Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направление. Реорганизация крестьянского поземельного банка, скупка им помещичьих земель и перепродажа их в руки крестьян.






Эта мера решала проблему малоземелья. Крестьянам была передана часть государственных и удельных земель. Основанный еще в 1882 г. Крестьянский банк в годы аграрной реформы покупал помещичьи имения и продавал их крестьянам мелкими участками на достаточно выгодных условиях. В 1906-1907 гг. помещики продали банку свыше 2, 7 млн десятин земли. Затем процесс пошел на спад; но все же в 1908-1916 гг. помещики продали банку еще около 2 млн десятин.

Льготы: отрубники при покупке земли в банке платили наличными лишь 5%, а хуторянам ссуды выдавались в размере полной стоимости земли. В 1906-1907 гг. крестьяне купили через банк лишь около 170 тыс. десятин (во время революции ждали, что правительство конфискует помещичьи земли и передаст их крестьянам). После революции в 1908-1915 гг. из фонда банка было продано около 4 млн десятин, разделенных примерно на 280 тыс. хуторских и отрубных участков.

Однако лишь небольшая часть создаваемых Крестьянским поземельным банком хуторов и отрубов в полной мере соответствовала типу «крепких хозяйств» (цель реформы). Зажиточные крестьяне составляли не более 5-6% от всех покупателей банка. Остальные – среднее крестьянство и беднота. Причины: основными продавцами земли банку были помещики, которые давно сдавали эту землю в аренду крестьянам. Чтобы не потерять эту землю окончательно, крестьяне старались стать ее собственниками. Но получение банковского кредита ложилось тяжелой обязанностью ежемесячных выплат и подрывало и без того маломощные хозяйства середняков и бедняков. Таким образом, в результате своей деятельности Крестьянский поземельный банк создавал хотя и единоличные, но в подавляющем большинстве не «крепкие» хозяйства.

Чтобы облегчить положение крестьян, государство с 1906 г. отказалось от взимания остатков выкупных платежей.

3 Направление. Поощрение переселения малоземельных и безземельных крестьян из Центральной России на окраины (в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию).

В отличие от дореволюционного периода, когда переселение носило преимущественно стихийный характер, столыпинское правительство стремилось упорядочить его, взять под свой контроль. Переселенческое управление с 1906 г. подыскивало на востоке территории, пригодные для земледелия. Эти территории ежегодно распределялись между губерниями Европейской России: каждая из них получала определенное число долей в разных районах Сибири. Затем эти доли распределялись между уездами, население которых посылало ходоков на разведку. Если новые земли, отведенные Переселенческим управлением, удовлетворяли ходоков, они официально закреплялись за их уездом. Возвратившись на родину, ходоки рассказывали об увиденном, после чего по их маршруту отправлялись целые партии переселенцев.

Переселенцам прощались недоимки, выдавались беспроцентные ссуды, продавались дешевые ж/д билеты (в среднем дорожные расходы одной семьи уменьшались благодаря этому на 80 руб.). Был создан особый тип пассажирского вагона, впоследствии названный «столыпинским», специально предназначенный для переселенцев и отличавшийся относительной комфортабельностью. Казенные земли в Сибири закреплялись за крестьянами даром. Тем, кто получал участки в тайге и других трудно осваиваемых местах, выделялась ссуда до 300 рублей. В течение пяти лет переселенцы не платили налогов. Эти льготы и отсутствие перспектив в родных местах побудили многих малоземельных крестьян отправиться в восточные районы.

Политика переселения крестьян за пределы Европейской России служила и разрядке социальной напряженности в деревне.

Итоги переселения:

1880-1895 гг. – 461, 7 тыс. человек,

1896-1905 гг. – 1075, 9 тыс. чел,

1906-1911 гг. – 3078, 9 тыс.

За 10 лет переселилось более 3 млн. человек.

0, 5 млн. крестьян (около 1/5 части, 18, 6 %) в 1896-1916 гг. вернулись обратно. Причем максимальное количество переселений приходилось на 1907-1909 гг., после чего начался их спад. Однако переселения, хотя и внесли значительный вклад в хозяйственное освоение новых регионов, не ослабили ни земельной нужды крестьянства, ни социальной напряженности в деревне.

Несмотря на существенные положительные моменты, аграрная реформа имела серьезные недостатки:

- экономический прогресс в деревне был несовместим с сохранением помещичьего землевладения;

- реформа оказалась слишком запоздалой, потому что у страны не было 20 лет, на которые уповал Столыпин; в результате царизм не успел создать себе опору в деревне из крестьян - собственников земли.

- постепенное разрушение общинных порядков порождало новые и обостряло старые проблемы. Разорявшиеся крестьяне уже не могли рассчитывать на помощь мира; во многих центральных губерниях, где остро ощущалась нехватка земли, ускорилась пролетаризация части крестьян. Противостояние зажиточных и бедных крестьян дестабилизировало обстановку в деревне;

- «середняк» начал борьбу против разрушения общины, увидев в нём угрозу своему положению. Крестьяне стали препятствовать деятельности землеустроительных комитетов, не тушили при пожаре дома хуторян или отрубников, даже не разрешали хоронить их на мирских кладбищах. Общинная психология оказалась у крестьянина сильнее, чем полагали власти;

- переселенческая политика также не во всем достигла своих целей: суровые климатические условия, неумение приспособиться к новым, непривычным способам хозяйствования, далеко не всегда организованный прием переселенцев на местах. Это вынудило примерно 16 % крестьян вернуться обратно и приводило к тому, что переселенцы-неудачники с трудом находили себе место в покинутых родных местах, тем самым увеличивая число социально неустроенных и малоимущих в центральных районах. Переселенческая политика привела лишь к частичному разрешению проблемы малоземелья.

Аграрная реформа подвергалась критике, исходившей из разных политических кругов. Многие либералы упрекали Столыпина в нежелании принять предложения кадетов, которые считали необходимым принудительный выкуп части помещичьих земель за казенный счет (с последующей передачей этих земель крестьянам). Нежелание трогать помещичьи имения было, по мнению оппонентов премьер-министра, серьезной ошибкой.

У Столыпина не было достаточно надежной политической опоры в обществе. Октябристы, одно время поддерживавшие реформатора, вскоре перешли в оппозицию правительству; правые партии (которые вместе с октябристами составляли большинство в III Думе) также во многом не соглашались с премьер-министром. В проведении преобразований Столыпин стремился опереться на исполнительную власть, на бюрократические структуры, но далеко не всегда встречал понимание высшего чиновничества.

Многие из планов Столыпина остались неосуществленными. 24 августа 1906 г. была опубликована правительственная программа преобразований. Причем наиболее важные из них были тесно связаны между собой: аграрная, реформа самоуправления и реформа средней и высшей школы. Из 43 обещанных реформ были осуществлены лишь 10. Еще в марте 1907 г. премьер-министр предложил ряд законопроектов, реализация которых должна была, по его мысли, приблизить Россию к идеалу правового государства. Столыпин предлагал преобразовать крестьянские волостные суды, которые часто руководствовались не законами, а обычаями; обеспечить национальное и вероисповедное равноправие (для этого необходимо было в первую очередь отменить сохранявшиеся еще ограничения, ущемлявшие права иудеев, и разрешить свободный переход из православия в другие конфессии); усовершенствовать уголовное законодательство.

Большое значение Столыпин придавал местному управлению. Он хотел ввести волостные земства (при Александре II представительные учреждения были созданы на уездном и губернском уровнях), расширить представительство в земствах зажиточных крестьян, ограничить права представителей дворянства. Настойчивость Столыпина в утверждении законопроекта о западных земствах (о введении самоуправления в шести польских губерниях) привела к конфликту с Государственным советом и правительственному кризису (1911). Тогда премьер-министру удалось привлечь на свою сторону Николая II и провести закон без одобрения представительных органов, но многие проекты отвергались или до неузнаваемости изменялись в ходе сложного процесса одобрения Думой, Государственным советом и утверждения императором.

Иные из замыслов Столыпина были реализованы только после его смерти; так, лишь в 1912 г. были приняты законы о начальных училищах (вводивший обязательное начальное обучение) и о страховании рабочих.

Сложная политическая ситуация в стране и непоследовательность самого Столыпина определили компромиссный, половинчатый характер реформ. Тем не менее, преобразования - особенно в аграрной сфере – способствовали постепенному решению многих актуальных проблем общественной жизни. Столыпин полагал, что для полного успеха преобразований в России потребуется не менее трех десятилетий спокойного развития. Такого запаса времени в начале XXв. уже не было.

После убийства Столыпина в сентябре 1911 г. реформы были постепенно свернуты. Однако их проведение во многом обусловило экономический подъём 1911-1913 гг., существенное увеличение количества свободных рабочих рук, превращение зажиточного крестьянина в стабильного потребителя промышленной продукции (именно эта часть крестьянства станет производить около 40% товарного хлеба).

После смерти Столыпина в стране не нашлось сил, способных продолжить политику реформирования. Пришедший на смену Столыпину бывший министр финансов В.Н. Коковцов стал проводить политику, которая фактически свернула реформы его предшественника.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.