Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расписание движения автобусов на маршруте и его оптимизация






Правильно составленное расписание движения ав­тобусов на маршруте является важным условием обес­печения высокого уровня организации перевозок пас­сажиров, эффективного использования подвижного состава и снижения себестоимости перевозок. Расписа­ние движения автобусов — это важный документ, регламентирующий режим движения автобусов на маршруте, время начала и окончания работы маршру­та, интервалы и частоту движения автобуса по часам суток, а также определяющий необходимую форму ор­ганизации труда водительских бригад.

Поэтому при составлении расписания движения следует учесть все факторы и результаты обследования пассажиропотока на маршруте с тем, чтобы обеспечить:

Ø минимум затрат времени пассажиров на ожидание автобуса и поездку по маршруту;

Ø высокую регулярность движения автобусов по всей протяженности маршрута;

Ø максимальную скорость движения автобусов при полном соблюдении безопасности движения;

Ø наиболее эффективное использование автобусов на маршруте;

Ø комфортные условия поездки пассажиров во все часы работы маршрута;

Ø согласованность движения автобусов данного мар ­ шрута с движением автобусов других сопряженных маршрутов и маршрутов других видов транспорта;

Ø нормальный режим труда водителей и кондукторов.

Разработку этой части проекта начинают с анализа действующего расписания движения автобусов на мар­шруте при существующей организации перевозок пас ­ сажиров. При этом анализе следует определить соот ­ ветствие действующего расписания предъявляемым к нему требованиям и выявить имеющиеся недостатки.

При анализе действующего расписания движения автобусов следует также оценить, насколько оносоот­ветствует х арактерураспределенияпассажиропотока на маршруте по его участкам и часам суток (по дан­ным последнего обследования пассажиропотока на маршруте). При этом следует сопоставить характер из­менения интервалов и частоты движения автобусов на маршруте по часам суток и его соответствие характеру изменения пассажиропотока, особенно в часы пик. При разработке нового расписания движения автобусов при проектируемой организации перевозок пассажиров следует учесть все недостатки действующего расписа­ния и не повторять их в новом.

В основу разработки расписания движения автобу­сов при проектировании новых маршрутов или совер­шенствовании действующих должны быть положены следующие данные:

Ø время рейса автобуса;

Ø интервалы движения автобусов по часам работы маршрута;

Ø число автобусов на маршруте по часам суток; общее число рейсов автобусов за день работы (по данным технологической части);

Ø среднее время нахождения автобусов на маршруте и в наряде и общее число автомобиле-часов в наряде и на маршруте за день работы;

Ø время, затрачиваемое на нулевой пробег и на пере­смену водителей;

Ø место пересмены водителей автобусов (на АТП или на маршруте и на какой из остановок);

Ø место схода автобуса с маршрута на перерыв (одна из конечных остановок) или на ожидание выхода на маршрут в межпиковое время;

Ø время начала и окончания работы маршрута; материалы обследования пассажиропотока на мар­шруте;

Ø принятые нормативы времени рейса по периодам дня;

Ø принятые формы организации труда водителей.

Маршрутное расписание автобусов можно состав­лять в табличной или в графической форме. На осно­вании этого расписания составляют автобусные рас­писания (для водителей) и расписания для информа­ции пассажиров.

3.2. Организация труда водителей и кондукторов на маршруте и мероприятия по ее совершенствованию

Внедрение научной организации труда водителей и кондукторов, улучшение условий труда, введение раз­нообразных видов материального стимулирования, внедрение наиболее прогрессивных форм разделения и совмещения труда находятся в числе главных факто­ров роста производительности труда и повышения ка­чества работы пассажирского транспорта.

Анализируя сложившийся на автотранспортном предприятии и на рассматриваемом в проекте маршру­те уровень организации труда водителей и кондукторов, следует оценить его с точки зрения соответствия требо­ваниям научной организации труда и существующим передовым формам организации труда, выявить воз­можные недостатки и предложить меры по их ликви­дации.

Мероприятия, предложенные в этой его части про­екта, должны быть направлены на рационализацию су­ществующей организации труда водителей и кондук­торов, занятых на проектируемом маршруте, и приве­дение ее в соответствие с требованиями научной орга­низации труда. При этом должно быть обеспечено соб­людение установленного трудовым законодательством режима труда и отдыха водителей, улучшение условий труда и повышение его производительности, а также повышение качества и культуры обслуживания пасса­жиров на перевозках, рассматриваемых в проекте.

Одной из важных форм рациональной организации труда водителей автобусов является бригадный метод их работы и его наиболее прогрессивная форма — бригадный подряд. Организация работы водителей по методу бригадного подряда должна быть одним из глав­ных мероприятий каждого проекта по проектированию и совершенствованию существующей организации автобусных перевозок пассажиров. Применение бригад­ного подряда на автобусных перевозках позволяет зна­чительно улучшить качество обслуживания пассажи­ров и технико-экономические показатели работы авто­бусов.

Важное место при разработке рациональной орга­низации труда водителей автобусов должно иметь внедрение наиболее рациональных графиков их рабо­ты. При составлении графиков работы автобусных бригад должен быть соблюден месячный баланс рабочего времени, рассчитанный на 7-часовой рабочий день и 40-часовую рабочую неделю, а также обеспечены необ­ходимые перерывы в работе для отдыха и приема пищи и перерывы в межсменное время. При этом следует руководствоваться Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, действующим на автомобильном транспорте.

3.3. Тарификация маршрута и организация сбора и сдачи выручки

Правильность применения тарифов на перевозку пассажиров на маршруте значительно влияет на даль­ность поездки и объем перевозок пассажиров, на уро­вень доходов АТП от эксплуатации автобусов и рента­бельность их работы. Поэтому тарификации автобус­ного маршрута в проекте должно уделяться большее внимание.

В проекте по совершенствованию существующей ор­ганизации перевозок на автобусных маршрутах следует дать анализ существующей тарификации маршру­та и ее соответствия единым тарифам на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, и ана­лиз существующей организации сбора выручки и конт­роля за полнотой сбора выручки на маршруте.

Плата за проезд в автобусах в черте городов, рабочих и курортных поселков и других населенных пунктов взимается независимо от расстояния в размере единого тарифа за одну поездку. При проектировании автобусных перевозок пассажи­ров на вновь открываемых маршрутах тарификацию маршрута следует вести, руководствуясь Прейскуран­том № 13-02-01.

При анализе существующей организации перевозок пассажиров на маршруте в этой части проекта следует дать также характеристику принятого на автотранс­портном предприятии и на данном маршруте метода организации сбора платы за проезд с пассажиров — кондукторное или бескондукторное обслуживание, кас­совый или бескассовый метод.

При проектировании более совершенной организа­ции труда на действующих маршрутах и разработке но­вых маршрутов следует учитывать, что для городских автобусных перевозок наиболее характерна система бескондукторного обслуживания, позволяющая повы­сить производительность труда работников АТП и улучшить экономические показатели работы автобусов.

Наиболее прогрессивной формой организации сбора выручки на автобусных маршрутах считается полу­чающий распространение бескассовый метод обслужи­вания пассажиров. Этот метод ведет к упрощению сбора проездной платы, сокращению затрат по учету, хра­нению и инкассации выручки, а также к увеличению общей суммы доходов от перевозок.

Следует дать также оценку существующему на АТП порядку сдачи выручки водителями и кондукторами, контролю за полнотой ее сбора и мерам, пре­дусмотренным на АТП для обеспечения сохранности выручки.

В этой части проекта автором также должна быть дана характеристика осуществляемого на АТП ли­нейного контроля по выявлению на маршруте фактов безбилетного проезда пассажиров и финансовых на­рушений со стороны водителей и кондукторов, а так­же характеристики эффективности и регулярности этого контроля. Автором проекта должны быть пред­ложены меры по повышению регулярности и действен­ности линейного контроля на маршруте.

3.4. Организация диспетчерского контроля, регулирования и управления движением автобусов на маршруте

Важной задачей автора дипломного проекта является прежде всего детальный анализ существующей технологии диспетчерского руководства движением ав­тобусов на маршруте, рассматриваемом в проекте, и оценка эффективности этого руководства.

При этом анализе следует дать оценку степени ре­шения в АТП основных задач диспетчерского руковод­ства:

Ø контроль за своевременным выпуском автобусов на линию;

Ø контроль за регулярностью движения автобусов на маршрутах;

Ø контроль за наполнением автобусов на маршрутах по периодам дня;

Ø оперативности перераспределения автобусов между маршрутами;

Ø регулирования движения автобусов при отклоне­ниях от расписания;

Ø информирования пассажиров о наличии свободных мест в автобусах на междугородных маршрутах;

Ø оперативности мер по оказанию технической по­мощи водителям на линии.

Результаты анализа должны быть использованы ав­тором проекта для разработки более совершенной сис­темы и методов диспетчерского управления движением автобусов, позволяющих улучшить качество обслужи­вания пассажиров и повысить эффективность использо­вания автобусов.

Важное место в системе мер по повышению уровня диспетчерского управления должны занять мероприя­тия, обеспечивающие высокий уровень регулярности движения автобусов на маршрутах, как основной по­казатель работы автобусов. В числе основных меропри­ятий по повышению регулярности движения автобусов следует предусматривать переход от децентрализован­ных способов контроля регулярности на маршрутах (на одном или двух конечных пунктах маршрута штамп-часами, либо линейным диспетчером) к центра­лизованным способам.

Внедрение централизованных систем контроля ре­гулярности движения автобусов с применением прямой телефонной и системой GPS навигации с основными или всеми остановочными пунктами маршрута, позволяет получить более высокие показатели в обеспечении надежной своевременной и бесперебойной перевозки пассажиров на маршруте. В проектах должно быть рекомендовано или предусмот­рено внедрение на городских автобусных маршрутах навигационной системы.

При разработке мероприятий по совершенствова­нию организации диспетчерского руководства (управ­ления) движением автобусов следует рассмотреть эф­фективность осуществления в АТП каждого этапа тех­нологического процесса диспетчерского руководства— информации, контроля и регулирования.

Информация о своевременности и полноте выпуска автобусов на линию, соблюдении водителями расписания движения и о регулярности движения автобусов на маршруте, о наличии и использовании резервных автобусов, о характере изменения пассажиропотока и дорожных условий должна позволять непрерывно кон­тролировать соответствие фактического уровня орга­низации перевозок запланированному.

Контроль за движением автобусов должен преду­сматривать:

Ø полный и своевременный выпуск автобусов на маршруты;

Ø выполнение каждым водителем запланированного на смену числа рейсов;

Ø заданный уровень регулярности (интервала и час­тоты) движения автобусов на маршруте;

Ø безопасные условия для движения автобусов; высокое качество использования подвижного соста­ва на маршруте во все периоды дня;

Ø эффективное использование подвижного состава на маршруте.

Диспетчерское регулирование движения автобусов должно включать в себя проведение оперативных мер по:

Ø организации укороченных рейсов автобусов на маршруте;

Ø вводу в действие резервных автобусов; увеличению интервалов отправления автобусов с конечных пунктов;

Ø переводу движения автобусов на оперативный интервал;

Ø улучшению качества обслуживания пассажиров; повышению эффективности использования автобу­сов.

Эффективность диспетчерского управления движе­нием автобусов в городах и высокие показатели обслу­живания пассажиров значительно повышаются при применении автоматизированных систем и системы GPS навигации диспетчерского управления. В связи с этим в проекте должно быть дано технико-экономическое обоснование необходимости и возможности внедрения одной из получающих распространение в стране системой GPS навигации.

Система GPS навигации, внедренная в г. Казань, предназначена для оператив­ного управления движения автобусов в больших городах.

Система GPS навигации внедрен­ая в ряде городов страны позволила значительно поднять регулярность движения автобусов на городских мар­шрутах и повысить культуру обслуживания пассажи­ров, увеличить объем перевозок пассажиров на 5—7% и обеспечить соответствующее повышение эффективно­сти использования автобусов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.