Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к учебникам и учебным пособиям






Одними из основных средств обучения являются учебники и учебные пособия.

Учебник — основной и ведущий вид учебной литературы; книга для обучающихся, в которой систематически излагается материал определенной области знаний.

В учебниках, как правило, содержатся указания по организации учебной работы школьников, тактическое изложение учебного материала в соответствии с темами, материал для тренировочных упражнений, справочная информация, вопросы для самоконтроля.

К учебникам, используемым в общеобразовательной школе, применяются следующие требования:

· соответствие целям воспитания учащихся; направленность на формирование основ диалектического мировоззрения;

· методологическая состоятельность раскрытия основных понятий, фактов, законов, теорий; рассмотрение системы знаний в единстве с методами познания, с применением знаний на практике;

· корректность введения научных понятий, общепринятость терминологии и символи­ки, раскрытие научных положений в соответствии с достижениями современной науки;

· отражение эволюции научных идей, роли прогрессивных деятелей науки, вклад отечественных ученых в развитие науки; ознакомление с успехами и перспективами развития наукии техники;

· соответствие учебной программе, целесообразность структуры учебника; прикладная и профориентационная направленность материала учебника;

· доступность и посильность изложения учебного материала для учащихся определенного возраста, соответствие предыдущей подготовке и уровню развития школьников;

· соответствие объема учебного материала нормам учебного времени; логичность и последовательность изложения учебного материала, достаточность приводимых объяснений;

· ясность, точность и лаконичность изложения материала; использование средств выразительности и образности языка для усиления эмоционального воздействия на сознание учащихся;

· согласованность со смежными дисциплинами, использование межпредметных связей.

· пригодность учебника дляорганизации самостоятельной работы учащихся, осуществления индивидуализации обучения; направленность на развитие навыков самообразования;

· использование средств мотивации обучения, развития интереса учащихся к предмету;

· направленность учебного материала на формирование научно-теоретического мышления, умений выразить свои суждения в устной и письменной форме;

· побуждение учащихся к самостоятельным умозаключениям, обобщениям и выводам;

· развитие воображения уча­щихся пространственных и временных представлений о мире, явлениях и событиях;

· учет возможностей применения технических средств обучения в процессе преподавания;

· высокое качество иллюстративного материала.

 

3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства _

Повышению эффективности учебно-воспитательного процесса способствует применение технических средств обучения. Технические средства обучения (ТСО) — это различные технические устройства, способствующие более эффективному восприятию обучаемыми программного мате риала, проверке степени его усвоения, выработке умений и практических навыков применения полученные знаний, а также различные средства механизации трудоемких процессов, происходящих в ходе обучения. По назначению ТСО делятся на:

· технические средства передачи учебной информации ( учебное телевидение; видеоаппаратура; кино-, графо- и мультимедийные проекторы; звуковая аппаратура: магнитофоны, усилители, средства электромеханические стенды, действующие макеты или модели механизмов);

· технические средства контроля, позволяющие быстро получить сведения об уровне усвоения учащимися информации; применяются при проведении текущего контроля знаний учащихся, проведении зачетов и экзаменов, самоконтроле знаний обучаемых в процессе их самостоятельной работы;

· тренажерные технические средства, используемые для выработки практических навыков или физических действий при работе с аппаратурой, проведении измерений, управлении сложными устройствами или процессами;

· вспомогательные технические средства — устройства механизации трудоемких процессов, экономящие учебное время и повышающие культуру педагогического труда: интерактивные классные доски, устройства дистанционного управления комплексом ТСО и затемнением аудитории, оргтехника и другие;

· комбинированные технические средства, выполняющие выполнять одновременно несколько функций: передачу информации и контроль, тренажер и контроль и другие; примером таких средств являются современные персональ­ные компьютеры.

Компьютеризация обучения является в настоящее время одной из основных тенденций совершенствований системы образования. Существуют две основные области применения компьютеров в обучающей деятельности: 1) компьютерная поддержка традиционного обучения; 2) обучение, реализуемое с помощью компьютера.

В первой области компьютер применяется для решения следующих дидактических задач:

□ предъявление информации в разных формах (вербальной, наглядной, экспериментальной);

□ формирование у учащихся общеучебных и специальных знаний и умений по конкретным предметам; а контроль, оценка и коррекция результатов обучения;

□ организация индивидуального и группового обучения; управление процессом обучения.

Вторая область охватывает обучение, организованное и реализуемое с помощью компьютерной системы.

Применение компьютера как аппаратного средства характеризует его как совокупность оборудования и средств, обеспечивающих ввод-вывод, модификацию текстовой, графической аудио- и видеоинформации. Как универсальное ТСО компьютер способен выполнять функции книги, пишущей машинки, магнитофона, кино, видео и др. Эффективность компьютера как ТСО определяется типом процессора, размером и характеристикой, памяти, звуко- и видеоадаптерами и др.

Программное средствоэто компьютерная программа учебного назначения. Такие программы бывают следующих типов:

· автоматизированные системы обучения (АСО) — компьютерные учебники, программный пакет, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел;

· лабораторные практикумы (ЛП) — программа, служащая для проведения наблюдений, исследования различных объектов на практике;

· тренажеры (ТР) — программы, используемые для отработки и закрепления технических навыков при решении задач, выполнении упражнений;

· контролирующие программы (ЮТ) — программы, предназначенные для проверки (и оценки) качества знаний обучающихся;

· справочные системы (СС) — программы, предназначенные для хранения и предъявления обучаемому новойучебной справочной информации;

· компьютерные игры (КИ) по назначению делятся на два класса: деловые (подражание жизненным ситуациям) и соревновательные;

· мультимедиа (от англ. multimedia — многокомпонентная среда) — программы, позволяющие использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяющие область применения компьютера в учебном процессе.

4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения

Назначение деятельности учителя состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в ходе педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки, анализа результатов.

Этап планирования завершается составлением календарно-тематических или поурочных планов. Это в свою очередь предполагает осуществление следующей предварительной работы: анализ исходного уровня подготовленности учащихся, состояния методического оснащения, своих профессиональных возможностей; определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач; отбор содержания, продумывание форм и методов ведения урока, своих действий и действий учащихся; прогнозирование результатов и возможных затруднений в ходе урока; продумывание использования наглядных и технических средств обучения; продумывание приемов стимулирования учащихся, видов домашней работы и т.д.

Этап организации деятельности учащихся включает в себя постановку учебных задач перед школьниками и создание благоприятных условий для их выполнения. При этом необходимо, чтобы выдвигаемые задачи соответствовали следующим правилам:

· нужно учитывать уровень развития учащихся и их подготовки;

· задача должна содержать в себе информацию, развивающую интеллект, воображение, творческие способности школьников;

· для решения задачи учащихся нужно вооружить соответствующими способами в ходе коллективной работы, переводя задачу в план самостоятельных индивидуальных действий;

· при постановке и решении задачи должна сохраняться система знаний и логика науки.

На данном этапе учитель руководит процессом перехода учащихся от теории к практике, ходом творческо-практической деятельности учащихся.

Регулирование и коррегирование процесса обучения на основе текущего контроля может выражаться в виде замедления или ускорения темпов учебной работы, уменьшением или увеличением объема выполняемой учебной работы; внесение изменений в порядок изложения материала, дополнительные разъяснения, предупреждение затруднений и т.д. Этому способствуют результаты контроля, который может осуществляться в форме наблюдения, устных и письменных опросов, проверки классных и домашних самостоятельных работ учащихся и т.д. Особое место на этом этапе занимает стимулирование активности и самостоятельной деятельности учащихся.

Регулирование, коррегирование и стимулирование процесса обучения обеспечивается продуманной системой оценивания, предполагающей воодушевление учащихся, вселение уверенности в собственных возможностях, постановку перспектив, порицание и т.д.

Завершающим этапом деятельности учителя является анализ результатов решения педагогических задач. Анализ должен выявить причины недостатков в обучении и основания успехов, наметить пути дальнейшего взаимодействия в ходе обучения.

Учение как основной вид деятельности учащихся имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы которые можно сгруппировать следующим образом: непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на положительных или отрицательных эмоциях (занимательное преподавание, привлекательность личности учителя, страх пред учителем, боязнь получить плохую оценку и др.); перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании важности знаний и изучаемого предмета в частности в связи с жизненными перспективами(выбор профессии, поступление в вуз и др.); интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от процесса познания(любознательность, интерес к материалу, стремление расширить кругозор).

Неотъемлемым компонентом являются познавательные интересы и потребности школьников. Они подразделяются на три уровня. Познавательные интересы элементарного уровня выражаются во внимании к конкретным фактам, описаниям, действиям по образцу. Для второго уровня характерен познавательный интерес к причинно-следственным связям, при изучении различных предметов и явлений. Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний. Формированию познавательных интересов высшего уровня способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения и взаимоконтроля учащихся.

Важнейшим компонентом учения являются также учебные действия (операции), осуществляемые в соответствии с поставленной целью. Они осуществляются на всех этапах решения учебной задачи и могут быть внешними и внутренними. К внешним относятся предметные действия (письмо, рисование, постановка опыта и т.д.), перцептивные действия (слушание, наблюдение, осязание, и др.). К внутренним – мнемические действия (запоминание материала), имерджентные (воображение), интеллектуальные (мышление).

Также структурными компонентами являются самоконтроль, самооценка, самоанализ результатов учения. Они формируются, как правило, на основе наблюдения за аналогичными действиями учителя. Формированию этих действий способствуют приемы взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности по ходу урока с учетом установленных критериев.

Таким образом, в процессе учения школьники должны уметь осуществлять следующие учебные действия:

· воспринимать материал;

· конспектировать информацию (фиксировать главные мысли, идеи, положения и т.д.);

· запоминать материал;

· повторять материал в процессе учебной деятельности;

· грамотно воспроизводить учебный материал;

· самостоятельно осуществлять решение учебных задач на основе усвоенного материала;

· владеть самоконтролем достижений;

· владеть навыками самооценки

 

5. Структура процесса усвоения знаний (этапы процесса обучения)

Усвоение теоретического материала начинается с восприятия сообщаемой учителем информации. Восприятие – это отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов и явлений. Результатом восприятия является формирование представлений как низшей формы знаний. В свою очередь, представление мы рассматриваем как сохранение в сознании человека внешних признаков и свойств воспринятых им предметов и явлений. Восприятие зависит от имеющегося у учащегося опыта, степени знакомства с материалом, количества каналов восприятия (слух, зрение, осязание, обоняние). Восприятие как целенаправленная деятельность представляет собой наблюдение. При этом должны соблюдаться следующие условия наблюдения: должна быть четко определена цель наблюдения; необходима база научных знаний; наблюдение должно осуществляться планомерно и систематично; результаты наблюдения должны фиксироваться.

Следующим этапом является осмысление. Осмысление представляет собой мыслительную деятельность человека, в процессе которой он раскрывает сущность изучаемых предметов и явлений и формирует научные понятия. Осмысление включает в себя следующие мыслительные действия:

· анализ воспринятых внешних свойств и признаков изучаемых предметов и явлений;

· постижение сущности предметов и явлений, формулировка теоретических понятий, выводов, правил;

· проверка истинности сделанных теоретических выводов.

Существуют два вида осмысления: первичное и последующее. Первичное осмысление позволяет добиваться лишь понимания, основанного на установлении связей между новым материалом и ранее изученным. Последующее – обстоятельно осмыслить сущность усвоенных правил, выводов, теоретических обобщений и т.д.

Осмысление перерастает в процесс обобщения знаний. Оно характеризуется выделением и систематизацией общих существенных признаков предметов и явлений. Оперирование научными понятиями на этапе обобщения знаний приводит к формированию суждений. Сопоставление суждений приводит к умозаключениям (самостоятельным выводам и доказательствам).

Причем понятия представляют собой совокупность знаний о существенных и наиболее устойчивых признаках однородных предметов и явлений. Суждения рассматриваются как утверждение или отрицание отдельных связей между предметами или явлениями. Умозаключения – вывод нового суждения на основе уже известных суждений.

Следующий этап в процессе обучения – повторение (воспроизведение) изучаемого материла, способствующее его запоминанию. Воспроизведение может осуществляться в виде пересказа материала вслух или про себя, устных ответов на вопросы учебника, устного или письменного составления тезисов и т.д. Необходимо, чтобы в процессе воспроизведения учащиеся не только вспоминали воспринятые факты, но и раскрывали и осмысливали новые детали в изучаемом материале. Важным условием успешного запоминания является его произвольность, намерение школьника прочно усвоить изучаемый материал.

Закрепление и применение знаний на практике. Закрепление предполагает повторное осмысление и неоднократное воспроизведение изучаемого с целью введения нового материла в структуру личного опыта ученика. Оно не может сводиться к механическому заучиванию фактов, определений и т.д. Его эффективность обусловлена системой упражнений в применении знаний на практике. В основе применения знаний находится конкретизация – умение применить абстрактные знания к решению конкретных практических задач (лабораторные работы, исследовательские задания и др.).

Контроль является необходимым завершающим этапом в процессе обучения. Он позволяет установить изменение уровней интеллектуального, культурного, социального и др. развития учащихся. Важным моментом является приучение школьником к самоконтролю в процессе обучения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.