Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.2.






Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук.

 

Педагогика - гуманитарная наука о воспитании человека, целях задачах, принципах, содержании и методах воспитания. Источники педагогической науки: народная педагогика, религия, педагогическая мысль прошлого, педагогическая практика, экспериментальные исследования. Задачи и методы педагогики. Методологические основы педагогики.

Педагогика, как и остальные науки, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками, особенно человековедческими.

Педагогика вызрела в недрах философии, отпочкова­лась от последней. Став самостоятельной наукой, педагогика не порывает связи с философией и ее отраслями. Те или иные философские концепции лежат в основе любой педагогической теории. Педагогика непосредствен­но связана с такими отраслями философии, как этика, эсте­тика, способствующими решению проблем нравственного, эстетического воспитания.

Педагогика органически связана с психологией, которая изучает закономерности развития психики человека. Все педагогические проблемы имеют психологическое обосно­вание. Так, проблема умственного воспитания опирается на теорию познавательных процессов и умственного раз­вития; закономерности воспитания раскрываются с учетом психологической теории личности.

 

Интеграция психологии и педагогики привела к возник­новению пограничных отраслей - психопедагогики, педагогической психологии.

В последние десятилетия большую помощь педа­гогической науке оказывает социология, которая изу­чает различные стороны общественной жизни.

Анатомия и физиология - основа для понимания биоло­гической сущности человека, особенностей развития орга­низма на каждом возрастном этапе. Научные знания о выс­шей нервной деятельности используются педагогикой для изучения закономерностей управления физическим и пси­хическим развитием детей. Те же знания являются осново­полагающими при разработке режима жизни детей, орга­низации различных видов деятельности, исследовании принципов оформления предметно-материальной среды в образовательных учреждениях, особенно тех, которые пред­назначены для детей раннего и дошкольного возраста.

Сегодня состояние здоровья детей так неблагополучно, что тре­бует от педагогики более тесного сотрудничества с отрас­лями медицинских наук. Возникла необходимость создания новой отрасли педагогики - лечебной педагогики, призван­ной разработать специальную систему обучения и воспи­тания детей, часто болеющих, недомогающих.

В 60-70-е гг. нынешнего столетия педагогика усилила свое взаимодействие с такими науками, как генетика, ки­бернетика, информатика. В результате педагогическая теория обогатилась программами диагностики и воспитания одаренных детей, идеями и методами математической ло­гики, компьютерной технологии, программированного обучения и др.

Заметна и связь педагогики с экономическими науками, которые и определяют условия развития всей системы образования.

Новые возможности для развития педагогики от­крылись с появлением быстро развивающейся облас­ти знания, получившей название науки управления.

Педагогическая наука использует материалы и данные других наук для решения задач воспитания и образования на основе строгого отбора и выявления границ их применения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.