Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Риторический вопрос, градация.
Риторический вопрос – это не требующий ответа вопрос, обращенный к читателю или к слушателю, что бы привлечь их внимание к изображаемому: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. (Лермонтов). ^ Риторическое обращение, утверждение и риторическое восклицание – так же служит для усиления эмоционально- эстетического восприятия изображаемого: Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын… (Лермонтов). Это он, я узнаю его! Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник... (Лермонтов). Градация – фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания, относящихся к одному предмету, что каждая последующая часть оказывается более насыщенной, более выразительной или впечатляющей, чем предыдущая. Во многих случаях ощущение нарастания эмоциональной содержательности и насыщенности связано не столько со смысловым нарастанием, сколько с синтаксическими особенностями строения фразы: И где ж ^ Мазепа? где злодей? Куда бежал Иуда в страхе? (Пушкин) В заботе сладостно туманной Не час, не день, не год уйдет,.. (Баратынский).
2. Жанры художественной литературы. Каждый род литературы в свою очередь может включать ряд жанров. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, оды, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем могут «уйти» из «активного запаса» художников в зависимости от исторической эпохи. Как правило, в литературоведении вводится также понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае, к примеру, роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа (приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.). Примеры определения родовидовых и жанровых отношений в литературе: ^ Род: эпос; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть Род: драма; вид: комедия; жанр: комедия положений и т.д. Лирические жанры делятся на тематические группы: медитативная, интимная (дружеская и любовная), пейзажная, гражданская, философская… Роды художественной литературы* эпос лирика драма Ниже жирным шрифтом выделены виды, нежирным – жанры эпопея роман: исторический фантастический авантюрный психологический утопический социальный... повесть рассказ новелла басня притча литературная сказка... и т.д. Ода Гимн Элегия Сонет Послание Мадригал Романс Эпиграмма... трагедия комедия: положений, характеров, масок... драма: философская, социальная, историческая, социально-философская, Водевиль, Фарс...
3. Стилевые доминанты. Номинативность и риторичность. Другая пара типологических характеристик стиля связана с мерой использования средств языковой изобразительности и выразительности, тропов и фигур (сравнений, метафор, градаций, повторов и т.п.), а также пассивной лексики и лексики ограниченной сферы употребления (архаизмов, неологизмов, варваризмов и др.). Эти приемы могут составлять существенную особенность стилистики произведения, но могут и почти не использоваться. В последнем случае важно прямое значение слова, функция которого – точное обозначение деталей изображаемого мира. Это свойство художественной речи называют номинативностью. Номинативность подразумевает также достаточно простой и естественный синтаксис. Противоположную тенденцию, связанную с косвенным или описательным обозначением предметов и созданием словесно-речевого образа, назовют риторичностью. Отчетливое господство номинативности можно наблюдать в поздних стихотворениях и прозе Пушкина, в романах Тургенева, рассказах и повестях Чехова, поэзии и прозе Бунина. Риторичность присуща, например, лирике романтиков, прозе раннего Горького, Леонида Андреева. Возможно и относительное равновесие между этими началами: например, в романах Толстого и Достоевского, причем стилистика первого более склоняется к номинативности, а второго – к риторичности.
БИЛЕТ 24.
1.Поэтическая стилистика: многосоюзие, бессоюзие, эллипс, оксюморон. Многосоюзие (или полисиндетон) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи. «Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность» (В.Г.Короленко) «Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду» (Чехов) «И волны теснятся, и мчатся И снова приходят, и о берег бьют…» (Лермонтов) «Зато и внук, и правнук, и праправнук Растут во мне, пока я сам расту…» (Антокольский) Бессою́ зие (или аси́ ндетон) – такое построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены. Придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий. Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. (Пушкин) Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет... (Блок) Эллипсис – намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла, а часто – для усиления смысла и эффекта: «Шампанского!» (подразумевается «Принесите бутылку шампанского!»). День в тёмную ночь влюблён, В зиму весна влюблена, Жизнь – в смерть… А ты? … Ты в меня! (Гейне) Фигурой поэтической стилистики является и оксю́ морон – сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта (светлые чернила, холодное солнце). Оксюморон нередко используется в названиях прозаических литературных произведений («Живой труп» – драма Л.Н.Толстого, «Горячий снег» – роман Ю.Бондарева), часто встречается в поэзии: И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, ещё вчера Стонавший слабо над могилой. (Пушкин)
2. История родовидового деления литературы. О родах поэзии рассуждал еще Сократ (в третьей книге трактата Платона «Государство»). Поэт, по Сократу, может: во-первых, впрямую говорить от своего лица (по сути, это важнейшее свойство лирики); во-вторых – строить произведение в виде «обмена речами» героев, к которому не примешиваются слова поэта, что характерно для трагедий и комедий (такова драма как род поэзии); в-третьих – соединять свои слова со словами чужими, принадлежащими действующим лицам (что присуще эпосу): «И когда поэт приводит чужие речи, и когда он в промежутках между ними выступает от своего лица, это будет повествование». Сходные мысли о родах поэзии высказаны в «Поэтике» Аристотеля. Здесь коротко охарактеризованы три способа подражания (действительности) в словесном искусстве, которые и являются характеристиками эпоса, лирики и драмы: «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных». Гегель характеризовал эпос, лирику и драму с помощью категорий «объект» и «субъект». По Гегелю, эпическая поэзия – объективна; лирическая – субъективна; драматическая соединяет эти два начала. Благодаря В.Г.Белинскому как автору статьи «Разделение поэзии на роды и виды» (1841) гегелевская концепция (и соответствующая ей терминология) укоренилась в русском литературоведении. В XX в. роды литературы неоднократно соотносились с различными явлениями психологии (воспоминание, представление, напряжение), лингвистики (первое, второе, третье грамматическое лицо), а также с категорией времени (прошлое, настоящее, будущее). Однако традиция, восходящая к Платону и Аристотелю, себя не исчерпала, она продолжает жить. Роды литературы как типы речевой организации литературных произведений – это неоспоримая реальность. Родовая принадлежность во многом определяет организацию произведения, его формальные, структурные особенности.
3. Стилевые доминанты: монологизм и разноречие. С точки зрения освоения в произведении речевой разнокачественности можно выделить такие доминанты, как монологизм и разноречие. Монологизм предполагает единую речевую манеру для всех персонажей, совпадающую, как правило, с речевой манерой повествователя (в эпических произведениях; лирика же, как правило, целиком монологична). При разноречии реальный речевой мир становится объектом изображения. Разноречие представлено в литературе двумя вариантами: в одном случае речевые манеры разных персонажей воспроизводятся как взаимно изолированные («Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Мертвые души» Н.В.Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова), в другом речевые манеры персонажей и повествователя взаимодействуют, «проникают» друг в друга (романы Ф.М.Достоевского, «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова).
БИЛЕТ 25.
1.Поэтическая фонетика (фоника). Поэтическая фонетика – это звуковая организация художественной речи, основным элементом которой является звуковой повтор как орнаментальный прием выделения и скрепления важнейших слов в стихе. Различают следующие виды звуковых повторов: ассонанс – повторение гласных звуков, преимущественно ударных («Стонет он по полям, по дорогам…», Некрасов); аллитерация – повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов («Пора, перо покоя просит…», Пушкин); звукоподражание (звукопись) – система звуковых повторов, подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т.п. («Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…», Бальмонт).
2.Родовидовые объединения литературы. Роды литературы не отделены друг от друга непроходимой стеной. Наряду с произведениями, безусловно и полностью принадлежащими одному из литературных родов, существуют и те, что соединяют в себе свойства каких-либо двух родовых форм – «двухродовые образования». О произведениях и их группах, принадлежащих к двум родам литературы, на протяжении XIX–XX вв. говорилось неоднократно. Так, Шеллинг характеризовал роман как «соединение эпоса с драмой». Отмечалось присутствие эпического начала в драматургии А.Н.Островского. Как эпические характеризовал свои пьесы Б.Брехт. За произведениями М.Метерлинка и А.Блока закрепился термин «лирические драмы». Глубоко укоренена в словесном искусстве лиро-эпика, включающая в себя лиро-эпические поэмы (упрочившиеся в литературе начиная с эпохи романтизма), баллады (имеющие фольклорные корни), так называемую лирическую прозу (как правило, автобиографическую), а также произведения, где к повествованию о событиях «подключены» лирические отступления (как, например, в «Евгении Онегине» Пушкина). Деление литературы на роды не совпадает с ее членением на поэзию и прозу. В обиходной речи лирические произведения нередко отождествляются с поэзией, а эпические – с прозой. Подобное словоупотребление неточно. Каждый из литературных родов включает в себя как поэтические (стихотворные), так и прозаические (нестихотворные) произведения. Эпос на ранних этапах искусства был чаще всего стихотворным (эпопеи античности, французские песни о подвигах, русские былины, исторические песни и т.п.). Эпические в своей родовой основе произведения, написанные стихами, нередки и в литературе нового времени («Дон Жуан» Дж.Байрона, «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова). В драматическом роде литературы также применяются как стихи, так и проза, порой соединяемые в одном и том же произведении (многие пьесы У.Шекспира, «Борис Годунов» АС.Пушкина). Да и лирика, по преимуществу стихотворная, иногда бывает прозаической (вспомним тургеневские «Стихотворения в прозе»). Слова «эпическое» («эпичность»), «драматическое» («драматизм»), «лирическое» («лиризм») обозначают не только родовые особенности произведений, но и другие их свойства.
|