Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нестандартные правовые предписания






В отечественной литературе наряду с нормами-правилами многие авторы (М.И. Байтин, В.К. Бабаев, Н.Н. Вопленко, А.В. Мицкевич, А.Ф. Шебанов и др.) выделяют нормы-принципы, нормы-начала, нормы-дефиниции, нормы-декларации и т.д. (см. [29. С. 96-97; 31. С. 710-711; 54. С. 212-217; 121. С. 23-24, 89-93, 159 и след.]). Поскольку эта группа «норм» непосредственно не устанавливает прав и обязанностей, то одни авторы (А.В. Мицкевич) называют их «нормами всеобщего содержания»; другие (В.К. Бабаев, М.И. Байтин) – «исходными (отправными, первичными, учредительными) нормами»; третьи (И.Н. Грязин) – «суждениями нарративного типа»; четвертые (А.В. Поляков) – «когнитивными правилами законодательства»; пятые (В.М. Горшенев) – «нетипичными нормативными предписаниями» и т.д.

По нашему мнению, более точным, грамотным и уместным в данном случае является употребление словосочетания «нестандартные нормативно-правовые предписания». Дело в том, что многие из них (принципы права, легальные дефиниции, предписания-сроки и т.п.) возникли и существуют с древнейших времен. Появление новых их разновидностей (например, легальных формул) – это закономерный процесс, связанный с научно-техническим и социально-правовым прогрессом, развитием и совершенствованием экономической и политической, духовной и других сфер жизнедеятельности общества. Удельный вес данных НПП во всех правовых семьях постоянно возрастает. Поэтому ошибочным является представление о них как об «аномалиях права», «нетипичных НПП». Стремление свести все НПП к НП свидетельствует о том, что отдельные отечественные и зарубежные авторы недооценивают значительное разнообразие специфических (нестандартных) средств, приемов, способов, форм, методов и т.п. правового регулирования общественных отношений.

Нестандартные НПП, как и НП, имеют много общих признаков, вытекающих из того, что и те, и другие являются разновидностью НПП, составляют важнейшие компоненты юридического содержания и системы права. Поэтому они также представляют логически завершенные и цельные веления (требования, распоряжения и т.п.), выражены и непосредственно закреплены в соответствующих единицах (статьях, абзацах, частях и т.п.) текста нормативного акта (договора, судебного прецедента и т.п.), носят неперсонифицированный по отношению к субъектам характер и отражают наиболее типичные социальные ситуации, рассчитаны на конкретно не определенное число жизненных обстоятельств и случаев, обязательны для исполнения (применения и т.п.), обеспечены мерами государственного и иного воздействия, регулируют поведение людей, их коллективов и организаций (подробнее см. 5.2.).

Особенность нестандартных НПП заключается в том, что в отличие от НП они не имеют традиционной классической структуры, т.е. таких элементов, как гипотеза, диспозиция, санкция и стимул. Поэтому трудно согласиться с весьма категоричным тезисом о том, что «всякое сформулированное правовое предписание имеет санкцию» [126. С. 16]. Для нестандартных НПП характерны нетрадиционные логические, грамматические, юридические и иные способы изложения нормативно-правового материала (например, нормативные рисунки выражены с помощью пятен, графических и иных способов; юридические формулы – числами и другими математическими средствами). Неслучайно виднейший немецкий ученый-юрист Л. Эннекцерус называл их «незавершенными правовыми нормами». Он писал: «Несомненно, что среди норм права, например, среди постановлений какого-нибудь кодекса, имеется много таких, которые сами по себе не содержат ни веления, ни дозволения. Однако ближайшее рассмотрение показывает, что такие постановления сами по себе лишены значения. Их приходится рассматривать только в связи с другими правовыми нормами, вместе с которыми они образуют веления или дозволения, только в этой связи они обретают природу правовых норм…. Они являются только частями правовых норм, незавершенными правовыми нормами…» [128. С. 109-110].

Нестандартные НПП, в отличие от НП, регулируют общественные отношения нетрадиционно. НП воздействует на поведение людей путем наделения их правами и обязанностями (диспозиция), закрепления условий возникновения, изменения и прекращения правоотношений (гипотеза) и мер государственного и иного принуждения (санкция) и поощрения (стимул). Нестандартные НПП играют вспомогательную роль в правовом регулировании. Одни из них, например, раскрывают юридические понятия (легальные дефиниции), другие представляют фундаментальные идеи-идеалы, имеющие ориентационный характер (принципы права), третьи устанавливают временные пределы деятельности субъектов права (предписания – сроки). Однако это не означает, что нестандартные НПП не обязательны для их адресатов, как полагают некоторые авторы (см., например [142. С. 179]). Они действуют в ПСО совместно с НП, их обязательность обеспечивается мерами государственного и иного воздействия. В случае нарушения, например, принципа законности или легальных юридических сроков вынесенное на основании норм материального и процессуального права решение может быть признано недействительным, изменено в определенной части или отменено в целом.

В отечественной и зарубежной науке выделяются и более или менее подробно исследуются разнообразные нестандартные НПП. Кратко рассмотрим наиболее распространенные из них.

1. Одно из центральных мест в содержании права занимают принципы права (подробнее см. гл. 6). Как мы уже отмечали, они могут быть изложены в виде НП, правил поведения. Тогда следует говорить о нормах-принципах. Таким образом, в ст. 8 ГПК РФ сформулирован принцип независимости судей: «При осуществлении правосудия (гипотеза. – В.К.) судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (диспозиция. – В.К.)».

Для иллюстрации сказанного приведем один показательный пример. В ст. 8 УИК РФ («Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации») говорится: «Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием».

Как видим, неверно сформулировано название самой статьи. Речь-то ведь должна идти не о принципах законодательства, а о принципах правового регулирования в данной сфере отношений. Причем перечислены лишь некоторые, исходные нормативно-руководящие начала. Поэтому точнее было бы следующее ее наименование: «Основные принципы правового регулирования исполнения уголовных наказаний и непосредственно связанных с ними отношений». Это первое. Во-вторых, не раскрывается содержание ни одного из указанных в статье принципов права, определяющих стратегию, качество и эффективность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении уголовных наказаний. В-третьих, анализ норм и принципов уголовно-исполнительного права и практики их реализации показывает декларативный характер закрепленных в нем исходных нормативно-руководящих начал.

2. Цели-задачи – это то, к чему должны стремиться субъекты, что нужно им осуществить (исполнить, решить и т.п.). Закрепленные в нормативных правовых актах, они являются юридическими целями, т.е. общеобязательными, обеспеченными мерами государственного и иного воздействия и т.д. (подробнее см. [143. С. 41-64]). Целями трудового законодательства, например, является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей (см. ст. 1 ТК РФ). А уголовное судопроизводство в России имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию (ст. 6 УПК РФ).

3. Нормативные справки бывают самых разнообразных видов. Наиболее распространенные из них закрепляют юридические основания (основы) деятельности разнообразных субъектов права, определенный нормативно-правовой массив, регулирующий соответствующий тип, вид или подвид общественных отношений, и т.д. Например, ст. 3 СК РФ («Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права») устанавливает, что в соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Оно состоит из СК РФ и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Федерации. Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения, которые указаны в ст. 2 СК РФ, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов РФ СК РФ, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным. Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Федерации, должны соответствовать СК РФ. На основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ, Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных СК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ.

4. Определением (дефиницией) обычно называется логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Содержание же понятия представляет собой, как правило, совокупность (систему) существенных признаков предмета (см., например [41. C. 41; 42. С. 150-151]).

Легальные (официальные) юридические дефиниции – это определения правовых явлений, которые закреплены в законах или иных формах права. Определения бывают явные и неявные, номинальные и реальные, аксиоматические и генетические, уточняющие и учреждающие, операционные и остенсивные, определения через родовые и видовые отличия, индуктивные и т.п. (см. [41. С. 41-48; 42. С. 151-157]). Если в данном контексте проанализировать имеющиеся в отечественной и зарубежной юридической практике легальные дефиниции юридических явлений, то окажется, что почти все они имеют право на существование. Поэтому трудно согласиться с выводом М.Л. Давыдовой о том, что «основными видами правовых дефиниций являются родо-видовые, описательные и комбинированные…» [98. С. 23].

5. Нормативно-правовой рисунок – это изображение (изложение) нормативно-правового материала (информации), выполненное на плоскости с помощью графических и иных средств – контурной линии, штриха, пятна и т.п. Одни из рисунков носят иллюстративный, другие – нормативный характер.

Как верно подмечено в литературе, юридическую природу рисунка можно проверить с помощью следующего приема: " необходимо мысленно удалить из текста изложения исследуемого предписания указание на рисунок. Если в результате этой операции окажется, что предписание теряет часть своего содержания, то данные рисунки имеют нормативную природу" [141. С. 8.]

К числу нормативно-правовых следует отнести, например, многие товарные знаки и знаки обслуживания, то есть графические и/или иные обозначения, по которым можно отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Дорожные знаки по своей юридической природе являются смешанными. Они одновременно носят нормативно-правовой и иллюстративный характер.

6. Нормативно-правовая формула – это комбинация буквенных и цифровых знаков, выражающая общеобязательное, обеспеченное мерами государственного и иного воздействия предписание (распоряжение, веление и т.п.). Например, с помощью такой формулы определяется размер пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

7. НПП-сроки устанавливают определенные временн ы е границы деятельности субъектов права. Например, глава 10 АПК РФ закрепляет процессуальные сроки деятельности субъектов и участников арбитражного судопроизводства. Так, в ст. 113 АПК РФ говорится, что процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом (в последнем случае сроки по своей природе являются индивидуальными. – В.К.). Сроки совершения процессуальных действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено. Сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, как правило, не включаются нерабочие дни. Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока.

В литературе исследуются и другие нестандартные НПП. Точное определение природы (степени нормативности и т.д.) нестандартных НПП позволяет не только выяснить их специфику и уточнить юридическое содержание права, но и более четко и правильно организовать процесс их создания (правотворчества), уяснения и разъяснения, систематизации и реализации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.