Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Жизнеподобный и фантастический стили.






В зависимости от типа художественной условности можно выделить две противоположные стилевые доминанты: жизнеподобие и фантастику. Жизнеподобие предполагает соблюдение известных нам физических, психологических, причинно-следственных и иных закономерностей. Жизнеподобны по характеру образности «Евгений Онегин» Пушкина, романы Тургенева, Гончарова, Толстого, рассказы и пьесы Чехова Фантастика же нарушает эти закономерности, изображает мир подчеркнуто условным. Фантастическая образность неоднородна: она может осуществляться в формах гиперболы («Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле), литоты («Дюймовочка» Г.Х.Андерсена), гротеска (нарочитая смесь фантастического с пошлым и обыденным, например в сказках Щедрина «Медведь на воеводстве», «Здравомысленный заяц» и др.), алогизма («Нос» Гоголя). Границы между фантастикой и жизнеподобием достаточно подвижны как исторически («волшебный» или «любовный напиток» средневековых сказаний представляется нам явлением фантастическим, хотя в свое время он как таковой не воспринимался), так и в пределах одного художественного целого (например, в «Пиковой даме» Пушкина). Однако в целом жизнеподобная и условно- фантастическая образность разграничиваются довольно четко и являются отличительными чертами стиля.

БИЛЕТ 22.

1.Анафора и эпифора.
Повторение начальных слов в строке или в стихе, несущих основную смысловую нагрузку, называется анафорой, а повторение заключительных эпифорой: Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам… (Некрасов). Там жених с невестой ждут, - Нет попа, А я и тут. Там младенца берегут, - Нет попа, А я и тут. (Твардовский).
Параллельными элементами могут быть предложения, их части, словосочетания, слова. Например: Увижу ль я твой светлый взор? Услышу ль нежный разговор? (Пушкин) Твой ум глубок, что море, Твой дух высок, что горы. (В.Брюсов) Существуют и более сложные виды параллелизма, совмещающие различные фигуры речи. Пример параллелизма с анафорой и антитезой: «Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог» (Державин) Ана́ фора (или единоначатие) – повторение звуков, слов или группы слов в начале каждого параллельного ряда, т.е. в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков) ^ Звуковая анафора – повторение одних и тех же сочетаний звуков: Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища (Пушкин) Анафора морфемная – Повторение одних и тех же морфем или частей слов: ^ Чёрноглазую девицу, Чёрногривого коня!.. (Лермонтов) Анафора лексическая – повторение одних и тех же слов: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин) Анафора синтаксическая – повторение одних и тех же синтаксических конструкций: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (Пушкин)
Анафора строфическая – повтор каждой строфы с одного и того же слова: Земля!.. От влаги снеговой Она еще свежа. Она бродит сама собой И дышит, как дежа. Земля!.. Она бежит, бежит На тыщи верст вперед, Над нею жаворонок дрожит И про нее поет. Земля!.. Все краше и видней Она вокруг лежит. И лучше счастья нет, – на ней До самой смерти жить... (Твардовский) Эпифора – повторение последних слов: Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка пьёт меня, Не найти мне места в этом тихом доме Возле мирного огня (Блок)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.