Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право и технические нормы






Понятие нормы имеет несколько значений. Норма - это правило, предписание, образец, мерило. Под нормой понимаются также установленная мера, количество, размер чего-либо. Нормативная логика изучает такие основные типы норм, как " правила" (правила игры, логики, грамматики, этики и т.п.); " предписания" (право, законы, моральные принципы, приказы, распоряжения и т.д.); " технические нормы". Понятие " техническая норма" в логическом смысле не совпадает с понятием " техническая норма" в производственно-технологическом смысле. В юридической литературе понятием " технические нормы" охватывают в ряде случаев все нормы, связанные с производством, характеристикой машин, аппаратов, производственных процессов. Иногда называются " технологические" и " другие нормы". Отметим, что в природе, в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в трудовых операциях, на транспорте, в строительстве, связи и т.д. действует множество норм. Большое число норм характеризует функционирование человека как биологического существа, объекта природы, а также норм, связанных с характером мер по обеспечению здоровья человека, оказанию ему медицинской и лекарственной помощи.
Осуществляя роль одного из стимуляторов научно-технического прогресса, право воздействует на него во многих отношениях и формах. К важнейшим из таких форм относится воздействие права на организацию управления производством как на его социально-экономическую, так и на организационно-техническую стороны. Воздействие направлено на повышение технического уровня производства, введение новых, эффективных технологий, повышение качества продукции, улучшение условий труда. Это воздействие осуществляется путем закрепления в юридических актах научно-технических и технологических норм и правил, организационно-производственных норм труда, санитарно-гигиенических норм.
Научно-технические, технологические нормы, получившие положительную социальную оценку, в определенном порядке закрепляются в юридических актах и приобретают значение государственного стандарта. Стандарт - это нормативная характеристика материала, его качества, утвержденная компетентным государственным органом и выраженная в юридическом акте. Проблема стандартизации является одной из актуальных и важных в развитии хозяйственного потенциала страны, в обеспечении ее обороны, в расширении торговых связей с зарубежными государствами.
Каково отношение права и технических, технологических, строительных, экологических, санитарно-гигиенических и других норм?
В нашей литературе по этому вопросу были высказаны разные точки зрения. Утверждалось, например, что все действующие в обществе правила поведения, в том числе и технические нормы, всегда носят социальный характер. В обоснование этого мнения указывалось, что в отношении к неодушевленным предметам человек всегда проявляет свое отношение к обществу, что за нарушение технических норм следует определенная санкция. Авторами назывались " социально-технические", а также " технико-юридические" нормы. Социально-технические нормы характеризовались как вид социальных норм, при этом они не переставали быть техническими. Вместе с этим признавалось существование чисто технических норм, под которыми разумеются правила обращения людей с природными объектами и веществами, разными вещами, орудиями личного пользования, орудиями производства индивидуального характера.
По нашему мнению, закрепление технической, технологической, экологической, санитарно-гигиенической нормы в юридическом акте не изменяет ее природу, не делает техническую норму социальной. Конечно, это не отвергает социальную значимость или, так сказать, " социальную включенность" этой нормы. Человек не создает объективных свойств вещества. Эти свойства, физические, химические, являются природными. Человек открывает свойства веществ, закономерности, нормы, характерные для этих веществ, их взаимодействие друг с другом, дает им социальную оценку, т.е. признает их полезность, целесообразность и использует их. Нормы природы, техники, технологических процессов не превращаются в социальные, они остаются природными, техническими, даже становясь " социально охваченными".
Конечно, между людьми возникают отношения по поводу использования, соблюдения этих полезных, целесообразных технических, природных норм, других такого вида норм. Эти отношения регулируются социальными нормами, в том числе нормами права и морали.
Собственно социальные нормы отличаются от других видов норм, используемых людьми в обществе, способом формирования, содержанием, сферой действия, способами гарантирования. Следует также подчеркнуть, что технические нормы в логическом смысле действуют в органической связи с разного вида социальными нормами, переплетаются друг с другом. О такой связи речь идет в правилах уличного движения, правилах пожарной безопасности и борьбы с пожарами. Технические и эстетические нормы взаимодействуют в процессе создания человеком разных удобных и красивых вещей, машин, механизмов (техническая эстетика), ибо человек создает вещи не только целесообразно, но и по законам красоты. Выводы науки о питании, гастрономические нормы взаимодействуют с нормами красоты в рекомендациях, которые содержатся в " Книге о вкусной и здоровой пище". Соблюдение этих норм питания опирается на знания и моральные гарантии. Соблюдение же норм высева семян в государственном или коллективном хозяйстве опирается не только на знания, но и на юридические санкции, вплоть до уголовной ответственности, за хищение государственной или общественной собственности.
В современных условиях научно-технического прогресса важное значение имеет проблема экологической безопасности Земли. Эта проблема является общечеловеческой. Внутригосударственное, международное право призвано предотвратить углубление экологического кризиса, грозящего экологической катастрофой, и обеспечить нормализацию процессов, протекающих в природе. Борьба за достойные условия жизни на Земле для всех людей связана с решением в глобальном масштабе проблемы обеспечения питанием всех жителей планеты. Это требует научной разработки и внедрения с помощью права моральных средств воздействия прогрессивных агрономических норм и технологий. Морали и праву принадлежит также значительная роль в гуманистической миссии государств международного сообщества в борьбе с болезнями, за создание благоприятных условий жизни всем жителям планеты.
Применение термина " технические нормы" в широком, логическом смысле не исключает, а, напротив, требует раскрытия всего богатства, описания и классификации разнообразных норм, охватываемых этим термином. В государственных, юридических актах, в литературе в последние годы утвердилось применение таких понятий, как " экологическое право", " экологическая этика". Давно применяются понятия " строительные нормы и правила", " правила пожарной безопасности", " агрономические нормы", " нормы языка" и т.д. В разработке вопросов научной классификации норм, стандартов, предельно допустимых норм вредных выбросов, норм хранения отработанных радиоактивных веществ, других подобного рода важных вопросов осуществляется творческое сотрудничество представителей естественных наук и правоведов.

 

19. Функции права: понятие и виды

В современной отечественной литературе за исключением отдельных нюансов сложились в основном два взгляда на понятие ФУП (о возникновении и развитии учений о ФУП см., например, [194. С. 6 и след.]). Так, одни авторы (Т.Н. Радько, В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик и др.) полагают, что ФУП можно определить как обусловленные социальным назначением направления правового воздействия на общественные отношения (см. [29. С. 42; 194. С. 28]); другие (Н.Н. Вопленко, Л.А. Морозова, В.В. Оксамытный, А.И. Абрамов и др.) – считают, что речь в данном случае должна идти об основных, главных направлениях юридического воздействия на общественные отношения (см., например, [80. С. 346; 145. С. 175; 193. С. 13; 196. С. 45]). Например, М.И. Байтин пишет: «Функции права есть наиболее существенные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрываются общечеловеческая и классовая природа, а также социальное назначение права» [54. С. 138].

Анализ указанных и иных определений, а также собственные размышления на этот счет привели нас к выводу о том, что ФУП обладает следующими признаками.

1. В функциях выражается активная, динамичная роль системы права в регулировании (закреплении, упорядочении, охране и т.п.) общественных отношений. С.С. Алексеев, например, с учетом новых подходов к освещению ФУП как нормативно-ценностной регулирующей системы отмечает, что право обеспечивает такую непрерывную динамику функционирования общества, при которой в соответствии с потребностью в реализации начал нормативности достигается постоянное и стабильное воспроизводство и, следовательно, сохранение и утверждение (своего рода «увековечивание») выраженных в праве социальных ценностей, условий и механизмов развития общественной жизни (см. [71. С. 314]).

2. О ФУП, как и функциях иных юридических явлений, составляющих ПСО, можно говорить лишь в том случае, если иметь в виду, что за ними стоят реально действующие субъекты практики и правоотношений. Именно через действия (деятельность) конкретных людей, их коллективов и организаций выражается творчески-преобразующий и конструктивный характер права, его собственная и инструментальная ценность.

3. ФУП – это относительно обособленные направления более или менее однородного (гомогенного) воздействия права (регулятивное, карательное, восстановительное и т.п.) на те или иные сферы (экономическую, политическую, духовную и т.п.) общественной жизни.

4. Функция – это всегда целенаправленное воздействие права. Она непосредственно связана с задачами (целями, программами, планами и т.п.), стоящими перед субъектами права, правоотношений и юридической деятельности. Задачи обусловливают наличие и существование тех или иных функций, конкретное их содержание и способы юридического воздействия на реальную действительность. Причем несколько функций (например, превентивная, компенсационная и т.д.) могут быть нацелены на выполнение какой-то конкретной задачи (охрану собственности), а с помощью одной функции (например, регулятивной) могут одновременно решаться несколько задач (установление субъективных прав и обязанностей личности, государственная регистрация статуса той или иной организации и т.д.).

5. ФУП предполагает не любое, а лишь позитивное, прогрессивное воздействие права на общественные отношения. Следует согласиться с С.С. Алексеевым в том, что «право как эффективный (и даже по ряду отношений – оптимальный, уникальный) регулятор жизни общества, способный воспроизводить данную социальную систему, вносить в нее нормативные начала и обладающий рядом высоко значимых регулятивных свойств, достоин достаточно высокой социальной оценки» [71. С. 324].

Негативное, отрицательное влияние права на реальную действительность необходимо рассматривать в качестве его дисфункций. Примеров тому в современной российской действительности немало.

6. В функциях предметно конкретизируются свойства права, его сущность, содержание и формы. Т.Н. Радько неоднократно подчеркивает, что функции права представляют собой проявления его имманентных специфических свойств. Именно в функциях аккумулируются свойства права, вытекающие из его качественной самостоятельности как социального феномена. Они обусловлены сущностью права и определяются его назначением в обществе (см. [26. C. 54-56; 187. С. 209]). Вместе с тем изменение задач, стоящих перед обществом (государством, отдельными организациями и другими субъектами), а значит, и изменение ФУП соответствующим образом влияет на структуру, отдельные элементы содержания и форм права. Так, осложнение экологической ситуации в России и других странах потребовало не только проведения значительных природоохранных мероприятий, создания специальных органов экологического контроля, но и способствовало формированию самостоятельных отраслей (подотраслей, институтов) экологического права.

7. Важно подчеркнуть, что не только ПСО в целом или отдельные ее элементы, но и сами ФУП на различных уровнях и с различной степенью детерминированы конкретными факторами (способами и т.п. ) объективной и субъективной реальности. Именно в процессе функционирования права особенно четко проявляется " работа" всех элементов механизма детерминации, которые либо способствуют, либо тормозят процесс эффективной реализации НПП (о механизмах детерминации юридических явлений см. [6. С. 31-38]).

8. В ФУП отражается его роль, социальное и специально-юридическое назначение в жизни общества. Поэтому не случайно, что некоторые авторы (Ю.Г. Ткаченко, А.И. Абрамов и др.) само определение функций полностью сводят к конкретной роли (назначению) права по организации (упорядочению, урегулированию и т.п.) общественных отношений (см. [193. С. 13; 195. С. 34 и след.]).

9. В отечественной и зарубежной науке принято различать понятия «функции права» и «функционирование права» (см., например [145. С. 175; 187. С. 210-211; 194. С. 33]). Это разграничение искусственное, которое по сути дела подтверждают и сами авторы, выдвинувшие данное положение. Так, Т.Н. Радько пишет: «Термин «функционирование права» отражает действие права в социальной системе. Дать функциональную характеристику права – значит вскрыть и описать способы его действия (пути и формы воздействия на общественные отношения). Если «функция права» – понятие собирательное в том смысле, что отражает не только настоящее и будущее (цели и задачи в праве), то «функционирование» отражает действие права в настоящем, если иное специально не оговорено… Функционирование права – вопрос, непосредственно связанный с проблемами функций, так как характеристика системы функций – это, по существу, характеристика функционирования права» [187. С. 210].

ФУП – это реальный, динамичный, объективно-субъективный процесс целенаправленной правовой деятельности субъектов, преобразующий реальную действительность, который предполагает анализ не только внешне выраженных ее (деятельности) сторон, но и внутренних (субъективных, психологических и т.п.) аспектов. Данное положение является методологически исходным при характеристике содержания ФУП, их форм, уровней эффективности и ценности в конкретных сферах общественной жизни.

Таким образом, функции права – это такие относительно обособленные направления однородного, предметного и прогрессивного воздействия системы права на реальную действительность, в которых проявляется его природа (содержание и формы, системные качества и т.п.), творчески-преобразующая роль, назначение, собственная и инструментальная ценность в жизнедеятельности людей, их коллективов и организаций, общества в целом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.