Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краудсорсинг в государственном и муниципальном управлении




В настоящее время принятие управленческих решений на различных уровнях государственного и муниципального управления связано с необходимостью реагирования на многочисленные и не всегда очевидные вызовы, а также прогнозирования не всегда определенного будущего. В данных условиях традиционные управленческие технологии, основанные на квалификации управленцев и детальной регламентации их деятельности, а также на привлечении экспертов зачастую неэффективны. Более востребованными становятся методы управления, использующие креативный потенциал различных заинтересованных групп, сообщества в целом. К их числу относится краудсорсинг, быстро развивающийся и успешно зарекомендовавший себя как эффективное средство достижения целей.

Под краудсорсингом (crowdsourcing, crowd – «толпа» и sourcing – «использование ресурсов») понимается передача определенных производственных функции неопределенному кругу, координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий. Главная идея краудсорсинга заключается в том, чтобы необходимую работу исполняли не профессионалы, а любители. То есть целью данной технологии является использование потенциала большего количества людей для решения общественно значимых задач в регионе.

Иными словами краудсорсинг – это технология, объединяющая новые сетевые инновационные технологии, новый подход в методологии решения комплексных задач с использованием интеллектуального потенциала и знаний миллионов граждан с разделением управленческого процесса на отдельные этапы.

Актуальность применения технологии краудсорсинга в системе гражданских отношений обусловлена объективным усложнением и удорожанием процессов государственного управления. Сегодня и в прогнозируемом будущем невозможно осуществлять государственный контроль и развитие региона без разработки и освоения современных технологий управления. При этом речь идет не о придании новых наименований старым, бюрократическим процедурам и операциям, а о качественно новом способе государственного менеджмента. Современные управленческие технологии должны вызвать глубокие преобразования во всей системе власти, обеспечить рациональность и эффективность управленческой деятельности государственного сектора.

Краудсорсинг уже на протяжении долгого времени используется различными компаниями на Западе для решения производственных задач, привлекая к этому обширную аудиторию добровольцев со всего мира. Однако в России краудсорсинг начал активно применяться относительно недавно. Тем не менее, в число «краудсорсеров» уже входят такие крупные организации, как Сбербанк, Газпром, МТС и еще ряд фирм, которые постоянно устраивают различного рода конкурсы в социальных сетях.



Например, в Белгородской области примером использования краудсорсинга является проект «Народная экспертиза», представляющий собой создание веб-сайта, где каждый житель может оставить свои рекомендации, просьбы и идеи по интересующему его вопросу в любой сфере деятельности региона, цель которого – собрать лучшие народные предложения, способствующие решению актуальных проблем области.

Активное применение в государственном менеджменте технологии краудсорсинга обусловлено развитием современных информационных и коммуникационных технологий, социальных сетей и различных диалоговых интернет-площадок. Краудсорсинг позволяет органам публичной власти принимать более эффективные управленческие решения с учетом мнений, требований, предложений населения через привлечение к решению затрагивающих его интересы задач путем предоставления возможности высказывать обсуждать и оценивать их.

Буквально за последние годы термин «краудсорсинг» стал широко использоваться в выступлениях первых лиц государства, политиков и бизнесменов, все чаще можно получить сведения о краудсорсинге на страницах средств российских средств массовой информации. При этом открытым остается вопрос – является ли краудсорсинг новой управленческой технологией, пригодной для использования как в бизнесе, так и государственном секторе, или очередной данью моде на новые понятия, которые вводятся в практику без оценки условий, результатов и рисков их распространения.

Последнее вполне вероятно, если принять во внимание широкое использование в практике государственного и муниципального управления имитационных практик, в основе которых лежит декларация, деформация и демонстрация намерений при отсутствии реальных решений. Декларация, как правило, представляет собой заявление о желаемом результате, которое не подкреплено взвешенной оценкой реальных возможностей субъекта, а провозглашенные в нем цели не обоснованы с точки зрения наличных средств и ресурсов. Декорация – это односторонняя (выгодная субъекту) интерпретация реальности, связанная с наделением ее ценностями, значимыми для субъекта и объекта воздействия. Демонстрация включает в себя осуществление процедур, формулировку идей, лишенных реального содержания (духа реальности), но соответствующих формальным нормам.



Очевидно, что реализация краудсорсинга как действительно результативной технологии требует не только политической воли социальных акторов, но и ясного представления о его содержании.

Необходимо отметить, что основой краудсорсинга является базовый эгалитарный принцип: каждый человек обладает знаниями и талантами, которые могут оказаться востребованными другими людьми. Именно человек со всеми своими особыми навыками – центральное звено краудсорсинга. Наши индивидуальные особенности – целый букет стечений обстоятельств, эту уникальность, присутствующую в больших группах, можно назвать разнообразием, которое являет собой мощную силу для разработки новых продуктов и решения широкого спектра проблем.

Для того чтобы иметь более ясное представления о краудсорсинге, необходимо обозначить следующие его преимущества, такие как:

1. Масштабируемость. Доступ к результатам труда практически не ограниченной аудитории позволяет быстро создать глобальный продукт в регионе.

2. Таланты. Одно из главных преимуществ краудсорсинга – привлечение талантливых людей по всему миру, что в итоге дает новые идеи и положительный результат.

3. Компетентность. Краудсорсинг гарантирует то, что каждый будет заниматься своим делом, а значит, задания буду выполняться людьми с соответствующей делу квалификацией.

4. Простота внедрения. Реализация краудсорсинговых задач очень проста в использовании, обычно с помощью сайта или социальных сетей.

5. Незначительные затраты. Это недорогой инструмент развития региона, поскольку всю необходимую работу делают неоплачиваемые или малооплачиваемые профессионалы-любители.

Основой краудсорсинговых проектов являются талантливые люди, желающие добровольно потратить свое время на обсуждение глобальных вопросов региона, которые не столько стремятся заработать денег, сколько получить моральное удовлетворение от своей деятельности.

Краудсорсинговая технология – это социальная технология, реализуемая субъектами гражданского общества в общественных и государственных интересах.

В узком смысле технологией краудсорсинга является только технология, связанная с привлечением в региональное управление волонтеров и благотворительных средств. Основная же масса реализуемых сегодня «краудсорсинговых технологий» в своем инструментальном содержании не являются особым, имеющим свою качественную определенность, классом технология. Большинство таких проектов заимствованы и имеют аналоги в политической, административной, юридической и бизнес-практике, с той лишь разницей, что субъектом, «собственником», оператором этих технологий является «народный актор» (общественная некоммерческая организация, гражданская инициативная группа, гражданский активист).

Социальная технология краудсорсинга может быть использована гражданскими акторами применительно к органам государственной власти в целях гармонизации отношений «общество – государство», а также активного «гражданского сопротивления» в отношении тех или иных государственных региональных практик, инициатив или институтов.

Органы власти и управления субъектов РФ при использовании краудсорсинга привлекают необходимую им аудиторию – потребителей государственных услуг (население, бизнес партнеров и др.) к решению приоритетных проблем социально-экономического развития. Заинтересованное сообщество посредством Интернета получает задание (например, решение экологической проблемы, проблемы безработицы среди молодежи), на выполнение которого тратит свое свободное время, практически работая бесплатно.

Наиболее актуальными представляются следующие виды регионального краудсорсинга:

1. Краудфандинг.

2. Краудрекрутинг.

Краудфандинг (crowdfunding, crowd – «толпа» и funding – «финансирование») подразумевает под собой коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги и иные ресурсы вместе через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций.

Считается, что термин краудфандинг появился одновременно с краудсорсингом в 2006 году и его автором является Джефф Хау, однако само явление народного финансирования, конечно, значительно древнее. Достаточно вспомнить строительство статуи свободы в Нью-Йорке, средства на которую собирали всем народом.

Краудфандинг является относительно новым методом финансирования проектов при помощи Интернета. После удачных воплощений в области некоммерческих культурных и социальных проектов краудфандинг набирает свою силу и в сфере финансирования стартапов. Социальные медиа играют не последнюю роль в развитии и продвижении краудфандинга. Facebook, Вконтакте, Twitter, специализированные сайты являются важнейшими инструментами для обмена информацией о краудфандинговых проектах и способствуют преобразованию социального капитала в капитал финансовый. Социальные сети позволяют создавать контент, распространять его и, конечно, обсуждать, минуя тем самым цепь привычных посредников.

В зависимости от целей краудфандинга в регионе выделяют его различные виды:

· по целям краудфандингового проекта: бизнес-проект, креативный, политический, социальный проект;

· по цели для инвестора: пожертвование, не финансовое вознаграждение, финансовое вознаграждение, возвращение долга.

Ключевыми преимуществами и целями краудфандинга являются:

1. Демократизация процесса поддержки искусства и культуры, а также генерирование дополнительного дохода для индустрии развлечений.

2. Поддержка инновационных решений и стартапов, что позволит традиционным посредникам находить успешных и талантливых людей.

3. Создание прозрачного и эффективного механизма для народного финансирования проектов.

Краудрекрутинг (crowdrecruiting, crowd – «толпа» и recruiting – «наем») – это новая технология массового поиска талантливых специалистов, позволяющая добиться существенного снижения стоимости и длительности рекрутинга. Этот способ еще недостаточно типичен для Российской Федерации, однако уже имеются компании, работающие на опережение и эффективно использующие так называемые технологии умной толпы для решения различного рода задач. Уникальность заключается в том, что краудрекрутинг использован в первую очередь как инструмент для поиска, отбора и комплексной оценки людей. Массовый подбор сотрудников – достаточно крупный и сложный проект, требующий тщательного планирования. Он состоит из следующих этапов.

1. Привлечение. Целью является информирование потенциальных кандидатов о проекте.

2. Первичный отбор. Для участия в проекте все кандидаты должны пройти тест для оценки соответствия требованиям организации.

3. Профессиональное тестирование. Для оценки индивидуальных и профессиональных возможностей специалистов готовится практическое задание, отражающее специфику деятельности той или иной организации или сферы деятельности.

4. Финальный отбор. По итогам всех этапов отбора формируется список финалистов.

5. Обучение и стажировка персонала. Отобранные участники знакомятся со спецификой работы и пообщаются с руководством. Проводятся профильные тренинги и онлайн-семинары.

Для реализации краудсорсинга в системе гражданских отношений необходимо решить четыре задачи:

- вовлечение активных граждан в процесс разработки решения проблемы. Включение граждан в реализацию государственных задач позволяет сделать государственные проекты и программы совместными для органов власти и граждан, а также повысить уровень контроля исполнения решений и эффективность управления. Для этого необходимо обеспечить граждан возможностью подключения к высокоскоростному каналу доступа в сеть Интернети сформировать интегрированные программные продукты для органов государственной власти и местного самоуправления, основанных на принципах свободного программного обеспечения;

- организация и стимулирование выдвижения идей и предложений. В основе стимулирования идей и предложений граждан лежит поощрительный метод. Это объясняется, прежде всего, тем, что при использовании адекватных человеческой природе стимулов деятельности и отсутствии жесткого контроля, личности предоставляется большая свобода для проявления инициативы и творческой активности. Создавая режим, благоприятствующий выбору социально-активного правомерного поведения, указанный метод призван содействовать проводимым государственным программам, способствующим повышению эффективности государственных процессов. Поощрительный метод сегодня олицетворяет собой наиболее действенный стимул в развитии всех сфер общества. Основой данного метода могут быть обсуждения важных проблем и стратегии развития территории или региона на совместном совещании с привлечением как граждан, так и государственных служащих; поощрение обратной связи с гражданами о выполнении решений органов власти: контроль, мониторинг со стороны НКО; поиск и поддержка начинаний лидеров среди граждан: гранты, грамоты, денежные вознаграждения;

- селекция лучших предложений самими участниками. Сбор, обработка и систематизация данных в государственных масштабах. Реализация этого направления позволит обрабатывать массивы данных, сопоставимые с переписью населения, что позволит сэкономить миллиарды бюджетных средств;

- отбор лучших участников и формирование открытого экспертного сообщества на основе личного вклада каждого в решение общей задачи. Здесь следует предусмотреть некий минимальный фильтр для недопущения непрофессионалов (к примеру, наличие высшего образования). Реализация данного пункта позволит сформировать действенные социальные лифты, необходимость в которых остро стоит в нашем обществе.

Условием решения этих задач является создание инфраструктурной базы, которая предполагает:

· обеспечение граждан возможностью подключения к высокоскоростному каналу доступа в сеть Интернет;

· формирование интегрированных программных продуктов для органов государственной власти и местного самоуправления, основанных на принципах свободного программного обеспечения.

Рассматривая краудсорсинг как специфическую технологию управления социально-экономическим развитием государства, необходимо выделить приоритетные направления его использования. К ним относятся:

1. Привлечение инвестиций в экономику.

2. Разработка социально-экономических стратегий развития.

3. Поддержка и развитие малого бизнеса.

4. Создание новых высокотехнологичных рабочих мест.

Для внедрения технологии краудсорсинга в систему гражданских отношений необходимо осуществить следующие решения и действия:

· принять единые стандарты обеспечения открытости для государственных органов всех уровней, включая прозрачные процедуры обратной связи и учета мнения граждан при приеме решений;

· проработать базовые правила систем «Общественный контроль», «Народная экспертиза» и др.;

· создать портал открытых данных, аналогичный государственным порталам других стран;

· стимулировать дальнейшее создание гражданских краудсорсинговых проектов на основе государственных открытых данных и через запуск в каждом регионе интернет-площадки для диалога между чиновниками и рядовыми гражданами.

Таким образом, реализация вышеперечисленных мероприятий позволит эффективно и результативно использовать инновационный краудсорсинговый подход, направленный на повышение уровня и качества жизни населения субъекта РФ. Существующая информационная база уже позволяет максимально оперативно, в течение нескольких лет, реализовывать подобные проекты. Однако для их запуска необходима политическая воля, как на государственном, так и на местном уровне.

Итак, изучение состояния социальной среды функционирования краудсорсинга в системе гражданских отношений позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, проблематика краудсорсинга в практике государственного управления признается актуальной большинством целевых групп ее потенциальных участников. Во-вторых, реальные практики краудсорсинга в государственном управлении имеют все-таки спорадический, несистемный характер. Существует ряд проблем, коренящихся как в сфере нормативно-правового обеспечения практик краудсорсинга, так и (прежде всего) в недостаточной готовности (как психологической, так и компетентностной) основных потенциальных субъектов краудсорсинга. Следует учитывать и определенное противодействие инкорпорированию практик краудсорсинга со стороны государственных (муниципальных) органов, не стремящихся к «выходу из тени». При этом обсуждение данной проблематики зачастую носит «экспертный» характер и ведется без привлечения широкой общественности. В-третьих, мнения потенциальных субъектов об оптимальных методах и технологиях краудсорсинга расходятся. Здесь необходимо отметить, что само по себе это не является непреодолимым препятствием и, по большому счету, также является одним из направлений краудсорсинга.

Широкое применение краудсорсинга в системе гражданских отношений позволяет максимально задействовать преимущества информационно-коммуникативных ресурсов, повысить открытость работы, обеспечить прозрачность деятельности государственных органов, объединить население вокруг общих целей, создать условия для проявления общественной инициативы, а также сформировать инструменты обратной связи с активными гражданами, которые готовы и способны внести свой вклад в развитие государства.

Одним из примеров краудсорсинга в региональном управлении является проект «Формирование региональной модели государственного управления посредством народной экспертизы», реализуемый в Белгородской области с 2012 года. Он направлен на привлечение белгородцев к обсуждению ключевых вопросов социально-экономического развития той или иной территории.

Данный проект запущен департаментом внутренней и кадровой политики Белгородской области, чтобы дать возможность каждому неравнодушному к судьбе Белогорья высказать свои идеи по улучшению качества жизни в родном городе или селе и развитию всего региона в целом.

Проект позволит собрать лучшие народные идеи и предложения, способствующие решению актуальных проблем области.

Цель проекта – вовлечь белгородцев в процесс генерирования и обсуждения идей, принятия управленческих решений на муниципальном и региональном уровнях.

Для достижения цели проекта запущены две информационно-коммуникационные площадки: офлайн и онлайн.

Офлайн-площадка проекта используется при отсутствии доступа к Интернету. С этой целью в муниципальных образованиях (включая небольшие населённые пункты) установлены специализированные информационные ящики единого образца, которые позволят организовать сбор народных инициатив.

Рядом с ящиком размещены бланки анкет, в которые граждане могут внести свои идеи и предложения. Данная информация учитывается, систематизируется и используется в качестве ориентиров для дальнейшей работы муниципальными властями.

Ещё одной формой функционирования офлайн-площадки являются встречи глав администраций муниципальных районов и городских округов области с жителями городских и сельских поселений, которые проводятся с целью активного привлечения населения к принятию управленческих решений во всех муниципальных образованиях.

На встречах население муниципального образования совместно с профессиональными экспертами (представителями различных подразделений администрации муниципального района (городского округа)) обсуждает мероприятия по развитию территории, в том числе возможность и целесообразность реализации инициатив, предложенных посредством специализированных ящиков "Народная экспертиза".

Таким образом, подобные встречи являются «точкой входа» – коммуникационной площадкой для принятия совместных управленческих решений населения и власти.

Онлайн-площадка – это специально разработанный сайт narod-expert.ru, где каждый зарегистрированный пользователь может разместить для народного обсуждения идею, которая, по его мнению, должна способствовать улучшению качества жизни населения области либо достижению определённых качественных или количественных показателей в различных сферах деятельности (сельское хозяйство, строительство, ЖКХ, бизнес и т.д.).

В разделе сайта «Сбор идей» органы власти (департаменты, управления и администрации муниципальных образований) также могут разместить свои предложения для всеобщего голосования.

Идеи в течение 30 дней после их публикации на сайте доступны для всеобщего голосования и комментирования.

Проект «Народная экспертиза» предполагает выстраивание рейтинга участников проекта и рейтинга идей.

Рейтинг участника проекта основывается на общем количестве голосов, поданных за все идеи данного автора. Пользователям с наиболее высоким рейтингом, сформированным по результатам участия в проекте, присваивается статус «народный эксперт», так формируется пул народных экспертов.

В начале каждого нового цикла проекта, происходит «обнуление» рейтинга всех участников, для того, чтобы по завершении цикла сформировать новый пул народных экспертов.

Рейтинг идеи формируется посредством голосования пользователями сайта по принципу «один голос – один балл».

По истечении срока голосования все идеи с определённым рейтингом перемещаются в раздел «Обсуждение».

Идеи, получившие наибольшую поддержку (10% идей в каждом разделе), передаются на экспертизу и оценку народным и профессиональным экспертам.

Профессиональные эксперты принимают участие в экспертной оценке идей согласно сферы их профессиональных компетенций.

Эксперты в течение 10 дней обсуждают возможность и целесообразность реализации той или иной инициативы. После завершения работы эксперты оценивают каждую идею по пяти стандартным критериям:

1) актуальность (важность, значимость для настоящего момента, злободневность, острота, востребованность, жизненность, насущность, своевременность);

2) инновационность (новизна, новшество, оригинальность, нестандартность, уникальность);

3) социальная значимость (охват населения социальными благами, масштабность, вовлечение населения в реализацию идеи, создание новых рабочих мест);

4) экономическая эффективность (общая стоимость реализации, экономическая целесообразность затрат, практичность, финансовая отдача, бюджетная эффективность, инвестиционная привлекательность);

5) реализуемость (потребность в ресурсах всех видов и наличие бюджетных ресурсов для реализации идеи, а также наличие трудовых ресурсов и подготовленных специалистов, временные рамки реализации идеи, реальность, наличие удачного опыта реализации подобной идеи).

Оценка идеи по вышеназванным критериям производится по десятибалльной шкале.

Авторы идеи также имеют возможность принять участие в обсуждении своей идеи без права голосования. Всем остальным участникам проекта процедура экспертизы доступна для просмотра в разделе сайта «Обсуждение» – «Банк идей».

Идеи, не проходившие экспертизу, остаются в разделе «Банк идей» – «Архив» и могут быть повторно активизированы (размещены автором) на сайте для обсуждения и голосования.

Итоговая оценка идеи формируется из суммы оценок профессиональных и народных экспертов.

На основе итоговой оценки принимается решение о передаче идеи на рассмотрение в отраслевые экспертные комиссии при департаментах правительства области или муниципальные экспертные комиссии. Данные идеи размещены в разделе «Планирование».

Каждая экспертная комиссия решает целый ряд задач:

– оценка актуальности идеи и возможности её реализации с учётом особенностей региона;

– оценка социально-экономической значимости ожидаемых результатов для области;

– оценка востребованности ожидаемых результатов;

– оценка финансовых, материальных и человеческих ресурсов, необходимых для реализации;

– анализ рисков и оценка вероятности реализации.

Члены комиссии принимают одно из следующих решений:

– «Реализация идеи целесообразна в форме проекта»;

– «Реализация идеи целесообразна в рамках текущей деятельности органа власти области»;

– «Реализация идеи нецелесообразна».

В разделе сайта «Реализация» доступна информация о реализуемых проектах, кураторах от органов власти, исполнителях, ходе его реализации и т.д. После завершения проект хранится в разделе «Результаты», каждый участник может оставить к нему свой комментарий.

Таким образом, логика проекта «Народная экспертиза» такова, что у каждого имеется возможность предложить свою идею, получить статус «народного эксперта», принять участие в реализации своей идеи и оценить полученный результат. Авторы идеи и народные эксперты могут быть включены в состав команды проекта, что позволит им не только выдвигать идеи, но и стать реальным участником их реализации.

Надо отметить, что сбор идей и инициатив граждан носит циклический характер. Наряду с этим, на сайте имеется ряд постоянно функционирующих разделов.

«Власть реагирует» – в этом разделе размещаются отчёты о реализации народных пожеланий и инициатив, поступивших в рамках проекта с офлайн-площадок.

В раздел «Независимая оценка» размещаются документы и результаты независимой оценки качества работы учреждений, оказывающих социальные услуги.

В разделе «Предложить решение» обсуждаются наиболее актуальные проблемные вопросы, требующие участия жителей. Народные решения передаются в профильные департаменты и управления области для оценки возможности и целесообразности их реализации.

В разделе «Опрос» проводятся социологические опросы, приняв участие в которых, жители области могут высказать свое мнение по самым разным проблемам путем голосования.

«Чёрный список» и «Белый список». Перейдя по ссылке «Чёрный список» пользователи сайта имеют возможность разместить информацию (подтвердив её фото- или видеоматериалами) об организациях и их представителях, которые, по мнению участников проекта, не исполняют свои обязанности должным образом. В свою очередь сотрудники организаций могут разместить ответ на критическое сообщение. Для этого необходимо зайти в раздел «Чёрный список» и заполнить карточку организации по ссылке. На указанную электронную почту представителю организации придёт пароль для активации аккаунта, после чего можно будет ответить на жалобу. В «Белый список» пользователи могут внести организации, их представителей или обычных граждан, которым они хотят выразить благодарность за оказанные услуги или помощь. Это возможность сказать несколько добрых слов.

В "Дорожном разделе" пользователи сайта имеют возможность разместить информацию, которая, по их мнению, будет способствовать совершенствованию системы организации дорожного движения на территории области. Данное сообщение будет принято к рассмотрению представителями органов исполнительной власти, ответственными за содержание соответствующего участка дороги. Информация о результатах его рассмотрения публикуется на сайте в течение 20 рабочих дней.

В разделе "Экология" участники проекта имеют возможность размещать сообщения о нарушениях в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Информация о результатах их рассмотрения публикуется на сайте в течение 20 рабочих дней. В разделе «Экология» систематизируются и обновляются сведения об экологической обстановке в районах Белгородской области. Используя экологическую карту региона, каждый житель области может не только размещать сообщения, но и отслеживать, какие меры предпринимаются по устранению выявленных нарушений.

 

Вопросы для повторения и закрепления материала

1. Каковы основные принципы открытого правительства?

2. Каковы механизмы реализации концепции открытости в России?

3. Что представляет собой стандарт открытости?

4. Дайте определение понятию «краудсорсинг».

5. Приведите примеры краудсорсинговых практик в государственном управлении.

 


[1] Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_11/Main.htm (дата обращения: 26.10.2015).

[2] Гражданское общество в модернизирующейся России: аналит. доклад Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по итогам реализации проекта «Индекс гражданского общества – CIVICUS» / Л.И. Якобсон, И. В. Мерсиянова, О. Н. Кононыхина и др. М., 2011.

[3] Официальный сайт Romir. URL: http://www.romir.ru (дата обращения: 26.09.2015).

[4] См.: Леонтьев К.Н. Византизм и славянство / Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996. С. 94-155; Данилевский Н. Я. Россия и Европа. / Составление и комментарии Ю.А. Белова / Отв. ред. О. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2008.

[5] См.: Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М.: Изд-во Эксмо, 2003; и др.

[6] См.: Савицкий П.Н. Континент Евразия. – М.: Аграф, 1997; Алексеев Н.Н. Русский народ и государство / Сост. А. Дугин, Д. Тараторин. М.: Аграф, 1998; и др.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал