Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Появление и развитие науки о труде






Лекции по дисциплине

«Экономика труда»

Содержание

Тема 1. Теоретические представления о труде и его роли в развитии человека и общества……………………………………........................................................3

Тема 2. Ресурсы для труда, рынок труда, занятость населения………………38

Тема 3. Организация и нормирование труда…………………………………..80

Тема 4. Организация оплаты и материального стимулирования труда…….144

Тема 5. Планирование труда на предприятии………………………………..176

Список рекомендуемой литературы…………………………………………..189

 

 

Тема 1. Теоретические представления о труде и его роли в развитии человека и общества

План

1. Появление и развитие науки о труде.

2. Понятие о труде и его разновидности.

3. Составные части процесса труда, его формы. Труд как фактор производства.

4. Производительность труда и факторов производства.

5. Объект продажи на рынке труда.

Появление и развитие науки о труде

Экономика труда — это часть экономической науки, которая изучает закономерности и экономическую эффективность трудовых процессов. По своей природе в отличие от общей экономической теории и отраслевых экономик экономика труда исследует опреде­ленный круг проблем (функцию), имеющий место в любом виде деятельности и в каждой отрасли экономики, а в силу этого она относится к типу функциональных экономических наук.

Объектом экономики труда является труд — центральный элемент общественного производства, который имеется во всех от­раслях и сферах экономики. Труд изучается и другими науками, такими как физиология и психология труда, эргономика, социоло­гия труда, трудовое право, статистика труда, гигиена труда и др. Для всех этих дисциплин труд служит объектом исследования. Раз­личаются же эти дисциплины предметом исследования, т.е. тем, какую сторону и какие свойства объекта они изучают.

Предмет экономики труда — экономические закономерности построения и осуществления трудовых процессов, факторы и усло­вия их эффективности, экономические отношения людей, возника­ющие по поводу использования труда в масштабе страны, отрасли, региона, а также в каждой их ячейке — на предприятиях, в органи­зациях, учреждениях.

Появление науки о труде связано с возникновением теорий, которые непосредственным образом оказали влияние на историю человечества, так как они затрагивали самую важную сущность че­ловека, отличающую его от остального животного мира, — способ­ность трудиться, т.е. сознательно преобразовывать материалы при­роды, приспосабливая их к своим потребностям.

Вопросы о труде занимали внимание мыслителей, ученых-эко­номистов, практических деятелей и, в конечном счете, в значитель­ной степени определяли темпы развития общества. Основными во­просами были следующие:

- что такое труд и каковы его разновидности;

- какая связь существует между трудом и вновь создаваемым продуктом

(товаром, услугой);

- какова роль труда в формировании цены продукта (товара, услуги);

- какова цена труда и чем она определяется?

Экономическая мысль с давних времен пыталась постигнуть тайну возникновения цены предметов. Уже в трудах древнегрече­ского философа Аристотеля (384—322 гг. до н.э.) была обозначена проблема сравнимости товаров. Он пытался выяснить, чем опреде­ляются соотношения обмена. Однозначного ответа на поставленный вопрос в его трудах нет, но по этому поводу им высказано несколько предположений. Так, в «Никомаховой этике» Аристотель пишет: «...нужно, чтобы все измерялось чем-то одним... расплата будет иметь место, когда будет найдено уравнение, чтобы продукт сапожника относился к продукту земледельца, как земледелец относится к са­пожнику»[1].

Но Аристотелю принад­лежит мысль и о том, что в основе обмена товаров лежит их полез­ность и вытекающая из нее «потребность, которая для всего являет­ся связующей основой... В качестве же замены потребности, по соглашению (между людьми), возникла монета»[2]. Здесь можно ус­мотреть субъективную оценку ценности товаров, определяемую их полезностью, а не затратами труда.

В поисках ответа на вопрос о том, что же лежит в основе цены товаров и что их уравнивает между собой, в XVII—XX вв. сформи­ровались два направления экономической мысли: трудовая теория стоимости и теория многофакторного формирования цены товаров.

Проследим основные этапы развития науки о труде с того периода, когда экономическая теория сформировалась как научная дисциплина и положила начало так называемой классической полит­экономии. Ее основоположниками принято считать английского ученого Уильяма Пётти (1623—1687) и французского судью Пьера Буагильбёра (1646-1714).

В противоположность меркантилистам, видевшим источник богатства страны только в получении золотых и серебряных денег за счет внешней торговли, У. Петти впервые сформулировал поло­жение, что богатство народа создается во всех сферах материально­го производства и что «труд есть отец и активный принцип богат­ства, а земля его мать»3. У. Петти полагал, что в основе цены товаров лежит количество труда, затраченного на его производство, или стои­мость определенного количества земли. Это свидетельствовало о за­тратном подходе к трактовке вопроса о механизме формирования цены. Ему же принадлежит деление труда на производительный и непроизводительный.

Я. Буагильбер, независимо от У. Петти, критикуя мерканти­лизм, также пришел к выводу о том, что богатство страны определя­ется не количеством денег, а всей суммой вещей и материальных благ, которыми она располагает, и что цены товаров определяются количеством затраченного на них труда.

В рамках классического направления во Франции в XVIII в. сформировалась экономическая школа физиократов, видевших в ка­честве источника богатства и процветания страны только развитие сельского хозяйства. Основателем этой школы был Франсуа Кена (1694—1774). Он создал учение о чистом продукте, под которым понимал созданный сельскохозяйственным трудом избыток продук­ции земледелия, превышающий издержки производства. Физиокра­ты также подразделяли труд на производительный и непроизводи­тельный и утверждали, что только в сельском хозяйстве труд становится производительным.

Крупнейший вклад в развитие политической экономии, в том числе науки о труде, внес английский ученый-экономист Адам Смит (1723—1790). Его основное произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) содержит положения о том, что богатство страны определяется продуктами материального про­изводства. Их объем в свою очередь зависит от доли населения, участвующего в таком производстве, и от производительности тру­да в нем. Условием роста производительности труда служит его разделение и углубление специализации производства.

А. Смит обобщил идеи своих предшественников классическо­го направления экономической мысли, развивающих трудовую тео­рию стоимости. Однако в этой области у него просматривается двой­ственная позиция, когда сосуществуют трудовая теория стоимости и теория факторов производства.

Подразделяя труд на производительный и непроизводитель­ный, А. Смит приходит к выводу, что все виды производительного труда равнозначны в том смысле, что они формируют стоимость то­варов После А. Смита в экономической теории труда сформирова­лись два принципиально разных направления: трудовая теория сто­имости и теория факторов производства, существенным образом повлиявших на ход исторического развития человечества. Яркими выразителями первого направления стали Д. Рикардо, а за ним К. Маркс, второго — Ж.Б. Сэй и последующие поколения исследо­вателей немарксистского направления. Трудовая теория стоимости К. Маркса была ошибочной, а по­этому и не оправдалась на практике. Следование положениям этой теории, руководство ею были глубоким и трагичным заблуждением, принесшим много бед человечеству. Об этом свидетельствует пе­чальный опыт СССР и стран так называемого социалистического лагеря, безуспешно пытавшихся выйти на путь строительства ком­мунистического общества. В жертву этому «строительству» были положены огромные че­ловеческие потери, но призрачные коммунистические идеалы так и не были достигнуты. Только в силу этого коммунистическую теорию нельзя не считать утопической, экстремистской и реакционной.

Теорию Сэя отличает от взглядов его предшественников, а также от взглядов Рикардо и Маркса признание производительным не только труда в сфере материального производства, но и любого другого полезного труда.

Важнейшим направлением современной экономической мыс­ли является поиск решения проблем достижения полной занятости населения, роста его реальных доходов, обеспечения бескризисного экономического цикла развития общества. Синтез экономических теорий, состоящий из сочетания классической политической эконо­мии, неоклассики, неокейнсианства, неолиберальных теорий, выдаю­щийся американский экономист, нобелевский лауреат П. Самуэльсон (род. в 1915 г.) назвал «неоклассическим синтезом» современных экономических теорий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.