Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Испания и Португалия в Х1У-ХУ вв.






 

Пиренейский полуостров в XIV—XV вв. С середины XIII в. Ре­конкиста надолго приостановилась. Мавританские владения - Гранадский эмират — стремились поддерживать мир со своими северными соседями, особенно после 1340 г., когда в битве при Саладо христианские войска нанесли поражение Гранаде и ее се­вероафриканским союзникам. Эта битва положила конец воен­ной помощи берберов ал-Андалусу. Границы между Кастилией и Арагоном постоянно изменялись в ходе междоусобных войн. Ара­гон на протяжении всего периода осуществлял планомерную экс­пансию в Средиземноморье: он подчинил Балеарские острова (в конце XIII — первой половине XIV в. там было самостоятельное государство — королевство Майорка), утвердился на Сицилии (1282) и в Неаполитанском королевстве (1442), завоевал остров Сардинию. Кастилия в начале XV в. присоединила Канарские острова, а Португалия с 1415 г. захватом города Сеута в Северной Африке начала свою колониальную экспансию в Атлантике. После брака наследников кастильского и арагонского престолов — инфанты Изабеллы и принца Фердинанда — в 1479 г. произошло объединение этих королевств. Наварра, не игравшая существенной роли на полуострове, в конце XV в. была поделена между Арагоном и Францией. В 1492 г. войска Кастилии и Арагона взя­ли Гранаду и тем самым завершили Реконкисту. Таким образом, к концу столетия закончилось и отвоевание, и объединение тер­ритории Испании в единое государство.

Социально-экономическое развитие. С середины XIII в. в экономике Испании и Португалии усиливаются кризисные явлении, связанные с решением главных задач Реконкисты. Христианское завоевание вызвало массовый отток мавританского населения и Гранаду и Северную Африку; нередко мусульмане изгонялись из страны по распоряжению королевской власти. Это не могло не подорвать высокоразвитую агрикультуру Андалусии, ремесло крупных городов. Крайне неблагоприятные последствия для полу­острова, как и для остальной Европы, имела эпидемия чумы в середине XIV в., которая в некоторых областях (например, в Ка­талонии) унесла более половины населения. Ухудшились соци­альные условия для развития крестьянского хозяйства и ремес­ленного производства. Ослабление колонизационного процесса позволило феодалам северных районов полуострова ужесточить жсплуатацию крестьянства. Особенно ярко это проявлялось в Ка­талонии и Арагоне. В конце XIII — первой половине XIV в., ког­да в соседней Франции шел процесс ликвидации серважа, здесь, наоборот, происходит законодательное оформление личной зави­симости. Ременсы (такое собирательное название носили каталон­ские крепостные) должны были выплачивать специфические сер­вильные повинности, что обозначалось как «дурные обычаи»; они подлежали суду сеньора, который был вправе выносить даже смерт­ные приговоры; сильно ограничена была возможность ухода крес­тьянина от феодала.

Неблагоприятные изменения произошли и в положении крес­тьян Кастильского королевства. В Астурии, Галисии, Леоне воз­росли повинности соларьего, урезывались права бегетрий; в цент­ральных и южных районах полуострова резко увеличиваются нор­мы натуральных и денежных поземельных платежей. Серьезную опасность для крестьянского хозяйства стало представлять ком­мерческое овцеводство крупных сеньоров, церкви и орденов. В начале XIV в. в Испании была выведена порода длинношерстных овец-мериносов, чья шерсть пользовалась широким спросом в Италии, Англии и Фландрии. Это способствовало возрастанию удельного веса скотоводства в экономике страны, наступлению феодалов на общинные земли с целью расширения пастбищ. Мас­совый вывоз сырья за рубеж вел к его удорожанию на внутренних рынках, к ослаблению позиций местного текстильного ремесла. Несколько иные условия сложились в Португалии, где вокруг портовых городов, специализировавшихся на экспорте аграрной продукции, успешно развивалось зерновое хозяйство. При этом усиливалась имущественная дифференциация крестьянства, уве­личивалось число малоземельных держателей, живших феодаль­ным наймом, причем плата наемным работникам в Португалии (как и в Испании) ограничивалась законом.

Наступление на права крестьян, естественно, встречало их сопротивление. В XV в. происходит ряд восстаний в Галисии и Ста­рой Кастилии. Наибольшего размаха крестьянское движение до­стигло во второй половине XV в. на Балеарских островах (восста­ния 1450 и 1463 гг.) и в Каталонии. Уже в 50-е годы XV в.каталонские ременсы требовали права выкупаться из личной за­висимости, а с 1462 г. они поднялись на вооруженную борьбу, однако войска кортесов легко рассеяли крестьянские отряды. В 1482 г. крестьяне восстали вновь под руководством Педро де ла Сала. Успеху восстания благоприятствовала острая политическая борьба короля с мятежной знатью. Размах движения заставил фе­одалов пойти на уступки. В 1486 г. были отменены «дурные обы­чаи» и разрешен выкуп ременсов за довольно высокую плату.

Феодалы и внутриполитическая борьба. В XIV—XV вв. в Кастилии и Португалии в значительной степени исчезает возможность при­обретать зажиточным крестьянам и горожанам статус дворянина. Еще ранее, на рубеже XIII—XIV вв., размываются группы сель­ских и городских кабальеро как особые сословные группы; их обедневшая часть переходит в состав мелкого крестьянства и не­привилегированных горожан, а верхушка вливается в ряды идальго и порывает с производственной деятельностью. С этого времени и законодательство, и сословная мораль считают труд (особенно в ремесле и торговле) несовместимым с благородным статусом. При этом идальго продолжали жить не только в деревне, но и в городе, образуя влиятельную часть его населения, контролирую­щую муниципальные учреждения. Другой характерной чертой данного периода является усиление замкнутости высшего слоя — аристократии (рикос-омбрес, гранды). Этому способствовали вве­дение в Кастилии в конце XIII в. майората, т.е. неделимости вот­чин знатных сеньоров при наследовании, а также сознательно создаваемые ограничения в приобретении титула для идальго,

В конце XIII—XV в. приостановка Реконкисты привела к умень­шению доходов дворянства; острое недовольство как феодалов, так и городов вызывали централизаторские устремления королей; различные группировки знати соперничали за политическое вли­яние, за право присваивать коронные земли и доходы. Все это создавало почву для острой и затяжной междоусобной борьбы во всех христианских государствах Пиренейского полуострова. XIV—XV века были временем настоящей феодальной анархии, когда королевская власть, лишь балансируя между враждующими «униями», «братствами» и «лигами» грандов с помощью подкупа и террора, могла сохранить контроль над положением. Объедине­ние Кастилии и Арагона позволило несколько стабилизировать ситуацию в Испании. Сложность расстановки политических сил внутри страны, наличие многочисленного воинственного дворян­ства относятся к тем причинам, которые побуждали испанских и португальских монархов в XV—XVI вв. поощрять внешнюю экс­пансию, в частности колониальные захваты.

Церковь и ереси. Рель католической церкви в средневековой Испании была особенно велика, ведь Реконкиста шла под лозунгами борьбы христианства против ислама. Церковь не только вела проповедь религиозной войны, но и непосредственно в ней уча­ствовала. Многие епископы имели собственные вооруженные формирования, лично участвовали в битвах и походах; большую роль в Реконкисте сыграли духовно-рыцарские ордена. Сущест­венное влияние оказывала церковь и на политику королевской власти: глава (примас) испанской церкви архиепископ Толедский, другие виднейшие прелаты (архиепископы Сантьяго, Картахены, Барселоны) были влиятельными членами королевских Советов, канцлерами королевств Кастилии и Арагона.

Церковь в Испании предпринимала большие усилия по обра­щению в христианство мусульман на отвоеванных территориях. Особенно заметной стала религиозная нетерпимость в XIV—XV вв. Насильно крещенные мавры (мориски) нередко втайне отправ­ляли обряды ислама. Мосарабская христианская церковь, суще­ствовавшая в ал-Андалусе, выработала некоторые свои обряды и особенности в толковании Священного писания, не признавав­шиеся папством и духовенством Кастилии и Арагона. Все это дало повод для усиления в XV в. борьбы с ересями и учреждения в 1481 г. специального церковного трибунала — инквизиции. В 1483 г. ис­панскую инквизицию возглавил Торквемада, который при под­держке Фердинанда и Изабеллы (прозванных католическими ко­ролями) осуществлял массовые преследования мавров, морисков и еретиков.

Глава 15

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.