Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Имитационные игры и кейс-метод 3 страница






Важнейшим недостатком в становлении бизнес-образования является то, что медленно идёт определение его целей, специфики форм и методов.

На наш взгляд, цель любого обучения можно сформулировать таким образом: подготовка высококвалифицированного специалиста со знаниями, умениями и навыками, которые обеспечат нему конкурентоспособность на рынке труда.

Но для бизнес-образования этого мало. Для менеджеров и предпринимателей важно не только умение определиться на рынке своего собственного труда, пройдя через специфическую, по сравнению с работниками других профессий, конкуренцию, но и завоевание некоторого рыночного сегмента для осуществления производственной, организационно-управленческой, финансово-экономической и коммерческой работы.

Деятельность современного предпринимателя является принципиально ситуационной, т.е. характеризуется тем, что определяется ситуациями, которые формируются и развиваются на рынке капитала, труда, товаров и услуг. Особенность этих ситуаций заключается не только в том, что они способны быстро изменяться под воздействием рыночной конъюнктуры, но и в том, что они характеризуются полиструктурностью и полифункциональностью, находятся в зависимости от активности действующих субъектов. Не менее важно и то, что для предпринимателя принципиально важны не только знания, но и ценности. Это точно подмечают П. Шеремета и Г. Канищенко, считая, что конечной целью бизнес-образования является трансформация знаний в систему ценностей, выработка необходимого отношения к миру, и естественного способа поведения в изменчивой среде, которая развивается в направлении глобализации.

Другой особенностью деятельности предпринимателя и менеджера является высокая активность образа жизни. Наиболее успешные предприниматели – это суперактивные люди, которые отличаются не только высокой скоростью деловой жизни, но и ведением её на нескольких этажах, в нескольких системах, по нескольким векторам, что увеличивает роль таких методов обучения, которые приводят к ментальным переменам, активизируют жизнедеятельность обучаемых, повышают её эффективность. Конечно же, это невозможно достигнуть традиционными методами обучения, которые пока доминируют в украинском и российском бизнес-образовании.

Теперь можно сформулировать основные задачи бизнес-образования, которые заключаются в следующем:

· Обретение студентами необходимого системного комплекса профессиональных знаний.

· Подготовка энергичных специалистов, ориентированных на успех.

· Поощрение конструктивного и критического мышления.

· Ознакомление обучаемых с практической деятельностью предприятий.

· Получение студентами практических навыков (принятие решений, наблюдение, анализа ситуаций) и развитие способностей (лидерских, коммуникационных), которые потребуются им в дальнейшей карьере.

· Наращивание и активизация человеческого, интеллектуального и социального капиталов.

· Формирование системы профессиональных, общечеловеческих, моральных, культурных и иных ценностей.

Опыт и тенденции развития применения кейс-метода в бизнес-образовании (часть 2)

В бизнес-образовании используются следующие формы ситуационного обучения.

Кейс-метод органически вошел в практику обучения современных дисциплин, в частности «Менеджмента», «Управления персоналом», «Основ предпринимательской деятельности». Опыт преподавания подтверждает бесспорную целесообразность использования данного метода.

Следует, однако, подчеркнуть, что использование кейса-метода в таком объеме, как, например, в США (где 75% учебного материала подается путем анализа ситуаций), в нашей системе обучения невозможно по ряду причин. Основной из них есть необходимость корректирования учебных программ и педагогической нагрузки. Поэтому кейс-метод используется пока лишь по отдельным темам курсов.

Вместе с тем применение кейс-метода в бизнес-образовании обнаружило определенные особенности и проблемы, а именно:

1. Развитие бизес-образования осуществляется стихийно, без какой-либо стратегии, важной составляющей которой должна быть концепция методических предпочтений. В этой концепции необходимо обосновать возможности и направления интерактивных методов обучения и в том числе кейс-метода. Этот метод довольно часто выступает как представитель методической контркультуры, а преподаватель считается сумасшедшим инициатором, который нарушает нормативы обучения и мешает учиться студентам.

2. Кейс-метод должен органически согласовываться с общей методикой преподавания. И самое главное в том, что он должен иметь легитимный статус в учебном процессе.

3. Чрезвычайно полезными являются использование сквозных, интегративных кейсов, которые охватывают ряд тем учебной дисциплины. Объемные кейсы, предусматривающие заблаговременную подготовку преподавателя и студентов, целесообразно объединять с мини-ситуациями, которые следует использовать постоянно: в каждой лекции, на каждом практическом занятии. Привлекательность мини-ситуаций состоит в том, что они всегда не запланированы, рождаются на глазах у студентов, а часто – самыми студентами. Любой вопрос преподавателя, реплика или воспоминание могут привести к созданию своеобразного мини-куйса. Опыт показывает, что на экзаменах студенты (практически все!) скорее вспоминают эти мини-ситуации, чем учебные вопросы.

4. Важным требованием должно быть следующее: кейса-метод может оказывать содействие углублению и лучшему усвоению учебного материала. Кейс – этот всегда подарок, который преподаватель дарит студентам и себе. Тем не менее, есть опасность получить от студентов восхищение подарком и превратить проведение кейсов в самоцель. Кейс теряет свою целесообразность, если отвлекается от программы, выпадает из логики курса. Если студенты просто «поиграли» и даже не поняли, зачем был нужный кейс, какую часть материала они усвоили глубже, какие навыки приобрели, то кейс останется яркой, но бессмысленной игрушкой. Поэтому «золотым правилом» будет вывод: достигает ли кейс учебных целей?

Кейс-метод – типичная именно для американского бизнеса-образования учебная методика. В связи с этим целесообразно привести некоторые общие замечания относительно особенностей условий поставторитарных стран, которые могут иметь влияние если не на процесс внедрения новых методик, то, по крайней мере, на бизнес-образование в целом.

1. Россия и Украина традиционно является странами, где ощущается довольно значительное влияние разнообразных государственных учреждений на экономические процессы. Экономика этих стран представляет собой по сути дела институциональную экономику. Правое поле еще не прочно. Поэтому предпринимательство на постсоветском пространстве – деятельность на собственный страх и риск. И сегодня, и завтра, и в долгосрочной перспективе государство будет иметь влияние на экономику в таких масштабах, которых никогда не знала экономика, например, США. Поэтому рациональные ситуации и их решения из управления бизнесом у нас часто бывают непохожими на решения в аналогичных ситуациях в тех же США.

2. Нельзя недооценивать сложность процесса становления менеджмента как системы знания. Это точно отмечают И.И. Тимошенко и А.С. Соснин: «К сожалению, ряд ученых и практиков Украины в сфере управления пошли по упрощённому пути. Они просто поменяли термины, понятия и сущность теории и практики управления, существовавшие у нас ранее, на термин «менеджмент», совершенно не осмыслив, что менеджмент – это одно из направлений общей науки – теории управления, которое совершенно отличается от существовавшей в нашей стране ранее. В менеджменте своя философия, своя технология, принципы, методы, средства, которые значительно отличаются от прошлых теорий и практик управления».

3. Довольно распространенное мнение, которое вскоре во всем мире воцарится один тип бизнеса – американский. Это мнение, кстати, является своеобразным отображением идеологии процесса глобализации на современном этапе. Но есть и другая мысль. Украинский или российский бизнес никогда не станет полностью похожим на американский. От национальной специфики, как доказывает история, уйти никогда не удается без потерь для общества. Можно согласиться с точкой зрения о том, что «освоить и внедрить менеджмент сходу и с чужого плеча очень трудно и это многим не удается сделать» [там же]. Национальный бизнес формируется очень медленно, сталкиваясь с целым комплексом проблем: значительное господство административно-командной системы в государственном секторе, высокий возраст руководителей, склонных к авторитарному стилю управления, поверхностное восприятие ими зарубежного менеджмента, реальные препятствия для карьеры молодых специалистов и менеджеров.

4. Национальное бизнес-образование сосредоточено преимущественно в высших учебных заведениях как государственной, так и негосударственной формы собственности. Абсолютное большинство этих учреждений проводит образовательную деятельность в рамках регламентированной правительством программы подготовки специалистов с высшим образованием по бизнес-специальностям (менеджмент, маркетинг, управленческий учет и т.п.). Этой программой предусмотрен довольно жесткий учебный план. Учебные заведения имеют ограниченные права и возможности относительно формирования образовательных параметров. Если учебное заведение захочет большей свободы в этих вопросах, его может не аккредитовать Министерство образования и, соответственно, оно не будет иметь права выдавать государственные дипломы. В Украине престижность диплома определяется не на основе конкуренции между высшими учебными заведениями - решающее значение имеют гарантии государства в виде диплома государственного образца. Это – правило. Из него есть, конечно, исключения, но незначительные.

5. Значительное количество преподавателей менеджмента и маркетинга – бывшие преподаватели технических дисциплин. Они имеют высокий уровень квалификации, хорошую научную подготовку, но, в некоторой мере, критические подходы и к преподаванию, и к видению курсов бизнеса в целом. И это не вредит преподаванию деловых дисциплин, а, наоборот, привносит четкую научную ориентированность и исследовательскую скрупулезность. В данном случае кейс-метод хорошо послужит полной реализации потенциала этой категории преподавателей. Гораздо хуже, если преподают бизнес-дисциплины преподаватели - выходцы из марксистско-ленинских учебных предметов: истории КПСС, научного коммунизма и политэкономии. Далеко не все из них способны к мировоззренческим переменам, смене своего мировоззрения как относительно содержания, так и особенно методов преподавания.

6. Есть определенные трудности, связанные с написанием кейсов на базе отечественного материала. Сам отечественный материал очень неустойчив, поскольку отражает не столько рыночную, сколько переходную к рыночной экономику. Это создает значительные трудности для создания «долгоиграющих» кейсов, которые можно было бы применять в течение нескольких лет, постоянно методически совершенствуя их содержание. Кроме того, существенно мешает конструированию кейсов нежелание руководителей и собственников предприятий в ряде случаев предоставлять фактический материал для их написания. Это приводит к тому, что нередко называют кейсом то, что на самом деле им не является, а представляет собой некоторую умозрительную модель предприятия.

Опыт и тенденции развития применения кейс-метода в бизнес-образовании (часть 3)

Особенно ценным на современном этапе качеством менеджера является владение методами анализа информации, инновационным подходом к технологиям, современными принципами управления, ориентацией на оптимизацию структур управления, приемами повышения эффективности функционирования организации, а также накопления и реализации человеческого капитала. Важен не только сам факт наличия этих качеств, но и уровень их сложности. Например, владение анализом предполагает его системность, объективность, конкретность, количественную определенность, сопоставимость показателей; владение множеством конкретных методов анализа; понимание конкретных задач; и, самое главное, умение использовать результаты анализа в практической деятельности.

Отсюда можно выделить основные темы кейсов, которые могут помочь, на наш взгляд, формированию выделенных качеств:

1. Поведение менеджера в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры.

2. Кейсы в концептуальных границах антикризисного управления и антикризисного менеджмента.

3. Конфликты в организации и внешней среде.

4. Инновационные процессы и их осуществление.

5. Реализация человеческого капитала.

6. Процессы структурно-функциональной оптимизации.

7. Принятие управленческих решений в условиях неопределенности.

8. Особенности деятельности менеджера в условиях переходной экономики.

9. Деятельность менеджера в конкретных и весьма специфических сферах (производство, сбыт, финансы, торговля, сфера услуг, социальная защита и рекреация и т.п.).

10. Кейсы по составным элементам совокупной деятельности менеджера (управление, контроль, организация, работа с персоналом и т.п.).

Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что важными характеристиками современного менеджера являются его моральные, ценностные, мировоззренческие характеристики, которые в условиях использования технологий человеческого и интеллектуального капитала все сильнее «впрессовываются» в профессионализм. Поэтому особую ценность в бизнес-образовании приобретают не узкопрофессиональные кейсы, а те, которые воздействуют на морально-психологическую структуру личности, вырабатывают навыки поведения в усиливающейся динамике коммуникаций, роста различных нагрузок.

Образ жизни современного успешного предпринимателя столь сложен и ситуативен, что требует специального освоения. Это особенно важно потому, что традиция образа жизни предпринимателя оказалась в бывших социалистических странах прерванной. По сути дела, с нуля начали формироваться его стандарты, ценности, мотивы и установки. Специфика условий исторического развития такова, что происходит медленное становление предпринимательской этики, в обществе утверждается далеко не веберовский тип рационального и морального предпринимателя. Отсюда следует, что воспитательная составляющая кейсов в бизнес-образовании, по всей видимости, даже более значима, чем их обучающее воздействие.

Кейс-метод в обучении государственных служащих: опыт и проблемы продвижения методики (часть 1)

Расширению сферы применения кейс-метода способствует ряд факторов, наиболее важными среди которых выступают, прежде всего, общесоциальные процессы украинского общества, которые представляют собой переходные процессы формирования рыночной экономики с её стохастическими вероятностными механизмами, развитием политической демократии и индивидуальной свободы человека.

Человек перестает жить статической жизнью. Поток постоянно меняющихся событий заставляет приспосабливаться, балансировать и достигать своих целей. Стремление остановить мгновение, овладеть ситуацией постепенно становится признаком развитости личности, характеристикой индивидуального и командного успеха.

Вместе с тем, на распространение кейс-метода воздействуют и сдерживающие факторы. Среди них, прежде всего, выделяется сложность трансформационных процессов в обществе, связанная с возвратными его движениями, возрождением элементов и подсистем авторитаризма, усталостью людей от неопределенности как общества в целом, так и каждого индивидуально, стремлением к порядку, который нередко сводится к однозначности и предопределенности жизни.

Обучение государственных служащих посредством кейс-метода также находится в тисках противоречий между необходимостью и возможностью, между благоприятными и сдерживающими факторами. Среди дополнительных факторов по отношению к приведенным выше факторам благоприятствования здесь следует отнести:

1. Наличие у государственных служащих, обучающихся в институтах Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины, высшего образования. Образовательная база требует более высоких подходов в обучении при получении квалификации магистра государственного управления. Поэтому у слушателей изначально присутствует негативное отношение к школярству, надоевшей традиционной вузовской методике обучения, прослушиванию лекций, включающих в себя известные слушателям положения.

2. Государственные служащие испытывают необходимость в модернизации и пополнении имеющегося знания, а также в системном овладении демократическим мировоззрением, новыми ценностями, деятельной мотивацией, т.е. хотят обрести действительное интеллектуальное богатство, которое невозможно получить в традиционалистской системе образования.

3. Государственные служащие и служащие местного самоуправления представляют собой развитые личности, обладающие значительным объемом информации о функционировании государства и его подсистем, навыками административно-управленческой деятельности, огромным управленческим и жизненным опытом. Их многообразные личностные качества требуют динамики, постоянного выхода, для проверки, самоутверждения и т.п., что невозможно сделать при традиционном обучении. Если это не обеспечивается, то падает деятельный тонус личности, как при артериосклерозе, происходит своеобразная закупорка информационных потоков, снижается реакция на ситуации, которая сводится к стереотипным действиям.

Вместе с тем при обучении государственных служащих действуют факторы, которые сдерживают применение кейс-метода.

1. Известный консерватизм государственных служащих, нормативный и часто нетворческих тип мышления, стремление обходится в обучении минимальными затратами сил, получать готовые «разжеванные» ответы на интересующие вопросы, боязнь показать публично глубину своего незнания, поскольку это может быть чревато статусными утратами.

2. Отсутствие в обучении государственных служащих какой-либо системы воспитания с её принципами, концепцией, формами и методами воспитательной работы. Жизнь показывает настоятельную необходимость выработки системы ценностей государственных служащих, современной философии и идеологии государственной службы как основы мировоззрения и деятельностной активности. Процесс обучения осуществляется без работы с мотивацией вообще и с мотивацией карьерного продвижения в частности. Всякий раз, когда обостряется проблема создания этой системы, находится отговорка: «Ну, о каком вы воспитании говорите? Это же взрослые люди! Мы им должны помочь своими знаниями, требовательностью….»

3. В структуре учебного времени наблюдается доминирование лекций, которые читаются на потоках. Семинарским и практическим занятиям в учебных планах отводится очень мало времени. Использование кейс-метода на лекции весьма затруднительно, а практические занятия нередко сводятся к объяснению задания для аттестации. Такая структура обучения определяется многими причинами: устоявшейся традицией, нехваткой аудиторного фонда и т.д. Она ограничивает возможность широкого применения кейс-метода.

Кейс-метод в обучении государственных служащих: опыт и проблемы продвижения методики (часть 2)

Что же нужно сделать для расширения ситуационной методики в обучение государственных служащих?

Прежде всего, необходимо изменить саму стратегию обучения государственных служащих, которая должна быть ориентирована не на получение некоторых знаний, а на выработку навыков активного и эффективного поведения в реальных ситуациях. По сути дела в основе подготовки государственных служащих лежит доктрина доукомплектации, т.е. государственных служащих нужно всего лишь доукомплектовать с точки зрения недостающих знаний, которые в реальной жизни им весьма сложно получить. Нужна принципиально иная доктрина – доктрина модернизации личности государственного служащего.

Измененная стратегия потребует решения двух важнейших задач: во-первых, изменения содержания, форм и методов учебного процесса, а, во-вторых, создания концепции, программы и организационной схемы воспитания, которая должна быть ориентирована на формирование современного типа государственного служащего.

Решение первой задачи потребует качественного изменения в формах обучения, что предполагает существенное увеличение доли времени практических занятий, в основе которых должен лежать кейс-метод. При этом сокращение лекционного материала должно сопровождаться его уплотнением с точки зрения изложения понятийного аппарата, методологии, основных концептуальных подходов, тенденций и закономерностей, анализа и оценки передового опыта и т.п. А увеличение времени практических занятий должно происходить обоснованно, только при полном освоении отводимого учебного времени кейсами.

Вторая задача более сложна. Её решение предполагает построение модели государственного служащего с точки зрения знаний, умений, навыков и определяющих её мировоззренческих позиций, отношения к карьере, ценностей, установок и мотивов деятельности. Здесь принципиально важно развить:

· активность, высокий профессионализм;

· гражданскую позицию, понимание и осознание своего гражданского долга;

· способность к саморазвитию, самоменеджменту, регулированию мотивации;

· сознательное отношение к карьере, её планированию и реализации.

Применение кейс-метода при подготовке государственных служащих эффективно только тогда, когда оно затрагивает внутренний мир учащегося, систему его ценностных ориентаций, помогает в карьерном продвижении, осознании жизненных планов. Здесь слабо действуют внешние стимулы. Слушателя нельзя заставить учиться. При силовом давлении на него он быстро включает мотив занятости и ставит учебу на последний план, а наиболее высокопоставленный и амбициозный слушатель начинает искать обходные пути, либо управу на преподавателя. Он слабо реагирует на оценку, которая совсем не влияет на его карьеру. Украинский студент – это не американский студент, стремящийся увеличить свои конкурентные возможности. Украинский студент в процессах обучения хорош только тогда, когда он осознает свои интересы и возможности их реализации благодаря обучению.

Примером такого подхода может быть использование кейс-метода при чтении автором данной книги модуля по подготовке и написанию магистерских работ. Отличительной особенностью этого модуля является его инструментальность. В нем практически нет такого знания, которое отражало бы конкретную сферу деятельности государственного служащего. Модуль методологичен. Он должен помочь слушателю, с одной стороны, организовать самого себя на подготовку и написание магистерской работы, а, с другой стороны, - упорядочить теоретический, эмпирический материал и опыт непосредственно при подготовке работы.

Основной трудностью применения здесь кейс-метода является невозможность построения такого кейса, который основывался бы на содержании магистерской работы. Поэтому анализ ситуаций здесь лучше всего использовать в виде моделирования процесса формирования основных параметров будущей магистерской работы, определения её названия, объекта, предмета, проблемы, целей, задач работы, обоснования методов исследования, структуры и т.п.

В лекционном материале слушатели получали знания по этим составляющим методологии, изложение которых требует не так много времени. Но если оно не подкрепляется практическим занятием, работой преподавателя с каждым слушателем и привлечением к этой работе окружающих, то лекционные знания не усваиваются слушателями, преподавание теряет всякий смысл. Поэтому здесь не разрабатывается кейс, а формируется некоторый алгоритм, стержень ситуационного обучения.

На первых этапах до слушателей доводятся смысл подготовки магистерской работы, которая должна обеспечить карьерные продвижения слушателя. Затем идет выбор направления работы. После этого каждый слушатель публично, с помощью своих товарищей формирует основные параметры магистерской работы. Опыт проведения таких ситуационных занятий показывает, что после второго-третьего обсуждения проходит страх обучаемых «потерять лицо», резко увеличивается активность обмена мнениями, нарастает мышление по аналогии, начинает полнее использоваться лекционный материал. Самое главное в том, что слушатели получают личностный и прагматический результаты от анализа ситуаций. Магистерская работа превращается для них в существенную ценность, средство карьеры, крепнет позитивная мотивация относительно качества её подготовки, а после занятия у каждого складывается довольно четкое о ней представление.

Проблемами, которые играют исключительно важную роль в обучении государственных служащих и которые необходимо разрешать посредством использования в преподавании кейс-метода являются:

1) Поведение государственных служащих в сложных и экстремальных ситуациях, которые связаны с авариями и катастрофами, социальными конфликтами, давлением вышестоящих руководителей и организаций.

2) Действие государственных чиновников в правовом поле, когда возникает соблазн применения административного ресурса, «телефонного права», психологического давления и т.п.

3) Владение разнообразием стилей управления, умение их применения соответственно управленческой ситуации.

4) Взаимодействие служащих с общественностью, территориальным сообществом, местным самоуправлением, средствами массовой информации, различными элитными группами.

5) Освоение норм и ценностей европейского сообщества, продвижение их в экономические, социальные, политические и духовные структуры.

6) Владение технологиями анализа ситуаций различной природы, их диагностики, осмысления, выработки практических изменений.

7) Формирование чувствительности к нововведениям, умения работать с ними.

8) Навыки обнаружения механизмов торможения при принятии и реализации управленческих решений, внедрении нововведений, осуществлении партнёрства и т.п.

9) Карьерное продвижение, преодоление сложностей на службе, противоречий между семейными и производственными ролями, развитие навыков самоменеджмента.

10) Знания и умения выражать, продвигать и защищать интересы государства и людей, преодоление конфликта личных и общественных интересов.

11) Анализ поведения служащих в девиантных ситуациях, которые предопределяют деформации государственного управления, коррупцию, снижение доверия населения к власти (взятки, поборы, бюрократизм, злоупотребление властью).

Таким образом, расширение сферы применения кейс-метода при обучении государственных служащих сдерживается в значительной мере не только типичными факторами общества и образования, но и обусловлено несовершенством самой системы подготовки государственных служащих. Эффективность кейс-метода требует реализации здесь принципиально новой образовательной концепции, использования этого метода как метода модернизации личности, сосредоточение его на ключевых проблемах государственной службы и деятельности органов местного самоуправления.

Гуманитарное образование как сфера применения кейс-метода (часть 1)

Гуманитарное образование является естественной сферой применения кейс-метода. Оно ориентировано на обучения знаниям о человеке и среде его обитания. Среди гуманитарных вузовских дисциплин выделяются философия, политология, социология, педагогика, психология, культурология, исторические, правовые и литературоведческие дисциплины. Особенность этих дисциплин заключается в том, что их знание характеризуется отсутствием жесткой обусловленности. Для него свойственна неоднозначность и ситуативность. Действительно, человеческая и общественная жизнь отличается вероятностью, стохастичностью, многовариантностью реализации.

Наибольший опыт ситуативного обучения накоплен в педагогической науке. При этом все педагогические ситуации могут быть трех видов: ситуации, в которые попадает педагог, ситуации, в которых оказывается учащийся и смешанные ситуации. Предлагаем вам классификацию педагогических ситуаций.

«Ситуации учителя», среди которых выделяются ситуации по оценке поведения учащихся и ситуации выбора варианта поведения, используются для обучения будущих педагогов. Что касается «ситуаций учащихся», то они применяются учителями в учебно-воспитательном процессе. При этом учителя моделируют отношения между самими учащимися, их отношения к родителям и отношения к другим людям. Наконец, смешанные ситуации включают отношения между учителями и учащимися, а также отношения между учителями, учащимися и другими людьми.

С точки зрения содержания мир педагогических ситуаций очень многообразен. К наиболее интересным среди них относятся такие:

- ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений; самооценки; самокритики и самосозерцания;

- ситуации выдержки и проявления вежливости в отношениях, пренебрежения и неуважения других;

- ситуации выбора профессии; стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам; стимулирования самостоятельности в разрешении конфликта; воспитания самостоятельности принятия решений; стимулирования к самовоспитанию; стимулирования ко лжи; соперничества;

- ситуации выбора наиболее преемлемого варианта действия и др.

Рассмотрим ситуацию создания успеха и обеспечения роста достижений, которую приводят А.А. Реан, Н.В. Боровская и С.И. Розум в своем учебнике «Педагогика и психология»:

«Однажды из всех желающих пойти ответить по карте географ Олег Иванович выбрал Кузина Мишу. Ученик был мальчиком старательным, но не всегда успевал хорошо приготовиться к уроку. К тому же был неповоротлив, неуклюж и мешковат...

Вопрос ему учитель задал нетрудный: найти на карте Австралию. Услышав, что его вызывают, Миша так растерялся, что еле-еле встал из-за стола. Робко подойдя к столу учителя, он виновато поглядел на него и повернулся к карте.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.