Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа над текстом
Прежде всего необходимо, ознакомившись с литературным произведением, сформулировать свое представление, впечатление — это подведет к решению о ключевой идее отрывка. Для конкретного формулирования идеи художественными средствами, т.е. в образах, картинах, автор выбирает тему (о чем он пишет). Законы, которые ориентируют в понимании мысли автора и верной передаче ее смысла в звучащей речи, называются законами логики речи. Первостепенный этап устного прочтения — логическое чтение, донесение смысла текста в правильной, ясной форме. Логический разбор базируется на законах грамматики: слова, из которых состоит предложение, соединены по смыслу друг с другом. Отделяются слова, которые не связаны друг с другом по смыслу, паузами, которые именуются логическими, так как они помогают правильно передать идею фразы. Заключенные между логическими паузами отдельные слова и словосочетания называются речевыми тактами. Например: 1-й такт 2-й такт 3-й такт Скоро (луна и звезды) потонут в густом тумане. Речь, верно разделенная по группам слов, правильно устанавливает заложенную идею. Логическая группировка слов воздействует на правильную интерпретацию произведения и на четкую и убедительную передачу его. Логические паузы обязывают оратора выговаривать слова, находящиеся между ними, не разъединяя, плавно, как одно слово. В зависимости от того, где будет произведена пауза, фраза может приобрести различное значение. Например: 1. «Она / же ребенок» или: «Она же / ребенок»; 2. «Простить нельзя / сослать в Сибирь» или: «Простить / нельзя сослать в Сибирь»; 3. «Казнить нельзя / помиловать» или: 52—w 4V Т'пава 2. Как правильно говорить «Казнить / нельзя помиловать». Особенно нелегко бывает донести смысл предложения в тех случаях, когда оно сложное и длинное. При чтении таких предложений их длина отвлекает читателя от слов, обусловливающих главную мысль. Например: «Калужская деревня /.напротив, / большей частью окружена лесом, /избы стоят вольней и прямей, /крыты тесом; / ворота плотно запираются, / плетень на задворке не разметан и не вываливается наружу, /не зовет в гости / всякую прохожую свинью...» (И.С. Тургенев. «Хорь и Калиныч»). Паузы условно делятся на три группы: 1. Пауза, завершающая высказывание, оканчивающая мысль, помечается тремя вертикальными чертами (///); 2. Пауза, свидетельствующая, с одной стороны, о завершении части высказывания, а с другой стороны — о потенциальном продолжении высказывания, обозначается двумя чертами (//). 3. Пауза, указывающая на то, что высказывание не закончено, обозначается одной чертой (/). Особого внимания требует следование знакам препинания и верное их выделение (тонирование) в произнесении текста. Если при чтении не придерживаться знаков препинания, это повлечет за собой «пробалтывание» текста, торопливость. Все знаки препинания требуют для себя непременных голосовых интонаций: точка, запятая, вопросительные и восклицательные знаки имеют свои, только им свойственные, голосовые интонации. Этими интонациями определяется влияние на слушателей, которое обязывает к обусловленной реакции: вопросительная интонация — к ответу, восклицательная — к сочувствию и похвале, восторгу, протесту, двоеточие — к внимательному восприятию последующей речи — это знак полузаконченной мысли, заставляющей ждать перечисления, разъяснения. Точка — это тоже знак паузы в речи, но последний слог последнего слова перед точкой должен слышаться интонаци- w w—53 " Как стать актером онно ниже предыдущих, а не выше, как при запятой. Тонирование (интонирование) точек отличается. Слушатели после точки знают, что фраза закончена. Например, тонирование точки в фразе, оканчивающей текст отрывка, будет не такое, как во первых строках, когда продолжается раскручивание событий, мыслей. Тире — знак, у которого нет определенной интонации. Тире может звучать, смотря по смыслу, точкой, запятой, двоеточием, многоточием или совсем выпадает. Например: «Фома слушал ее и — /.../ точно мед пил». «Я — мирная» (Я мирная). «А попадется — /, / пристукнем». Многоточие — знак, отмечающий незавершенность мысли.
|