Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Операционного рычага Прибыль






Пример расчета:

№ пп. Показатель Сумма, тыс. руб. %  
1. Выручка от реализации (В)    
2. Переменные затраты (Зпер)    
3.   Маржинальная прибыль (М) (стр. 1 - стр. 2)    
4. Постоянные расходы (Рпос)    
5.   Финансовый результат (прибыль) (Пр) (стр. 3 - стр. 4)      

 

Рассчитаем точку безубыточности (Тб) по формуле:

Зпос

Тб = —————————— х 100 = 300: 53 х 100 = 566.

Доля М в выручке в %

 

2. Определим эффект операционного рычага:

Э = М / Пр = 800 / 500= 1, 6.

Это означает, что любое изменение выручки от реализации повлечет за собой изменение прибыли в пропорции 1: 1, 6.

Теория «точки безубыточности» используется также при при­нятии решений об инвестициях в обновление производственной программы.

Механизм оценки влияния использования заемных средств на рентабельность собственного капитала построен на учете действия финансового рычага.

Эффект финансового рычага отражает принцип роста доходов собственников за счет привлечения заемных средств.

Уровень эффекта финансового рычага зависит от условий кредитования, наличия льгот при налогообложении кредитов, ссуд и порядка оплаты процентов по кредитам и займам

Пример. Предприятие имеет экономическую рентабельность (ЕВIТ/активы), равную 40%, и обладает капиталом в размере 1000 ед. Если капитал сформирован только за счет собственных источников, то рентабельность собственного капитала (чистая прибыль (NР)/собственный капитал) будет равна 28%. Если же капитал сформировать на 1/4 из заемных средств (цена которых рассчитывается исходя из ставки кредита по договору 30% и ставки, принимаемой к налогообложению, вразмере 25%, то рентабельность собственных средств в таком случае составит (280 - 250 х 22, 5%) х 100% / 750 = 29.8%.

22, 5 – это реальная цена кредита для предприятия К = 25% х (1-0, 30) + 5% = 22, 5%

Итак рентабельность собственного капитала возросла при привлечении заемных средств на 1, 8%. Если рентабельность активов выше, чем реальная цена заемного капитала, то возникает положительный эффект финансового рычага.

Рентабельность собственного капитала определяет границу эко­номической целесообразности привлечения заемных средств. Смысл данного соотношения состоит в том, что, пока рентабель­ность вложений в предприятие будет выше цены заемных средств, рентабельность собственного капитала будет расти тем быстрее, чем выше соотношение заемных и собственных средств. Однако, по мере роста доли заемных средств, прибыль, остающаяся в рас­поряжении предприятия, начинает сокращаться (все большая часть прибыли направляется на выплату процентов). В результате рентабельность вложений в предприятие падает, становясь меньше цены заемных средств. В свою очередь это приводит к падению рентабельности собственного капитала.

 

Бизнес-планирование (текущее и перспективное) охватывает различные области предпринимательской деятельности, в том числе маркетинговые исследования, финансы и бухгалтерскую отчетность.

Бизнес-план необходим для технико-экономическою обоснования целесообразности реализации инвестиционных проектов. Это развернутая экономическая программа предпринимательской деятельности, осуществления про­ектов и получения прибыли, важнейший инструмент предпринимателя при получении финансовых результа­тов. В нем обосновывается потребность во всех видах ресурсов и источниках их получения, рассматриваются рынки сбыта продукции, анализируются проблемы, свя­занные с реализацией проектов, оптимизируется про­грамма действий, предопределяются результаты осущест­вления и эффективность проектов. Бизнес-план необхо­дим не только предпринимателю, но также инвесторам и кредиторам для принятия решения о финансировании того или иного проекта при выборе наиболее выгодных направлений вложения средств.

Однако привлечением инвесторов и получением кредита не ограничиваются цели составления бизнес-плана. Он разрабатывается как для действующих пред­приятий, так и для их хозрасчетных подразделений, по­могает четко определить цели, стратегию и тактику деятельности, способствует привлечению партнеров и налаживанию контактов с персоналом.

В бизнес-планировании использован весь положи­тельный опыт традиционного планирования и технико-экономических обоснований отечественной практики, развитый и адаптированный применительно к категори­ям рыночной экономики: маркетингу, конкуренции, дос­тижению безубыточности. Коренное отличие бизнес-плана от плана, действующего в административной экономике, состоит в том, что это не план - закон для дос­тижения контрольных цифр, спущенных вышестоящей организацией, а план-прогноз. А потому требования к бизнес-плану, его форме, содержанию, структуре строго не регламентированы, и в литературе нет их единого тол­кования.

Примерное содержание бнэвес-плаяа:

• Цели и задачи проекта.

• Обобщенное резюме, основные параметры и показатели.

• Описание предприятия и предпринимательской сделки.

• Исследование, анализ и оценка рынка сбыта.

• Маркетинговый план и тактика продаж.

• План организации производства и управления.

• План производства.

• Ресурсное обеспечение проекта.

• Финансовый план.

• Эффективность проекта.

В зависимости от поставленной цели руководитель, возглавляющий предприятие, решают вопросы необходимости включения в бизнес-план тех или иных разделов, глубины их проработки и детализа­ции. Однако зарубежный и отечественный опыт показы­вает, что в нем необходимы разделы, раскрывающие главную цель проекта, специфику предпринимательского продукта, насыщенность рынка этим продуктом, страте­гию поведения в определенных рыночных сегментах, оценку рисков, стратегию финансирования, эффектив­ность проекта и перспективы роста. Для планов, связан­ных с производственной деятельностью, необходимо состав­ление плана производства продуктов, работ и услуг.

Контрольные вопросы:

  1. Каково значение расчета «точки безубыточности» в деятельности предприятия?
  2. Дайте определение маржинальной прибыли.
  3. Как рассчитывается коэффициент маржинальной прибыли?
  4. В чем состоит эффект операционного рычага?
  5. В чем заключается эффект финансового рычага?
  6. Обоснуйте необходимость составления бизнес-плана.

При изучении темы необходимо читать:

Барсуков А.В., Малыгина Г.В. Финансы предприятия – Новосибирск СибУПК 2002г.

Бланк И.А. Управление активами – К. Ника-Центр, 2004г.

Бурмистрова Л.М. Финансы организаций (предприятий) Учебн. Пособие. М- ИНФРА-М 2007г

Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий) М. 2005г.

Павлова Л.Н. Финансы предприятий. Учебник – Финансы-ЮНИТИ 2002г.

Романовский М.В. Финансы предприятий (организаций) Учебн. М: Юрайт-М 2002г.

Фирсова А.А. Финансы предприятий М 2004г.

Щербина А.В. Финансы организаций Ростов на Дону. Феникс 2006г.

 

Лекция 3. Текущее и оперативное финансовое планирование.

План лекции

1. Текущее планирование и его значение.

2. План прибыли и убытков. Плановый баланс.

3. План движения денежных средств. Порядок их составления.

4. Оперативное финансовое плани­рование, его значение.

5. Платежный календарь. Кассовый план. Кредитный план. По­рядок их составления.

 

В процессе текущего финансового планирования в организациях разрабатываются обычно следующие виды финансовых планов:

• план доходов и расходов по основной хозяйствен­ной деятельности;

• план поступления и расходования денежных средств;

• балансовый план;

• план формирования и использования финансо­вых ресурсов.

Степень детализации показателей каждого из видов финансового плана определяется организацией само­стоятельно с учетом специфики его деятельности, а также действующей практики организации и управлен­ческого опыта.

Разработка плана доходов и расходов по основной хозяйственной деятельности является первоначальным этапом текущего планирования финансовой деятель­ности организации. Целью разработки этого плана яв­ляется определение суммы чистой прибыли, остаю­щейся в распоряжении организации в планируемом периоде. Основными показателями этого плана явля­ются:

• объем производства продукции (товаров, услуг);

• сумма и уровень доходов от реализации продук­ции;

• сумма постоянных издержек;

• сумма и уровень переменных издержек;

• ставки и суммы основных налоговых платежей;

• сумма балансовой и чистой прибыли организа­ции.

Примерная форма плана доходов и расходов организации по основной хозяйственной деятельности пред­ставлена в таблице ниже.

Разработка плана поступления и расходования денежных средств является вторым этапом текущего пла­нирования финансовой деятельности организации. Це­лью разработки этого плана является обеспечение по­стоянной платежеспособности организации на всех эта­пах планируемого периода. Показатели этого плана мо­гут рассчитываться не только поквартально, но и поме­сячно.

Разрабатываемый план состоит из двух разделов, ко­торые должны быть сбалансированы между собой в раз­резе каждого квартала (месяца).

В разделе «Поступление денежных средств» планиру­ется привлечение денежных средств от реализации про­дукции (товаров, услуг), реализации другого имуще­ства, взыскания просроченной дебиторской задолжен­ности и из других источников.

Примерная форма плана доходов и расходов организации.

 

  Показатели   Кварталы, тыс. руб.   Итого за год, тыс.руб.
I II III IV
1. Валовой доход от реализации про­дукции          
2. Сумма налогов и сборов, входящих в цену продукции          
3. Чистый доход от реализации продукции (строка 1 - строка 2)          
4. Издержки производства (обращения) всего в том числе          
4.1. Сырье и материалы 4.2. Транспортные расходы 4.3. Расходы по аренде и содержанию основных фондов 4.4. Амортизация основных фондов и нематериальных активов 4.5. Расходы по уплате процентов за кредит 4.6. Расходы на рекламу 4.7. Расходы на тару 4.8. Расходы на оплату труда 4.9. Прочие расходы 4.10. Налоговые платежи, включае­мые в состав издержек          
5. Прибыль от реализации продукции (строка 3 - строка 4)          
6. Налоговые платежи, уплачиваемые из прибыли          
7. Чистая прибыль (строка 5 - строка 6)          

 

В разделе «Расходование денежных средств» предус­матривается использование денежных активов на по­купку сырья, материалов и товаров; малоценных и быс­троизнашивающихся предметов; аренду и содержание основных фондов и на другие цели. Учитывая высокую финансовую ответственность за просрочку платежей,

при планировании необходимо предусматривать не только соответствие поступления и расходования де­нежных активов, но и наличие определенных резервов в форме остатка свободных денежных средств.

Примерная форма плана поступления и расходова­ния денежных средств организации на предстоящий пе­риод представлена в таблице ниже.

 

Примерная форма плана поступления и расходования денежных средств организации, тыс. руб.

  Показатели   Кварталы Итого за год
I II III IV
1. Остаток денежных средств на начало периода          
2. Поступления денежных средств всего в том числе:          
2.1. За счет реализации продукции 2.2. За счет реализации имущества 2.3. За счет взыскания просроченной дебиторской задолженности преды­дущего периода 2.4.Издругих источников          
3. Расходование денежных средств всего в том числе          
3.1. На приобретение сырья, мате­риалов, товаров 3.2. На другие затраты, входящие в издержки 3.3. На уплату налоговых платежей всех видов 3.4. На возврат основного долга по ранее полученному кредиту 3.5. На выплату дивидендов (процен­тов) 3.6. На другие цели          
4. Остаток денежных средств на конец периода            

 

Разработка балансового плана организации, отража­ющего прогноз состава его активов и пассивов, представляет собой третий этап текущего финансового пла­нирования.

Целью разработки финансового плана является оп­ределение возможности прироста отдельных активов и формирование оптимальной финансовой структуры капитала, обеспечивающей финансовую устойчивость развития организации.

В процессе разработки балансового плана используется укрупненная схема статей баланса организации, отражающая требования бухгалтерского учета примени­тельно к специфике организации данной организаци­онно-правовой формы (акционерного общества, обще­ства с ограниченной ответственностью и т. п.). При планировании активов оптимизируется соотно­шение оборотных и внеоборотных их видов, а в составе оборотных — отдельных их групп по уровню ликвидно­сти. При планировании пассивов оптимизируется соот­ношение собственных и заемных средств, а в составе заемных — краткосрочных и долгосрочных обязательств. Примерная форма финансового плана организации приведена в таблице

 

Примерная форма балансового плана организации, тыс. руб.

 

    Кварталы   Итого за год  
  I II III IV  
I. Актив          
1.Внеоборотные активы — всего в том числе:          
1.1. Основные средства — из них: активная часть основных производст­венных фондов 1.2. Нематериальные активы 1.3.Долгосрочные финансовые вло­жения 1.4. Прочие внеоборотные активы.                    
2. Оборотные активы — всего в том числе:          
2.1.Запасы товарно-материальных ценностей 2.2.Дебиторская задолженность 2.3. Денежные средства 2.4. Прочие оборотные активы                    
Всего Актив          
II. Пассив          
1. Собственные средства — всего в том числе:          
1.1.Уставной фонд 1.2. Резервный фонд 1.3.Прочие собственные средства                    
2. Заемные средства — всего в том числе:          
2.1. Долгосрочные обязательства — из них: долгосрочные банковские кредиты                    
2.2. Краткосрочные обязательства — из них: краткосрочные банковские кредиты.                    
Всего Пассив          

 

 

Разработка плана формирования и использования финансовых ресурсов является заключительным этапом текущего финансового планирования. Целью разработки этого плана является аккумуля­ция и целенаправленное расходование финансовых ре­сурсов, обеспечивающих стратегическое развитие орга­низации в планируемом периоде. Разрабатываемый план состоит из двух разделов, сбалансированных между собой.

В первом разделе — «Источники формирования финансовых ресурсов» выделяются следующие показатели:

• сумма чистой прибыли, направляемой на развитие производства;

сумма амортизационных отчислений;

• прочие источники формирования собственных финансовых ресурсов;

• сумма привлеченных долгосрочных кредитов и займов;

• сумма привлеченных краткосрочных кредитов и займов и др.

Во втором разделе — «Направления использования финансовых ресурсов» — выделяют следующие показа­тели:

• капитальные вложения на развитие основных фондов;

• финансирование прироста оборотных средств;

• вложения в нематериальные активы;

• прирост долгосрочных финансовых вложений и др.

Примерная форма плана формирования и использо­вания финансовых ресурсов организации приведена в таблице

Примерная форма плана формирования и использования финансовых ресурсов организации на

Источник формирования Сум­ма Направление использо­вания Сум­ма
1. Остаток средств на на­чало года     1. Инвестиции в прирост оборотных средств    
2. Чистая прибыль, на­правленная на развитие производства     2. Инвестиции в рекон­струкцию и модернизацию действующих основных фондов    
3. Амортизационные от­числения     3. Инвестиции в новые реальные проекты.    
4. Выпуск акций   4. Финансовые инвести­ции  
5. Привлечение собствен­ных финансовых ресурсов из других источников     5. Инновационные инве­стиции    
6. Выпуск облигаций       6. Погашение суммы ос­новного долга по другим обязательствам (выкуп облигаций и т.п.)    
7. Привлечение заемных финансовых средств из других источников     7. Прочие направления использования финансо­вых ресурсов    
Итого   Итого  
        6. Остаток средств на конец года    
Всего   Всего  

 

Оперативное планирование финансовой деятельнос­ти заключается в разработке системы бюджетов. Бюджет представляет собой оперативный финансовый план краткосрочного периода (до 1 года), отражающий рас­ходы и поступление средств по отдельным аспектам финансовой деятельности, отдельным хозяйственным операциям или инвестиционным проектам.

Разработка бюджета направлена на решение двух ос­новных задач:

• определение объема и структуры расходов;

• обеспечение покрытия этих расходов финансовы­ми ресурсами из различных

источников.

В практике финансового планирования используется два вида бюджетов:

Бюджет капитальных затрат и поступления средств или просто капитальный бюджет — разрабатывается на этапе осуществления реального инвестирования, свя­занного с новым строительством, реконструкцией и модернизацией объекта.

Капитальный бюджет состоит из двух разделов:

I) капитальные затраты;

2) поступление средств.

Капитальные затраты представляют собой затраты на приобретение долгосрочных внеоборотных активов. К ним относят:

• первоначальную стоимость введенных в строй зда­ний и сооружений (или поэтапные расходы по их сооружению);

• стоимость новых видов машин и оборудования;

• стоимость приобретаемых нематериальных акти­вов (патентов, «ноу-хау и др.) и т.д. Поступление средств при разработке капитального бюджета включает планируемый поток финансовых средств (инвестиционных ресурсов) в разрезе отдель­ных источников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.