Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контроль за качеством смазочных материалов






1. Все смазочные материалы, поступающие на предприятие, должны, как правило удовлетворять техническим требованиям ГОСТов и ТУ.

2 Нефтепродукт при поступлении на предприятие должен быть снабжен пас­портом качества, выданным поставщиком (заводом-изготовителем или нефтебазой

3 При приемке продукта заведующий центральным масляным складом дол­жен " проверить целость и исправность тары, а также сохранность пломб. Продукт в неисправной таре и с поврежденными пломбами необходимо дополнительно проанализировать и в случае несоответствия стандарту — забраковать.

4. Отбирать пробы для анализа следует по ГОСТ 2517—69. Для контрольной пробы берут 1—1, 5 л масла, 1 кг консистентных смазок.

5 Помимо свежих нефтепродуктов при поступлении анализировать также необходимо: смазочные материалы из емкости хранения (периодически масла из смазочных систем, особенно при циркуляционной и гидравлической системах подачи); смазочно-охлаждающие жидкости, приготовляемые самим предприя­тием (эмульсии, растворы); регенерированные масла, поступающие с регенерационной станции предприятия.

6 Показатели качества смазочных продуктов необходимо определять в соот­ветствии с ГОСТом на методы испытания нефтепродуктов.

 

О смазках. Общие характеристики.

Работоспособность техники и эффективность функционирования агрегатов предприятия зависят от их обеспеченности высокоэффективными смазочными материалами (масла, смазки, смазочно-охлаждающие жидкости).

Основным назначением смазок является обеспечение снижения трения и износа в трущихся деталях механизмов, что позволяет повысить механический КПД двигателя, защитить трущиеся пары от износа и заеданий.

Вторая важная роль смазок – теплоотвод от двигателя и нагревающихся при трении деталей. Кроме того, смазка защищает детали от коррозии, смывает и удаляет загрязнения, обеспечивает уплотнение, а в некоторых случаях – выполняет специальные задачи: например, служит разделяющим слоем между формой и отливкой.

К смазочному материалу предъявляется также ряд требований, не связанных с его рабочими функциями, но необходимых с точки зрения эргономических и экологических свойств.

Смазки должны:

§ Быть нетоксичными, не обладать неприятным запахом, не загрязнять окружающую среду.

§ Быть биостойкими, а в определенных условиях и биоразлагаемыми.

§ Хорошо совмещаться с конструкционными материалами, фильтроваться и прокачиваться, не образовывать пену при контакте с воздухом.

§ Удерживаться в узле трения, не высыхать при действии высоких температур, не упрочняться в процессе работы.

Специальные смазочные материалы должны удовлетворять особым требованиям, например, быть стойкими к контакту с агрессивными средами, обладать высоким удельным электрическим сопротивлением, или напротив, хорошей проводимостью.

В наибольшем объеме используются смазочные масла. Этому способствуют их сравнительно невысокая стоимость и удобство применения.

Смазки применяют в таких узлах трения, где использование жидких масел затруднено или нерационально.

Наиболее распространены пластичные (консистентные) смазки.

 

Отечественный рынок трансмиссионных масел насыщен продукцией российских и зарубежных компаний. Многие владельцы автотранспорта зачастую попадают в затруднительное положение при выборе масла. Хочется купить недорогое, но качественное масло. При этом, как правило, возникает ряд типичных вопросов:

– Как оценить уровень качества масла по информации на этикетке?

– Есть ли возможность по внешнему виду канистры и этикетки отличить фирменное масло от подделки?

Многих также интересуют перспективы выработки новых отечественных трансмиссионных масел.

Редакция попросила специалистов ОАО «ЛУКОЙЛ» Валентину Галкину и Владимира Окружнова ответить на эти вопросы.


Для смазки большинства агрегатов трансмиссии автомобилей необходимы масла, обеспечивающие их работу при высоких давлениях и температурах, предотвращающие износ, питтинг (точечные дефекты поверхности) и задиры зубьев, подшипников скольжения и качения.

Срок смены масел в агрегатах трансмиссии в зависимости от области применения масел и конструкции трансмиссии колеблется в диапазоне от 40 до 70 тыс. км пробега. Для обеспечения долгоработающих свойств масло должно быть стойким к окислению и термически стабильным, обладать антикоррозионными (по отношению к черным и цветным металлам), противопенными и деэмульгирующими свойствами. Масло не должно вызывать чрезмерного набухания и усыхания, и тем более, разъедания резинотехнических изделий (сальников и колпачков). Его вязкость должна соответствовать температурным условиям окружающей среды.

Автомобильные трансмиссионные масла используются в большинстве механических (ручных) коробок передач, раздаточных коробках, промежуточных и ведущих мостах, в червячных и реечных передачах рулевого управления. В ряде случаев трансмиссионные масла используются, наравне с пластичными смазками, для смазки узлов трения: шарниров рулевых тяг, карданных передач, шаровых опор, обеспечивая при этом их высокий ресурс работы. Однако в этих случаях к узлам трения предъявляются повышенные требования по их герметичности.

Многообразие требований к трансмиссионным маслам, условий их применения и обилие марок приводят к необходимости обобщения спецификаций производителей и потребителей масел и созданию единой классификационной системы обозначения масел. В настоящее время за рубежом действует несколько классификаций трансмиссионных масел. Наиболее известные из них – SAE и API. В России для разделения по классам вязкости и эксплуатационным группам, а также установления стандартных обозначений принят ГОСТ 17479.2 «Масла трансмиссионные. Классификация и обозначение». В указанном нормативном документе также представлена информация по соответствию отечественных обозначений зарубежным стандартам.

В соответствии с ГОСТ 17479.2 обозначение трансмиссионных масел состоит из групп знаков, первая, из которых обозначается буквами – ТМ (трансмиссионное масло); вторая группа знаков обозначается цифрами и характеризует принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам; третья – обозначается цифрами и характеризует класс кинематической вязкости.

Приведем пример расшифровки обозначения масла ТМ-5-9з, где:

ТМ – трансмиссионное масло,

5 – масло с противозадирными присадками и многофункциональными присадками,

9 – класс вязкости (6.0 –10.99 сСт при 100°С),

з – буква означает наличие загущающей присадки.

Трансмиссионные масла должны обладать рядом характеристик, получить которые можно введением только специально подобранным образом присадок – пакетов присадок. Масла всех групп по API, за исключением GL-1, содержат присадки. Количество и тип используемых присадок определяются требуемым уровнем эксплуатационных свойств и условиями применения. Масла групп GL-1 и GL-2 в силовых агрегатах автомобильной техники не применяются. Однако они могут быть рекомендованы для смазки вспомогательного оборудования, устанавливаемого на специальные автомобили (редукторы автокранов, агрегатов мусороуборочных машин, узлов подъема борта и т.д.)

Соответствие обозначений трансмиссионных масел по ГОСТ17479.2-85 уровню эксплуатационных групп по API и ранее принятой в ГОСТ 23652-79 и ряде отраслевых стандартов маркировке масел (указанная маркировка до сих пор наиболее распространена в обиходе производителей и потребителей масел) представлено в табл. 1.

Главной функцией трансмиссионных масел является снижение трения и износа. При этом смазывающая способность масла определяется вязкостно-температурными свойствами базового масла и эффективностью действия пакета присадок.

При сочетании хороших низкотемпературных свойств и сравнительно низкой вязкости трансмиссионного масла при 100°С (при обеспечении высокой несущей способности масляной пленки) достигается заметная экономия топлива, особенно в период запуска двигателяи разогрева масла при движении автомобиля.

В этом плане предпочтительно применение загущенных масел классов вязкости SAE 80W-90 и, особенно, SAE 75W-90 (масла на частично-синтетической и синтетической основе) перед маслами классов вязкости SAE 85W-90 и SAE 90.

В некоторых агрегатах трансмиссии рекомендовано применение высоко вязких масел SAE 90W-140 и SAE 140, а для отдельных узлов трения с недостаточной герметизацией, даже SAE 250 (например, для переднего ведущего моста автомобиля «Робур»), однако такие масла неработоспособны при отрицательных температурах воздуха.

По мере совершенствования конструкций коробок передач, ведущих мостов, повышения интенсивности их работы доминирующим режимом работы узлов трения становится граничное трение, при котором вязкость масла играет второстепенное значение.

Трибологические характеристики масел, работающих в граничном режиме трения, принято оценивать по ГОСТ 9490 на четырехшариковой машине трения (ЧШМ). Некоторые типовые нормируемые показатели трибологических характеристик масел группы GL-5, вырабатываемые на предприятиях ОАО «ЛУКОЙЛ», приведены в табл. 2.

Анализ приведенных в табл. 2 данных показывает, что наилучшие трибологические характеристики достигаются на масле ТАД-17и ГОСТ 23652 при применении пакета присадок Англамол 99. Однако указанный пакет присадок уже несколько лет не поставляется в Российскую Федерацию.

Пришедшие им на замену пакеты присадок Англамол 6085, Англамол 99NRS и Хайтек Е-320N имеют удовлетворительные трибологические характеристики.

Кроме того, по результатам квалификационных и стендовых испытаний на реальных агрегатах трансмиссии масла, выработанные с вовлечением указанных пакетов присадок, допущены к производству и применению Госстандартом РФ.

Что же рекомендует ОАО «ЛУКОЙЛ» – ведущий производитель моторных и трансмиссионных масел в Российской Федерации?

Не спешите покупать импортное масло, ведь не секрет, что даже самые известные фирмы зачастую поставляют в Россию далеко не лучшие образцы своей продукции, да и сами масла могут не соответствовать требованиям российских производителей агрегатов трансмиссии.

Современные отечественные трансмиссионные масла вполне выдерживают сравнение с зарубежными аналогами той же потребительской категории (группы). Причем ведущие российские производители фасованных масел маркируют продукцию, как по ГОСТ 17479.2, так и по международным стандартам SAE и API, что облегчает оценку уровня их качества в сравнении с зарубежным.

Как же отличить «фирменные» масла от подделки?

Мы рекомендуем обратить внимание на внешний вид и текст этикетки. «Фирменные» фасованные масла имеют единый дизайн этикеток, на которых, как правило, отображены зарегистрированный товарный знак и (или) графическое изображение торговой марки (логотип), указаны стандарт или ТУ, по которым оно изготовлено, юридический адрес и телефон службы реализации производителя масла, номер партии и дата изготовления. Большее доверие вызывает фасованная продукция, на этикетке которой нанесены типографским способом зарегистрированная голограмма и штрих-код производителя. На страже Потребителя должен стоять Продавец продукции, в связи с чем введена сертификация дилеров и торговых точек. И Покупатель вправе требовать у торгующей структуры сертификат дилера или торговой точки.

При покупке масла обратите внимание на его маркировку. Если на этикетке напечатано, что это масло ТАД-17и – это скорее всего подделка, ведь, как отмечалось выше, пакет присадок для его производства в Россию уже не поступает.

Если Вы выбираете импортное масло, то помните, что узлы трансмиссии зарубежных автомобилей изготовлены с высокой точностью и с применением новейших технологий упрочнения трущихся поверхностей. Так что требования к трибологическим характеристикам зарубежных масел не столь высоки, как у отечественных производителей агрегатов трансмиссии.

Тем не менее импортные масла групп GL-4 и GL-5 полностью удовлетворяет требованиям ОАО «АВТОВАЗ» к маслам для механических коробок передач и ведущих мостов.

В тоже время для применения в ведущих мостах ОАО «ГАЗ» (соответствующий стандарт предприятия имеет более высокие требования по антифрикционным и противозадирным свойствам трансмиссионных масел) и в агрегатах трансмиссии некоторых грузовых автомобилей других Российских автопроизводителей лучше применять импортные масла группы API GL-5 с дополнительной маркировкой 4(4 (EP2), предназначенные для работы с высокими ударными нагрузками и при повышенных температурах масла.

На этикетках фирменных зарубежных масел указаны допуска MAN, Mercedes-Benz, Volkswagen и ZF (табл. 3).

Однако цены на такие масла «кусаются», а существенных преимуществ перед более дешевыми и доступными отечественными маслами «ЛУКОЙЛ-ТМ5 SAE 85W-90, GL-5» (ранее выпускались под товарным знаком «Велс транс-5» и «Волнез Супер-Т») они не имеют.

Отечественный потребитель уже привык к тому, что российские масла относятся, в подавляющем числе случаев, к классу вязкости SAE 85W-90. Спешим их обрадовать, ОАО «ЛУКОЙЛ» расширяет диапазон выпускаемых масел. Уже поставлено на производство масло «ЛУКОЙЛ-ТМ4 SAE 80W-85, API GL-5» для коробок передач переднеприводных автомобилей, универсальное масло «ЛУКОЙЛ-ТМ 5 SAE 80W-90, API GL-4», а в 2002 г. планируется постановка на производство многоцелевого универсального масла нового поколения класса вязкости SAE 75W-90, API GL-5.

Теперь дело за потребителем, ведь план производства масел формируется на основе заявок торгующих организаций, которые суммируют просьбы покупателей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.