Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сценическое произношение и его особенности






Театр все время был чрезвычайно заинтересован в суще­ствовании единых произносительных норм литературного языка и сыграл в их формировании исключительную роль. Собственно театр стал школой общеустановленного орфоэпического про­изношения и хранителем орфоэпических обычаев.

 


Fnaea 2. Как правильно говорить

Сценическая речь пребывает в особенных отношениях со всеми языковыми стилями социальной повседневной практи­ки. Ядром сценического произношения является нейтральный стиль произношения. Но хотя последний и сформировал до­вольно ясно свои нормы, у него немало вариантных составля­ющих. Кроме того, нормы литературного произношения не кодифицированы в совершенной мере, между тем сцена спра­шивает более жестких норм, чтобы сценическая речь без зат­руднений воспринималась зрителями, была красивой и могла бы служить для них эталоном. Поэтому при наличии произно­сительных вариаций сценическая речь старается освободить­ся от них, приняв только один из них, чаще всего тот, который общеустановлен в строгой разновидности нейтрального стиля и который отвечает старомосковским правилам.

Произношение в сценической речи является не только ее внешним выражением, но и существенным выразительным сред­ством актерской игры наравне с интонацией, жестом, костю­мом, гримом. Поэтому в зависимости от манеры пьесы, време­ни и места действия, характера действующих лиц сценической речи приходится адресоваться ко всем в действительности имеющимся в общественной практике языковым стилям, в том числе и пребывающим за пределами литературного языка.

Важнейшие черты сценического произношения (даны в соответствии с требованиями МХАТа)

1. Еканье, произношение в предударном слоге на месте е и я, а после ч и щ на месте а звука типа [е]: [в'е]сна, [р'е]ка, [пр'е]ду вместо пряду, [ч'е]сы. Это — черта старшей нормы как московского, так и ленинградского произношения. Впос­ледствии, когда литературное произношение восприняло ики-нье, сцена его не приняла.

2. При взрывном [г] допускается фрикативный звук [у] как речевая краска в ограниченном кругу слов церковного проис­хождения: бла[у]го, бла[у]одать, бо[у]а-тый, бо[у]ородица.

3. Для имитации старого московского произношения, в
качестве речевой краски на месте к перед глухими [к], [п], [т]

W w—49


 


Как стать актером


и звонкими [г], [б], [д] соответственно может произноситься [х] или [у]: [х]-кому, [х]-полю, [х]то, [х]-тебе, [у]-городу, [у]-бою, [у]де, ко[у]да, [у]-дому.

4. На месте щ, а также сч при отсутствии ясно членимого морфологического стыка произносится [ш': ]: [ш': ]ука, [ш': ]от (счет). То же на месте сч, зч, жч на стыке корня и суффикса: разно[ш': ]ик, изво[ш': ]ик, перебе[ш': ]ик.

5. Сцена стремится удерживать старое московское произ­ношение [ж': ] на месте жж, а также на месте зж не на стыке морфем: во[ж': ]и, жу[ж': ]ать, е[ж': ]у, ви[ж': ]ать.

6. В отношении буквы ь на конце слова после букв губных сцена твердо придерживается московского произношения с мягкими губными: сте[п'], сы[п'], голу[п'] (голубь), се[м'], впря[м'], кро[ф'] (кровь), бро[ф'] (бровь).

7. Сценическое произношение стремится придерживаться старомосковских норм ассимилятивного смягчения согласных шире, чем оно сейчас бытует в общественной практике: [з'м']ей, [т'в']ерь, [с'м']есь, [с'в']ет, го[с'т']и.

Звук [р] произносится мягко в таких случаях, как Пе[р'м'], ве[р'ф'], ве[р'с']ия, се[р'д']ится. Но старомосковское произ­ношение слов армия, партия с мягким [р'] сейчас использует­ся как речевая краска.

8. Сочетание согласных на месте ств при мягкости [в']
произносится целиком мягко: торже[с'т'в']енный, обще[с'т'в']ен-
ный, рожде[с'т'в']енский.

Сочетание согласных [т] или [д] с суффиксом -ств- произ­носится целиком мягко, если мягок последний согласный [в], при этом на месте дс или тс произносится [ц']: сле[ц'т'в']ие, бе[ц'т'в']ие, препя[ц'т'в']ие. В сценической речи предпочтительно мягкое [н] перед -ств-, если мягок согласный [в], как в слове женственный.

9. Сценическая речь принимает только [што] (что), а также
ш на месте буквы ч в ряде слов с чн: коне[шн]о, ску[шн]о,
яи[шн']ица и др., а также в женских отчествах на-ична: Фоми-
ни[шн]а.

50—-> v чч»

т







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.