительно высоких размерах транзитных скидок (наценок) он выгоден для оптовых фирм.

При оптовом складском обороте применяются следующие методы оптовой продажи товаров со склада: по личной отборке товаров покупателями, по письменным, телефонным, телеграфным, телетайпным заявкам (заказам), через передвижные комнаты товарных образцов, через авто-склады, почтовыми посылками.

Оптовая база мебельной продукции (мебельный склад) фирмы «Орикс» находится в г.Красногорске Московской области. Это объясняется историческими причинами (в Красногорске расположен ряд объектов фирм - учредителей, на базе которых «Орикс» начал свое развитие), а также экономическими: стоимость аренды по сравнению с Москвой в несколько раз ниже, что оказывается выгодным даже несмотря на некоторое увеличение объемов транспортных расходов; база удобно расположена относительно подъездных путей, железнодорожная товарная станция находится в 800 метрах. Здание склада представляет собой металлическую конструкцию типа «Молодечно» производства одноименной белорусской фирмы, площадью 600 кв. м. В помещении склада оборудована погрузочно - разгрузочная площадка, изолированная легкими перегородками от основных площадей, способная осуществлять такелажные работы одновременно с двух грузовых автомобилей. На складе используется большой набор грузоподъемной техники: кран- балки, электротали, электрокары, ручные домкрат - тележки, кантователи, что практически исключает ручной труд на такелажных работах.

На втором этаже здания расположен офис базы, комната отдыха, раздевалки и другие вспомогательные помещения: такая компоновка позволяет максимально использовать производственные площади для размещения, хранения, обслуживания и предпродажной подготовки продукции.

Помещение склада оборудовано системой микроклимата фирмы «Olivetti» Италии, противопожарным оборудованием, в том числе системой раннего оповещения, о чем подробнее см. раздел 5.

На складе работают 12 штатных сотрудников в том числе управляющий - 1, старший делопроизводитель - 1, бухгалтер - 1, товаровед - 1, кладовщик - 1, бригадир грузчиков - 1, грузчики - 4, мебельщики 2.

Офис склада оснащен двумя компьютерами со вспомогательными устройствами, калькуляторами, пишущей машинкой и другой оргтехникой. Основные технологические операции такие как: погрузочно-разгрузочные работы, предпродажная подготовка по видам номенклатуры, условия хранения, складирования обеспечены соответствующей технологической документацией расположенной на рабочих местах и в архиве склада. Так же имеется документация по технике безопасности, электро- и пожарной безопасности.

При поступлении продукции на склад проводятся следующие операции:

• проверка сопроводительной документации на соответствие ее условиям поставки,

• проверка соответствия количества мест и сохранности пломб и тары,

• разгрузочные работы,

• выборочный или стопроцентный контроль качества продукции и соответствия условиям поставки,

• складирование с учетом предполагаемых сроков хранения и характера предпродажной подготовки,

• оформление соответствующей складской и транспортной документации (накладные, путевые листы и т. д.),

• предпродажная подготовка,

• формирование партий для отправки потребителям.

Слабым местом в работе мебельного направления фирмы «Орикс» вообще и ее оптового склада в частности является отсутствие собственной специализированной мебельной розничной сети. Мебель продается в многоассортиментных магазинах, что снижает эффективность собственно мебельной торговли. Поэтому сроки хранения мебели до реализации велики, что влечет за собой, естественно, увеличение накладных расходов и себестоимость продаж.

Кроме того организационно представляется неоправданным, что весь комплекс управленческих работ проводится в центральном офисе фирмы, что снижает уровень оперативности принимаемых решений, эффективность управления товарными и финансовыми потоками, уменьшает заинтересованность персонала в качестве и итогах работы, фактически устраняет коллектив оптовой базы от процесса управления.

Внедрение автоматизированной системы управления складским хозяйством, наряду с прочим, позволит, по нашему мнению, сделать шаг в направлении решения этих проблем, перенеся значительную часть управленческих функций непосредственно на оптовую базу, оставив для центрального управления контролирующие и общие стратегические вопросы.

Кроме того было целесообразным создать систему торговли по образцам, с формированием и последующим обслуживанием портфеля заказов, что позволит снизить уровень затрат на хранение и повысит рентабельность.

 

Заключение.

Переход российской экономики к рыночным отношениям неизбежно связан с установлением и развитием предпринимательства. Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отно­шений способствует не только повышению материального и ду­ховного потенциала общества, не только создает благоприят­ную почву для практической реализации способностей и талан­тов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохране­нию ее национального духа и национальной гордости. В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малое предпринимательство в Российской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.

В реформировании российской экономики еще со времен пере­стройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя по­чвы для новой системы хозяйст­вования. Доминирующий сегодня ча­стный сектор зарождался именно в сфере ма­лого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем ко­ли­честве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3, 4% стоимос­ти основных средств эконо­мики России и 14% числа занятых, произ­водят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью рас­крытых внут­ренних возможностях развития малого предпринимательства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М., 1991.

2. Анисимова Т. Буев В. и др. Проблемы малого бизнеса глазами препринимателей. //Вопрсы экономики.1994г. №11.

3. Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс., 1997 -М., 1997

4. Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики. 1996. -№7.

5. Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит. 1997. -№1.

6. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. - М., 1996

7. Иващенко А. А. Товарная биржа. - М., 1991.

8. Камаев В. Д. Экономика и бизнес. –М., 1993.

9. Карлоф Б. Деловая стратегия. -М., 1991.

10.Котлер Ф. Основы маркетинга. -М„ 1990.

11.Курс экономики: Учебник. Основы предпринимательства. - М., 1997

12.Кадзума Татеис и. Вечный дух предпринимательства. Прак­тическая философия бизнесмена. -М., 1990.

13.Паловкин П., Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства. Вестник МГУ, сер.6, Экономика. 1996. - №2.

14.Прохоров В. Развитие малого бизнеса // Экономика и жизнь. 1996. -№34.

15.Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России (спецкурс) // Российский экономический журнал. 1997. - №5-6, 7.

16.Шумпетер И. Теория экономического развития. -М., 1982 с.

17.Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как заве­сти собственное дело и добиться успеха. вып. 1. М., гл. 1, с.

   

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.