Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта детей от 3 до 7 лет






Рабочая программа

по образовательной области

«Познавательное развитие»

(третий год обучения)

с 3 до 7 лет

 

 

Разработана:
студенткой IV курса, специальности
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Мухаметова Альбина Ильясовна
на основе программы
воспитателя Ратковская Елена Расимовна

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………………………3

2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта детей от 3 до 7лет………………………………………………………………………………………5

3. Цели и задачи деятельности группы по реализации рабочей программы……………7

4. Модель ежедневной организации жизни и деятельности детей…………………..….10

5.Особенности организации образовательного процесса по образовательной области «Познавательное развитие»…………………………………………………………….....12

6. Учебно-тематическое планирование образовательного процесса……………………14

7. Привлечение родителей к образовательному процессу……………………………….16

8.Планируемые результаты освоения программы………………………………………..17

9. Список литературы………………………………..……………………………………..18

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа, группы компенсирующей направленности для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, является локальным актом МБДОУ детский сад № 93 комбинированного вида г. Стерлитамак.

· Федеральным законом от 01.01.2001 «Об образовании в Российской Федерации»;

· Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.01.2001 г. № 000 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

· Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программамдошкольного образования»

· постановлением Главного санитарного врача РФ от 01.01.2001 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

Рабочая программа группы разработана на основе следующих образовательных программ:

1)Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой.

2) Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» Авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева

3) «Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью». Под редакцией Н. Ф. Дементьевой. Москва, 1993.

4) «Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонением в развитии». М. Питерси, Р. Трилор. Москва, 2001.

 

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта детей от 3 до 7 лет

Группу посещают дети с нарушением умственного развития умеренной и тяжелой степени выраженности с сопутствующими нарушениями в физическом развитии.

Группу посещают дети разного возраста (от 3 до 7 лет).

Контингент детей, принимаемых в группу разнообразен по физическому и умственному развитию. Дети моторно неловки, у них отмечается недостаточность мышечной силы. Двигательная активность от крайне низкой до чрезмерно высокой и хаотичной. Дети не могут самостоятельно выполнять физические упражнения.

Дети равнодушны к играм и игрушкам или проявляют кратковременный интерес (до 1 минуты.). Им требуется постоянная помощь взрослого при действиях с играми и игрушками. Самостоятельной игровой деятельности у детей нет. Без контроля взрослого дети могут только хаотично бегать по группе, разбрасывая и ломая игрушки.

Коммуникативные навыки не формируются самостоятельно. Только при постоянном взаимодействии с педагогами возможно формирование элементарных невербальных навыков общения (жестовых или мимических).

У умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден. Часто восприятие, у умственно отсталых, страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Детям с нарушением интеллекта требуется, значительно больше времени, чтобы воспринять, предлагаемый им, материал (картину, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания.

Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить.

Для детей с нарушением интеллекта характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Как показывают исследования (В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, И.М. Соловьев, Н.М. Стадненко, Ж-И.Шиф и др.), все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.

Ярко проявляются специфические черты мышления у умственно отсталых в операции сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто – по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства

Индивидуальные особенности детей: больше всего требуется внимание Роме А., Тимуру З.

У Варвары Б. наблюдается тяжелая степень умственной отсталости. Но при этом она имеет очень богатый словарный запас.

Также из детей выделился Глеб З., так как он очень неусидчивый.

Наиболее высокую степень активности проявляет Виктор К.: очень богатый словарный запас, при диагнозе легкая степень умственной отсталости; наблюдается неправильное произношение звуков (ш, с, з, р).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.