Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение и слово — пути символизации психического






«Значение есть путь от мысли к слову … это внутренняя структура знаковой операции. Это то, что лежит между мыслью и словом» (Выготский, 1933/1982).

Вне языка нет психического. Психическое существует только в знаковых символических формах. Мысль — значение — слово. Качественное исследование идёт по обратному пути: слово — значение — мысль. Анализируя значение и смысл, которые люди придают словам, мы тем самым изучаем их мышление.

Тут намечается возможность выхода из трёх кризисов через изучение языка.

Слово мы можем понять только в предложении, предложение в абзаце, абзац в книге и т. д. То есть, чтобы разобраться в значении слов, мы должны целостно видеть жизнь человека, контекст.

Различение значений личностных смыслов (концепция деятельности Леонтьев): если значение — это пространство конвенциональное, культурное, то личностные смыслы — это личностное обрамление этих значений, уникальное для каждого человека.

Качественное исследование направлено на установление соотношения между культурными значениями и личностными смыслами.

Субъективная данность слова в истории, культуре и обществе

«Слово — одно из могущественнейших орудий психологического познания… Психологическая атмосфера слова складывается из разнообразных воздушных течений» (Шпет, 1989).

Методологи: Корнилова, Юркевич.

Задача качественных исследований — раскрыть вот эти воздушные течения (контексты), в которых существует психика и в которых складываются значения слов.

Изучая язык, мы получаем доступ в психический мир человека.

Принципы качественных исследований

I Принцип контекста, или контекстуальной чувствительности

Три типа чувствительности: институциональная, историческая и контекстуальная чувствительность.

«Теория контекста имеет своим предметом различные типы целостности и взаимосвязей исследуемого феномена, его включённости в язык, в наличную ситуацию деятельности и коммуникации, в локальную и универсальную культуру» (Энциклопедия философии и эпистемологии науки, 2009).

Идея контекста: мы не можем понять явление, не разобравшись с окружением этого явления.

Принцип контекстуализма в истории психологии

- Принцип системности (Б. Ф. Ломов)

- Контекстуализм в психологии: У. Джеймс (отношение истины и бытия), К. Бюлер (контекст в логике окружения языкового знака), Л. С. Выготский (отношение слова и значения), А. Тэшфел (социальный контекст; надо вывести исследования из лабораторного вакуума).

- «Внутренний контекст» (С. Л. Рубинштейн)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.