Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность диалектико-материалистического понимания истории






Основы нового учения начали закладываться К.Марксом (1818-1883) и Ф.Энгельсом (1820-1895) в 40-х г.г. 19-го века. Выступив в качестве идеологов пролетариата, они поставили своей целью теоретическое обоснование путей его освобождения. Эта цель нашла отражение в теории научного коммунизма, которую Маркс обосновал: 1) экономически, разработав теорию прибавочной стоимости («Капитал») и 2) философски, разработав материалистическое понимание истории («К критике политической экономии. Предисловие»: общественное бытие первично и определяет общественное сознание), которое опирается на философию диалектического материализма – «науку об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления» (К.Маркс).

Теоретическими источниками философии диалектического материализма явились критически переработанные диалектика Гегеля (у него она носила идеалистический характер) и антропологический материализм Фейербаха, который, как и весь домарксистский материализм, имел следующие черты ограниченности: 1) был непоследователен, т.к. не распространялся на общество; 2) был метафизическим и механистическим; 3) носил созерцательный характер: не дошёл до понимания ведущей роли практики в процессе познания и в общественной жизни.

Первоначально Маркс и Энгельс находились под влиянием гегелевской философии, были идеалистами. С 1843г. под воздействием Фейербаха, наметился их переход к материализму и атеизму. Первоначально разработка нового мировоззрения осуществлялась Марксом преимущественно средствами философского анализа, что видно из его работы «Экономическо-философские рукописи 1844г.». Главное в ней – идея отчуждения человека в обществе. Маркс показал: базисным для всякого отчуждения человека (духовного, религиозного) является экономическое отчуждение- отчуждение труда.



Развивая учение диалектического материализма, Маркс и Энгельс исходили из принципа материальности мира, его материального единства, его познаваемости и диалектического принципа развития. Напомним, что в рамках этого учения Ф.Энгельс характеризует основной вопрос философии как вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Этот вопрос имеет две стороны: 1- что первично: материя или сознание? 2- познаваем ли мир?

Согласно решению первой стороны основного вопроса философии, диалектический материализм (название проистекает из двух исходных принципов марксистской философии – диалектики и материализма) трактует бытие (в широком смысле) как вечно существующий, непреходящий мир, включая и материальные, и духовные явления, всё сущее. В узком же смысле бытие определяется как материя, которая несотворима и неуничтожима. А сознание есть отражение материального мира (в форме понятий, идей, чувств и т. д.) и вторично по отношению к нему. Энгельс указывает: поскольку материализм исторически менялся, менялось и представление о материи.

Диалектико-материалистическое определение понятия материи даётся в работе В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909): «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

 

Материя, согласно учению диалектического материализма, находится в вечном и непрерывном движении, которое существует, по Энгельсу, в таких основных формах, как: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Одним из проявлений движения материальных систем выступает развитие. При этом движение и развитие материальных явлений происходит во времени и пространстве, т.е. диалектический материализм исходит из представления об объективном единстве материи, движения, пространства и времени.

 

Человек отличается тем, что способен осознавать и познавать бытие в его различных проявлениях. Марксистская гносеология признаёт сложность и противоречивость процесса познания, в котором диалектически связаны две его стороны: чувственная (ощущения, восприятия, представления) и рациональная (понятия, суждения, умозаключения). Основу и движущую силу познания составляет, согласно марксистскому учению, общественная практика. Она же выступает как критерий истины, т.е. того, насколько получаемые знания соответствуют действительности. Истина есть процесс всё более глубокого постижения реальности. Диалектика этого процесса выражается в марксистской философии категориями абсолютной и относительной истины, т.е. как движение от менее к более точному пониманию сути явлений. При этом утверждается принцип конкретности истины: истина всегда относится к конкретному месту, времени, обстоятельствам. Отсюда – критика догматизма и релятивизма.

Практика – базовый принцип марксистской философии: практика как совокупная деятельность человечества по преобразованию природы и общества исходна и первична по отношению к процессу познания, к духовной культуре. Из этого принципа проистекало и представление о предметно – практической сущности человека, который сформировался и выделился из природы благодаря труду – основной форме практики (См. Ф.Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»).

Распространив принципы диалектического материализма на понимание общественной жизни (т.е. «достроив материализм доверху» (Ленин) и создав материалистическое понимание истории), Маркс и Энгельс обосновали: 1) определяющую роль материального производства в жизни и развитии общества; 2) теорию общественно – экономических формаций; 3) роль классовой борьбы (социальной революции) как главной движущей силы развития антагонистических формаций; 4) историческую миссию пролетариата; 5) идею диктатуры пролетариата и будущего коммунистического общества.

По мере развития марксистской философии она всё больше подчинялась задачам политической борьбы, превращалась в философию политического действия. Классики марксизма видели назначение своей философии в том, чтобы она стала духовным орудием изменения мира (11-й тезис Маркса о Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»).Будучи продолжателем учения марксизма, В.И.Ленин фактически подчинил философию задачам политической борьбы, выдвинув в числе прочего, принцип партийности философии. Со времени правления Сталина продолжилась линия на дальнейшую политизацию и упрощение марксистской философии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.