Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Ресурсы для труда, рынок труда, занятость населения






План

1. Демографическая основа формирования и функционирования рынка

труда.

2. Рынок труда и его модели.

3. Занятость населения и безработица.

4. Государственная политика в сфере занятости.

 

Демографическая основа формирования и функционирования рынка

Труда

 

Состояние и развитие общества в значительной степени опре­деляется численностью, составом и структурой населения, его трудо­выми и в том числе творческими возможностями. Под населением понимается совокупность людей, живущих на определенной территории — в районе, городе, регионе, стране. В общественно-политической литературе при социально-экономи­ческой характеристике населения его принято называть народонасе­лением. Особенностями этой совокупности является то, что она непре­рывно возобновляется в процессе воспроизводства жизни и находится в состоянии саморазвития, образуя главный материальный компо­нент человеческого общества, субъект социальных связей. Исследо­ванием закономерностей воспроизводства народонаселения занима­ется экономическая наука демография. Изучение численности, состава и динамики народонаселения позволяет судить о возможностях со­циально-экономического развития страны, его тенденциях. Оно дик­тует необходимые меры, которые должно предпринять государство для нейтрализации негативных процессов в структуре народонаселе­ния или укрепления положительных тенденций в его развитии.

Экономика труда рассматривает население как источник ре­сурсов для труда, как носителя определенных экономических отно­шений. В ее рамках исследуются проблемы рынка труда, рациональ­ного использования людских ресурсов (человеческого капитала), занятости населения, безработицы, подготовки, переподготовки и по­вышения квалификации работников.

Численность населения, направление и темпы ее изменений сами по себе мало о чем свидетельствуют вне связи с историческим и социально-экономическим развитием страны. Нельзя, например, утверждать, что высокий темп роста численности населения во всех случаях благо, а его падение — зло. Необходим анализ уровня обще­ственного развития, социально-экономических условий жизни наро­да и других явлений и процессов. Неконтролируемый рост числа людей в условиях ограниченности природных ресурсов и вызванное этим действие экономического закона убывающей доходности чреваты падением уровня жизни населения. Сокращение численности насе­ления — депопуляция в силу неблагоприятных политических и со­циально-экономических условий — ведет к ухудшению возможно­стей для экономического роста. Научно-технический прогресс спо­собствует увеличению производства материальных благ, возрастанию производительности труда и ограничивает действие закона убываю­щей доходности. Достижения в области медицины и здравоохране­ния объективно обеспечивают снижение смертности, рост продолжи­тельности жизни людей. Изучение народонаселения и происходящих в нем изменений должно быть конкретно-историческим.

Темпы роста населения мира, начиная с XVIII в., постоянно увеличивались, достигнув своего пика 2, 1% в год в 1960-х гг. Затем темпы роста пошли на убыль, и к середине 1980-х гг. они составили в среднем 1, 7% в год, в 2000 г. — 1, 4% при абсолютном приросте 80— 87 млн человек в год. Прирост населения в мире в начале XXI в. составил около 1, 5% в год. По данным, приведенным академиком С.П. Капицей, в мире каждую секунду рождается 21 и умирают 18 че­ловек, практически весь прирост приходится на развивающиеся стра­ны. В настоящее время на Земле проживает более 6 млрд человек.

Величина прироста в разных регионах и странах имеет суще­ственные отличия: резко снизился темп роста населения в Китае — с 2, 4 до 1, 2% в год. Наблюдается спад роста населения в развитых странах, тогда как во многих развивающихся странах Африки, Азии, Южной Америки темпы роста населения велики. В странах с низ­ким темпом роста населения наблюдается его старение, т.е. увеличе­ние удельного веса людей старших возрастов. Стабилизация чис­ленности населения, по оценке ООН, ожидается к 2035 г., когда численность мирового населения достигнет 10, 2 млрд человек.

Современная Россия переживает период становления и разви­тия рыночных отношений. Отказ от административно-волевой систе­мы хозяйствования, быстро осуществленные, но недостаточно про­думанные разгосударствление и приватизация собственности привели к чрезмерной дифференциации доходов между так называемыми олигархами, банкирами, топ-менеджерами, некоторыми слоями чи­новников и основной частью населения, уровень жизни которого ухуд­шился. Все это отразилось на характере изменений численности и сос­тава населения.

Начиная с 1991 г. т.е. в годы реформирования экономики и перехода ее на рыночные отношения, наметилась тенденция сокращения численности. За по­следние 17 лет население России уменьшилось на 3, 7 млн человек, или на 4, 2%. В эти же годы стабилизировалось соотношение числен­ности между городским и сельским населением, первое из которых составляет 73%, второе — 27%.

Демографическое положение в стране характеризуется также определенной динамикой возрастных групп населения. Существенно уменьшилась доля населения моложе трудоспособно­го возраста за период 1990—2007 гг.: с 24, 4 до 16, 0%, но увеличились доли населения трудоспособного и старше трудоспособного возра­стов: первая с 56, 9 до 63, 3%, вторая — с 18, 7 до 20, 7%. Особенно большое уменьшение доли населения моложе трудоспособного возра­ста отмечается у городского населения — с 23, 7 до 15, 0%, т.е. сниже­ние на 8, 7 пункта; у сельского населения снижение с 26, 5 до 18, 6%, т.е. на 7, 9 пункта. Подобное положение чревато тем, что через одно поколение в стране наступит период сокращения доли людей в тру­доспособном возрасте, т.е. возможен дефицит трудовых ресурсов.

Пропорционально общему сокращению численности населе­ния сокращается численность мужчин и женщин, при этом число мужчин меньше числа женщин: на 1000 мужчин приходится 1130— 1140 женщин. Преобладание женской части населения над мужской складывается за счет населения старших возрастов. В возрасте до 34 лет преобладает, хоть и незначительно, мужское население. Пос­ле 35 лет начинает возрастать доля женского населения, особенно заметно она растет для женщин в старших возрастных группах, а после 70 лет число женщин превышает число мужчин более чем в 2, 5 раза.

Население помимо количественных оценок имеет различные качественные характеристики. К ним относятся: уровень образо­вания и культуры, профессионально-квалификационная структура, показатели здоровья населения, соотношение занятых преимуще­ственно умственным и преимущественно физическим трудом, струк­тура занятых в материальном производстве и в непроизводственной сфере, показатели миграции, национально-этническая структура и др.

Среди качественных характеристик населения важным явля­ется уровень образования, отражающий интеллектуальный потенци­ал общества. Наша страна отличалась в мире высоким уровнем об­разования населения. И в настоящее время, несмотря на сложные условия перехода к рыночным отношениям, этот уровень продолжа­ет возрастать.

О культурном уровне населения можно косвенно судить по числу книг и журналов в массовых библиотеках, приходящихся на 1000 человек населения; по размерам тиражей книг, брошюр, журна­лов и газет; по числу посещений театров, музеев, клубных учрежде­ний. Эти показатели за последние 15 лет несколько ухудшились, что, тем не менее свидетельствует не о падении культурного уровня населения, а об изменении условий для реализации его культурных потребностей (рост цен, ухудшение криминальной обстановки, ком­мерциализация сферы культуры и др.).

Показатели здоровья населения за последние 15 лет также ухудшились. Число болезней на 1000 населения возросло с 614, 6 в 1992 г. до 763, 9 в 2006 г., причем это характерно для всех видов заболевании, а также травматизма на производстве и отравлений. Уве­личилось число лиц, впервые признанных инвалидами, с 74, 9 чело­век на 10 000 населения в 1992 г. до 78, 1 человек на 10 000 населения в 2007 г. Оценка качественных характеристик населения — дело весьма сложное, так как не существует интегрального, обобщающего пока­зателя для этих целей, а частные показатели по отдельным характе­ристикам качества населения изменяются во времени зачастую в пря­мо противоположных направлениях и с различной интенсивностью.

Рассматривая показатели качества населения России, отметим, что, несмотря на все трудности и противоречия, благоприятные по­казатели уровня образования населения порождают оптимизм при оценке перспектив развития нашего общества.

Работающие люди, а также те граждане, которые хотят рабо­тать, ищут работу, но по разным обстоятельствам пока ее не имеют, представляют собой человеческие ресурсы для труда. Их изучение имеет большое значение при оценке рынка труда и проведении государ­ством соответствующей демографической политики с целью воздей­ствия на процессы воспроизводства населения и его занятости. В отечественной литературе по экономике и статистике труда широко-распространен термин «трудовые ресурсы», который воз­ник в первые годы советской власти и использовался для нужд цен­трализованного управления людскими ресурсами страны.

Понятие «трудовые ресурсы» используется и в настоящее вре­мя. Но требования рыночной экономики привели к необходимости перехода нашей статистики к принятому в международной практи­ке иному учету ресурсов для труда, рекомендованному Междуна­родной организацией труда (об этом далее). Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, облада­ющую физическим развитием, умственными способностями и зна­ниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.

С введением с 1 февраля 2002 г. в действие ТК РФ трудоспо­собный возраст определяется возрастом лица, с которым допускает­ся заключение трудового договора. Таким возрастом для учащихся может быть: 14 лет, когда работа по трудовому договору разрешает­ся в свободное от учебы время с согласия одного из родителей (опе­куна, попечителя) для выполнения легкого труда; 15 лет — если окончено основное общее образование или прекращено обучение в школе; 16 лет — для всех (ст. 63 ТК РФ).

Для уяснения понятия «трудовые ресурсы» необходимо знать, что в зависимости от возраста все население может быть разделено на три неравные части:

1) лица моложе трудоспособного возраста — от рождения до 15 лет включительно;

2) лица в трудоспособном (рабочем) возрасте — в России женщины от 16 до 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет включительно;

3) лица старше трудоспособного, т.е. пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости, — в Рос­сии женщины — с 55, мужчины — с 60 лет.

В зависимости от способности к труду различают лиц трудо­способных и нетрудоспособных. Таким образом, по отношению к тру­довой деятельности можно выделить четыре группы населения:

1) трудоспособное население в трудоспособном возрасте;

2) трудоспособное население в нетрудоспособном возрасте, например работающие пенсионеры по старости;

3) нетрудоспособное население в трудоспособном возрасте, например инвалиды I и II группы до пенсионного возраста;

4) нетрудоспособное население в нетрудоспособном возрасте.

Переход на рекомендуемую международными конференция­ми статистиков труда и Международной организацией труда систе­му классификации, в соответствии с которой население делится на экономически активное и экономически неактивное, осуществлен в нашей статистике с середины 1993 г.

Экономически активное население, или (в трактовке Росстата) рабочая сила, в соответствии с методологией Международной орга­низации труда представляет собой часть населения, обеспечивающую предложение своего труда для производства товаров и оказания разнообразных услуг. Количественно эта группа населения склады­вается из численности занятых и безработных, под которыми пони­маются строго определенные группы людей.

Экономически неактивное население (по методике Росстата) — это та часть населения, которая не входит в состав ресурсов для труда. К ней относятся:

- учащиеся, студенты, служащие, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;

- лица, получающие пенсию по старости и на льготных усло­виях;

- лица, получающие пенсию по инвалидности;

- лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;

- отчаявшиеся найти работу, т.е. прекратившие ее поиск, ис­черпав все возможности, но которые могут и готовы работать;

- другие лица, которым нет необходимости работать, незави­симо от источника дохода.

Сравнение категорий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население» показывает, что они отличаются друг от друга отдельными элементами.

Конституцией РФ провозглашены свободный труд и запрет труда принудительного, это делает бессмысленным использование понятия «трудовые ресурсы» в том содержании, как об этом было сказано в начале параграфа. Не могут относиться к трудовым ресур­сам, т.е. к потенциально возможным источникам удовлетворения потребностей в труде, категории лиц, которых иначе как принуди­тельно к работе не привлечь.

Под воспроизводством населения понимают исторически и со­циально-экономический обусловленный процесс непрерывного возоб­новления поколений людей. Органической составной частью вос­производства населения является воспроизводство ресурсов для труда. В процессах воспроизводства населения различают виды, типы и режимы, а в воспроизводстве ресурсов для труда, кроме того, выделяют еще фазы или стадии.

Виды воспроизводства населения определяются особенностя­ми движения численности и состава населения в стране и ее регио­нах. Это движение может быть естественным, миграционным (меха­ническим) и социальным.

Естественное движение населения есть следствие рождае­мости и смертности людей. В зависимости от того, что из них пре­обладает, образуются естественный прирост или естественная убыль населения. Падение рождаемости характерно не только для России, но также и для стран Европы.

Численность и состав населения меняются также в силу ми­грационных процессов (механического прибытия и выбытия населе­ния). Подобное движение населения вызывается различными эко­номическими, политическими, религиозными и другими причинами и связано с серьезными изменениями в положении людей, их стату­се, перспективах жизни. Миграционные процессы происходят и внутри России — стра­ны, обладающей огромной территорией. Здесь миграционное дви­жение осуществляется между регионами и связано главным обра­зом с освоением новых территорий, с перемещением населения из трудоизбыточных районов в трудодефицитные.

Выезд из одной страны в другую называется эмиграцией, а въезд из-за рубежа в страну — иммиграцией. Соответственно: людей, выез­жающих из страны, называют эмигрантами, а въезжающих из-за рубежа в страну — иммигрантами.

Миграция населения по причинам, ее обусловившим, подраз­деляется на добровольную или вынужденную.

Добровольная миграция населения — это осознанное самими перемещающимися лицами решение. Вынужденная миграция населения обусловлена, как правило, независящими от мигрантов причинами.

В числе вынужденных мигрантов особое место занимают бе­женцы и вынужденные переселенцы. Значимость данных видов миграции обусловлена ее масштабами и связанными с этим соци­ально-экономическими проблемами.

Миграция населения, обусловленная трудовой деятельностью, называется трудовой миграцией. В зависимости от характера перемещения мигрантов мигра­цию населения подразделяют на периодическую (эпизодическую), сезонную и маятниковую.

Периодическая (эпизодическая) миграция — это перемещение мигрантов, вызванное какими-то периодически возникающими об­стоятельствами, с возвращением их к постоянному месту житель­ства.

Сезонная миграция — перемещение мигрантов на период сезо­на в другую местность.

Маятниковая миграция носит, как правило, местный (в преде­лах одной области, города или приграничных городов соседних об­ластей) характер и связана с ежедневным (или один раз в два-три дня) челночным передвижением части населения к месту учебы, службы или работы и обратно.

Миграция населения оказывает существенное влияние на гео­графию размещения и плотность населения, его численность и струк­турный состав а, следовательно, и на социально-экономическое по­ложение как региона выбытия, так и, что очень существенно, региона прибытия. Существует необходимость государственного, прежде всего на законодательном уровне, регулирования процессов как внешней, так и внутренней миграции населения России и мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Процессы воспроизводства ресурсов для труда подразделяют­ся на фазы, или стадии. Среди них: фаза производства (формирова­ния) ресурсов для труда, фаза их распределения и перераспределе­ния и фаза использования.

Фаза производства представляет:

а) появление новых ресурсов для труда на основе производ­ства населения — рождения людей, достижения ими трудоспособно­го возраста. Этот процесс происходит непрерывно;

б) восстановление способности к труду у имеющихся работ­ников. Для этого необходимо иметь питание, одежду, жилище, а также всю инфраструктуру современного существования человека (транс­порт, связь, культуру и т.д.);

в) получение людьми образования, приобретение специально­сти и определенной трудовой квалификации.

 

Фаза распределения и перераспределения состоит в первич­ном распределении ресурсов для труда по видам работ, роду деятель­ности, предприятиям, организациям, районам, регионам страны. Эту фазу в системе рыночной экономики обеспечивает функционирова­ние рынка труда. Перераспределение ресурсов для труда осущест­вляется в форме их движения в соответствии со спросом и предло­жением на рынке труда.

Фаза использования экономически активного населения со­стоит в его функционировании на предприятиях, в организациях и экономике в целом. Здесь главная проблема заключается в обес­печении занятости населения и эффективном использовании работ­ников.

Отмеченные фазы, или стадии, воспроизводства ресурсов для труда взаимосвязаны между собой.

Основным источником пополнения экономически активного населения является молодежь, вступающая в трудоспособный воз­раст. Численность этой категории населения зависит от режима его воспроизводства, уровня брачности и рождаемости в стране, а также от величины детской смертности. При расширенном воспроизвод­стве населения и повышении уровня рождаемости будет расти чис­ло вступающих в трудоспособный возраст. Однако каждый скачок рождаемости отразится на численности ресурсов для труда лишь через 15 лет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.