Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовый потенциал предприятий авиатранспорта






Основой стабильного положения предприятия является финансовая устойчивость – это такое состояние распределения и использования финансовых ресурсов, которое обеспечит беспрерывное финансовое равновесие денежных потоков и развитие предприятия в условиях допустимого уровня риска.

Финансовый потенциал предприятия - это отношения, возникающие на предприятии по поводу достижения максимально возможного финансового результата при условии:

- наличия собственного капитала, достаточного для выполнения условий ликвидности и финансовой устойчивости;

- возможности привлечения капитала, в объеме необходимом для реализации эффективных инвестиционных проектов;

- рентабельности вложенного капитала;

- наличия эффективной системы управления финансами, обеспечивающей прозрачность текущего и будущего финансового состояния.

Финансовый потенциал - совокупность финансовых и экономических ресурсов предприятия, обеспечивающих его поступательное развитие и самостоятельность.

Факторами, формирующими финансовый потенциал, являются:

1. Финансовая устойчивость предприятия;

2. Способность точно и своевременно осуществлять свои финансовые обязательства;

3. Инвестиционные возможности предприятия;

4. Возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов;

5. Эффективность использования капитала (собственного и заемного);

6. Эффективность управления активами;

7. Используемая политика в области управления рисками.

Источником формирования финансового потенциала являются финансовые, инвестиционные и кредитные ресурсы.

Финансовые ресурсы – денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по простому и расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию на предприятии.

Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и заемных средств. Первоначально финансовые ресурсы появляются в момент создания предприятия и отражаются в уставном фонде.

Кредитные ресурсы нужны для предприятия, потому что во время колебания потребностей финансовых ресурсов их наличие может не равняться, необходимо оценить возможность для предприятия возместить заемные средства с процентами в срок, если существует возможность, так как автоматически увеличиваются затраты.

Сущность управления финансовым потенциалом заключается в эффективном использовании финансового механизма для достижения стратегических и тактических целей предприятия. Важнейшим аспектом финансового потенциала является не наличие финансовых ресурсов как таковых в конкретный момент времени, а способность предприятия в кратчайшие сроки, в полном объеме и с минимальными потерями воссоздать необходимые активы.

Существует несколько уровней ФПП:

Высокий уровень ФПП - деятельность предприятия прибыльна, финансовое положение стабильное.

Средний уровень ФПП - деятельность предприятия прибыльна, однако финансовая стабильность во многом зависит от изменений, как во внутренней, так и во внешней среде.

Низкий уровень ФПП - предприятие финансово нестабильно.

Главной задачей управления финансовым потенциалом предприятия является оптимизация финансовых потоков с целью максимального увеличения положительного финансового результата. Для этого предприятие должно иметь правильно составленный финансовый план своей деятельности.

Механизм формирования стратегии управления финансовым потенциалом предприятия можно разделить на ряд этапов:

· анализ и выделение из целей предприятия, приоритетов при формировании стратегии управления финансовым потенциалом;

· анализ и прогноз финансово-экономического состояния внешней среды;

· анализ внутренней среды предприятия;

· выявление сильных и слабых сторон, в частности, сильными сторонами являются: стабильный прирост объема продаж и прибыльности, дополнительный денежный поток; слабыми сторонами – снижение рентабельности, отрицательный денежный поток возможностей – улучшение структуры расходов; угрозы – потеря капитала, инвестированного в дочерние предприятия, признаки общеэкономической депрессии;

· адаптация к внешней среде;

· определение основных направлений формирования, накопления, распределения ресурсов, и поиск новых источников финансирования;

· формирование элементов стратегии управления финансовым потенциалом (планирование и контроль финансовых потоков и ресурсов, организационно-правовое оформление, выбор финансовых инструментов, анализ и оценка финансовых рисков, формирование программы жизнедеятельности предприятия, налоговое планирование);

· разработка стратегии управления финансовым потенциалом в конкретных финансовых программных документах и стратегических планах;

· реализация стратегии управления финансовым потенциалом;

· анализ и контроль стратегии управления финансовым потенциалом.

Финансовое оздоровление – это система мер, направленных на профилактику кризиса (банкротства) или вывод предприятия из кризиса. Данная система мер становится эффективной лишь в том случае, если она опирается на объективную информацию бухгалтерского учета и углубленный анализ несостоятельности организации.

Можно выделить ряд основных проблем, определяющих необходимость поиска новых решений в области финансового оздоровления авиакомпаний.

1. Необходимость модернизации существующего парка воздушных средств, особенно для выхода на международный уровень, что требует значительных финансовых ресурсов.

2. Вторая проблема связана с задачами достижения эффективного объема перевозок, с ограниченными возможностями для выхода на международный уровень и усилением конкуренции с зарубежными транспортными организациями. В настоящее время в отрасли избыток мелких перевозчиков – как правило, неэффективных собственников и ненадежных эксплуатантов линий.

3. Недостаточная гибкость тарифной политики на воздушном транспорте. Повышение тарифов не приводит к прямо пропорциональному росту доходности. При изменении тарифов следует исходить из конкурентной ситуации, класса пассажиров (например, отпускники или бизнесмены), аэропортовых сборов, регулировать воздействие тарифов на загруженность рейса и иметь в виду, что иногда приходится выполнять заведомо убыточные рейсы.

4. Усиление требований к безопасности и охране среды усложняет процессы сертификации и лицензирования авиапредприятий.

5. Проблема полноты и качества информации, обеспечивающей принятие обоснованных решений в области финансового оздоровления, а также переход крупных авиакомпаний на международные стандарты учета и отчетности.

Серьезной проблемой для авиакомпаний являются недостатки в структурировании и дифференциации информации в системе управления, дублирование, разрозненность операционных систем, неоперативность в формировании аналитической информации, несовершенство программного обеспечения, расплывчатость значительной части внутренних данных, формальное проведение анализа факторов и показателей деятельности. Объективно это связано с недостаточной надежностью входной информации и высокой степенью ее асимметричности, характерной для данного рынка, его слабой насыщенностью информационными технологиями и экспертными системами, ориентированными на решение проблем антикризисного управления.

Выделяют 6 типов финансово-экономического положения компании для более четкого отражения процесса изменения уровня состоятельности организации и своевременного распознавания ранних сигналов кризиса:

1 – кризисное;

2 – близкое к кризисному;

3 – неустойчивое;

4 – дискретно-неустойчивое;

5 – близкое к устойчивому;

6 – устойчивое.

Для достижения максимально возможного финансового результата на предприятии авиатранспорта требуется наличие эффективной системы управления финансами. Главным инструментом в этой сфере является установление тарифов на авиатранспорт, которые устанавливают компании, предоставляющие услуги по авиаперевозкам. Авиакомпании России вправе самостоятельно рассчитывать стоимость своих предоставляемых услуг. При этом они должны учитывать, что тарифы на авиатранспорт могут дифференцироваться в зависимости от комфортабельности во время перелета, а также от предлагаемого качества обслуживания пассажиров.

Утверждая тарифы на авиатранспорт, авиакомпания учитывает все своих расходы на предоставление услуг, налог на добавленную стоимость, стоимость дополнительных услуг для более комфортного перелета, а также страховой платеж в размере, который установлен законодательством РФ. Базовым тарифом на авиатранспорт считается тариф эконом-класса, который не содержит в себе никаких дополнительных услуг.

Тариф авиабилета – сумма, установленная и утвержденная в особом порядке перевозчиком за перевозку пассажира, багажа, груза, почты. Тариф величина переменная и зависит от загрузки конкретного рейса, класса обслуживания, времени, за которое приобретается билет, возможности смены даты вылета и возврата билета, приобретается ли билет в одну сторону или “туда и обратно”, срока пребывания в пункте назначения.

Тарифы на авиатранспорт рекомендовано менять в сторону повышения не чаще одного раза в квартал, а в сторону понижения – по мере надобности, с учетом экономической ситуации на рынке авиауслуг.

Стоимость авиабилета складывается из двух составляющих: тарифа и аэропортовых сборов (Сборы Авиакомпаний).

Аэропортовый сбор (такса, Сборы Авиакомпаний) - это некая сумма, взимаемая аэропортом, государственными или муниципальными органами, или другими организациями с авиапассажиров. Их размер устанавливаются авиакомпанией (или аэропортом обслуживания) и может изменяться. К основным можно отнести: налоги, сбор за безопасность - как правило, страховка пассажира на время перелета, топливный сбор, сервисный сбор, сборы аэропортов обслуживания, сбор за обслуживание PTA, прочие сборы и таксы. Таксы и сборы авиакомпаний и аэропортов добавляются в обязательном порядке ко всем авиабилетам. Сумма сборов аэропортов варьируется в зависимости от того, куда и как летит пассажир, и составляет от $0 до $150 на каждый авиабилет. Дополнительно оплачивается только налог с продаж при оплате наличными составляющий 5% от полной стоимости авиабилета (тариф + таксы).

Стоимость авиабилета определяется:

- тарифами на авиабилеты;

- аэропортовыми сборами (таксами), размер которых зависит от аэропортов, через которые проходит Ваш маршрут, и не зависит от агентства, в котором Вы приобретаете авиабилет;

- скидками, устанавливаемыми авиакомпаниями;

- условиями продажи (класс обслуживания; сезон; время, за которое приобретается билет; возможность изменения даты вылета и возврата билета; приобретается ли билет в одну сторону или “туда и обратно”; срок пребывания в пункте назначения);

- категорией пассажира (детский, молодежный, семейный, для инвалидов, для моряков, для военнослужащих и их семей, для депутатов Госдумы, для пенсионеров).

Цены на авиабилеты в один и тот же город в разных авиакомпаниях могут очень сильно различаться, причем необязательно стоимость авиабилетов авиакомпании в ее родную страну будет ниже, чем цена билета из другой страны.

Но тарифы на пассажироперевозки и перевозку грузов имеют различия. Тарификация на перевоз груза идет от 1 до 25 кг - единый сбором, от 25 до 50 кг - единый сбором, а свыше 50 кг - за каждый кг перевозимого груза (если груз не объемный).

Тарифы включают в себя бронирование, оформление, складирование, все аэропортовые сборы, погрузочно-разгрузочные работы, маркировку.

Оформление и бланк авиационной грузовой накладной стоит 500 рублей. Упаковка, пломбирование и окантовка оплачиваются отдельно. Страхование составляет 1% от заявленной стоимости груза.

Помимо тарифов на перевозку на финансовый результат деятельности авиакомпании оказывают влияние такие показатели как объем перевозок, себестоимость перевозки.

Увеличение объема перевозок ограничивается производственными мощностями авиакомпании, потребительским спросом, уровнем конкуренции.

При постоянном объеме выполняемых работ, изменение результата производственной деятельности в положительную сторону, возможно, получить за счет:

- увеличения тарифов на авиаперевозки и как следствие этого рост доходов;

- снижения затрат на производственную деятельность, а именно: сокращение численности персонала, уменьшение расходов на восстановление парка воздушных судов, сокращение общехозяйственных расходов, затрат на обслуживание пассажиров на борту и т.д.

При следовании по первому пути развития авиакомпания сталкивается с такими проблемами как низкая платежеспособность населения и высокий уровень конкурентной борьбы со стороны других авиакомпаний.

При снижении эксплуатационных расходов перед авиакомпанией также встает ряд проблем: поддержание определенного уровня безопасности полетов, сервиса обслуживания клиентов, то есть сохранение достигнутого уровня перевозок и привлечение новых потребителей услуг.

При работе в таких жестких условиях единственным способом изменения финансового состояния в положительную сторону является минимизация эксплуатационных расходов авиакомпании путем изменение структуры производства, а именно оптимальная расстановка парка воздушных судов по авиалиниям и выявление внутренних резервов авиакомпании при сохранении необходимого уровня безопасности полетов и уровня обслуживания.

Для достижения поставленной цели необходимо знать структуру себестоимости продукции, чтобы определить направления ее снижения.

Основные расходы авиакомпании приходятся на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и ремонт парка, аренду и лизинг воздушных судов, сборы аэропортов за обслуживание и аэронавигацию, на заработную плату персоналу и расходы на дистрибуцию.

Для воздушных перевозок характерна структура затрат, схожая с затратами в водном и автомобильном транспорте. Терминалы и воздушные пути обычно не являются собственностью авиакомпаний. Услуги терминалов «покупаются» как аэропортовые пошлины, аренда площадей для хранения и т.д. К этим затратам относятся и все операции, которые осуществляются с товарами на земле - доставка, сбор, обработка и т.д. Аренда транспортных средств или амортизационные расходы также составляют определенную часть фиксированных затрат.

Так как наибольшую долю переменных затрат в авиатранспорте составляют расходы, связанные со взлетом и посадкой самолета, то их удельный вес на одну единицу груза заметно снижается с увеличением дальности перевозки и не в столь большой мере зависит от увеличения объема груза.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.