Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место и природа межличностных отношений.






Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Вместе с тем в ходе этой реализации отношений между людьми (в том числе общественные) вновь воспроизводиться. Иными словами, это означает, что в объективной ткани общественных отношений присутствуют моменты, исходящие из сознательной воли и особых целей индивидов. Именно здесь и сталкивается непосредственно социальное и психологическое. Поэтому для социальной психологии постановка этой проблемы имеет первостепенное значение.

Предложенная структура отношений порождает важнейшие следствия. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представлять единственной реальной вообще каких бы то ни было отношений, т.е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остается в больной мере скрытыми. Несмотря на то, что в процесс межличностных, а значит, и общественных отношений, это означает люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее значение того, что люди вступили в межличностные отношения.

Природа существенных отношений существенно отличается от природы общественных отношений6 их важнейшая специфика черта- эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассмотреть как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определе6нных чувств, рождающих у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различают два вида, или условия, эмоциональных проявлений.

Однако в социальной психологии обычно характеризуется именно третий компонент этой схемы- чувства, причем термин употребляется не в самом строгом смысле. Естественно, «набор» этих чувств безграничен. Однако все их можно свести в две большие группы:

1) Коньюнктивные - сюда относят разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. В каждом случаи такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к другому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.

2) Дизъюнктивные - сюда относят разъединяющие чувства, когда другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д. Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития, естественно, не может быть безразличным для деятельности групп.

Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах анализа. Традиционная социальная психология обращала преимущественно внимание на межличностные отношения, поэтому относительно их изучение значительно раньше и полнее был разработан арсенал методических средств. Главным из этих средств является широко известная в социальной психологии методика социометрии, предложенная американским исследователем Дж. Морено, для которого она есть приложение к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма популярной.

Возвращаясь к предложенной схеме- о взаимодействии межличностных и общественных отношений, можно сказать, что социометрия никак не схватывает ту связь, которая существует между совокупностью межличностных отношений в группе и общественными отношениями, в системе которых функционирует данная группа. Для одной стороны дела методика пригодна, но в целом для диагностики группы она оказывается недостаточной и ограниченной (не говоря уже о других ее ограничениях, например о неспособности устанавливать мотивы совершаемых выборов).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.