Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ключевые понятия






1 Качественные исследования (qualitative research) — тип иследований, который работает не с числовой, а с визуальной и вербальной информацией.

2 Качественная психология (qualitative psychology): ориентирована на изучение целостности в психической жизни человека. Понятие единицы у Выготского. Единицы: переживание, позиционирование, нарратив и т. д.

3 Качественная методология (qualitative methodology) — система общенаучных принципов, которая объединяет разрозненную практику качественных исследований в единое целое.

4 Качественные дынне (qualitative data) — любые данные, которые выражены в нечисловой форме.

5 Качественный анализ (qualitative analysis) — обнаружение в сырых данных устойчивых смысловых конфигураций, паттернов, тем, которые повторяются в данных. Без качественного анализа качественного исследования не может быть.

Структура качественной методологии (Мельникова, Хорошилов)

I Методология качественных исследований

II Интерпретация в качественных исследованиях

III Методы качественных исследований:

▹ методы сбора качественных данных (например, интервью);

▹ методы анализа качественных данных (феноменологический анализ, тематический анализ, нарративный анализ, дискурс-анализ, метод обоснованной теории).

IV Методики и техники качественного исследования (проективные методики, вопросы в интервью и т. д.).

У. Джеймс «Многообразие религиозного опыта»: анализ документов и текстов, посвящённых мистическому опыту и т. д. Выводы: видимый мир — это часть иного, духовного мира, в котором он черпает свой смысл; истинная цель жизни — гармония с этим миром; внутреннее общение с духом этого мира есть реально протекающий процесс, в котором проявляется духовная энергия и которой порождает психические материальные последствия.

З. Фрейд («Терапевтические случаи на Bergasse 19, Wien») использовал методы, которые мы сейчас считает качественными (проективные методики).

Л. Выгоский «Психология искусства» (1925 г.): «Основной эстетической реакции является вызываемые искусством аффекты, переживаемые нами со всей реальностью и силой6, но находящие себе разряд в той деятельности фантазии, которой трубет от нас всякий раз восприятие искусства».

Три тезиса:

I Преодоление дихотомии qualitative VS quantitative research. «Качественные методы в психлологии есть, а количественных нет» (Корнилова, Смирнов, 2011, с.248).

II Имплицитность (подразумеваемость) и эксплицитность (явность) качественных методов в психологии. Зейгарник: в ситуации патопсихологическго обследования важно проводить качественных анализ того, как больной выполнял задание, чем были обусловлены его ошибки и затруднения.

III Междисциплинарность качественных исследований

Эпистемологическая традиция (+ современные методы исследований):

1 Феноменология — описательный феноменологический анализ.

2 Герменевтика — интерпретативный феноменологический анализ.

3 Прагматизм — метод «обоснованной теории» (grounded theory).

4 Антропология — этнографические методы наблюдения в маркетинге.

5 Психоанализ — проективные методы и психосоциальный анализ.

6 Конструкционизм — нарративный и дискурс-анализ.

Этнографические исследования в социокультурной антропологии

Цель этнографического исследования — «осмысление мировоззрения туземца, отношения аборигена к жизни, понимание его взглядов на его мир» (Малиновский, 2004). Для нас каждый человек как туземец.

М. Мид о полевой работе антрополога: антрополог готов отказаться от прелестей цивилизованной жизни; он готов приникнуть в их культуру всей душой.

Философская феноменология Эдмунда Гуссерля (1938): как люди воспринимают вещи в чистом виде. Жизненный мир — мир вещей, каким мы его воспринимаетм до науки; совокупность обыденных представлений о мире, в котором мы живём. Пример — мир античного грека; это не объективный мир, а их представления о мире. Дельфийский аракул.

Феноменологическая социология Альфреда Шульца (1959). Нужно изучать жизненный мир, который дан в естественной установке. Как человек живёт в своей повседневной жизни.

Философская герменевтика Вильгельма Дильтея (1911). Герменевтика — наука об истолковании текстов; это «искусство понимания», которое имеет " свой центральный пункт в истолковании или интерпретации содержащегося в произведении остатка человеческого бытия». Ключевые понятия герменевтики: текст, понимание, интерпретация и значение (Соболева, 2014).

Феноменологически-экзистенциальная психология

Цель экзистенциальной психологии — понять опыт болезни, ту смысловую деятельность, которую человек осуществляет в состоянии болезни. Следствие — размывание границ нормы и патологии.

Философия прагматизма

Джон Дьюи — прагматическяа концепция истины: знание истинно тогда, когда оно приносит какую-то пользу. Если астрология и гадание приносят людям пользу, то это реальность.

Философия и социальная психология Джорджа Мида (1931): социальность — это способность быть несколькими вещами сразу. Интеракционизм — изучение тех символических значений, которые придаются вещам.

Урбанистические исследования в Чикагском университете

Исследователи отправлялись в разные районы Чикаго и проводили интервью, анкетирование, изучение архивов. Они выстраивали диаграммы: любимые места разных социальных групп. Результат: разные социальные группы занимают разное положение.

Психоанализ как метод глубинной герменевтики

«Подобно тому как египтологи использовали таблицу Розетты, начинает и Фрейд наносить значок за значком, начинает разрабатывать для себя словарь и грамматику языка бессознательного» (Цвейг, 2013). Фрейд создал язык для понимания бессознательного. Локан: бессознательное структурировано как язык; это особая форма сивмолизации. Такое понимание позволило психоанализу выработать особые способы интерпретации. Наиболее чётко это выразилось в проективных методах исследования.

Качественные методы использовались спонтанно.

В первой половине 20 в. сформировались исследователи, которые противопоставляли себя мейнстриму и использовали качественные методы.

Развивалась традиция проективных исследований (психанализ), философско-экзистенциальная психология, символический интеракционизм (какие значения мы предаём своим пространствам) и основной путь развития качественных методов — антропология и этнография (описание обычаев, ритуалов).

Проблема: как соотнести описание и интерпретацию?

После Второй мировой войны, после 60-х — кризис социальной психологии, связанный с критикой американских лабораторных исследований, которые игнорировали реальные условия. Европейская психология постулировала необходимость изучения социального контекста (Тэшфел).

Возникают три новых направления (вторая половина 20 в.), которые акцентировали проблематику социального познания (культурно-исторической детерминированности):

1 Феминистическая психология

2 Теория социальных представлений

3 Культуральная психология






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.